Найти в Дзене
Александр Позин

Кино и песня

Поговорим о значении песни в кинематографе. Каким образом режиссёры вплетают песенные номера в ткань произведения.

Сначала слово Маэстро кинематографа:

Композитор, несомненно, является одним из авторов фильма, а в музыкальной ленте его роль возрастает необычайно.

Эльдар Рязянов

Действительно, композиторы-песенники играют огромную роль в создании фильма. Например, творчество того же Рязанова неотделимо от творчества композитора Петрова точно так же, как и фильмы Гайдая не мыслятся без песен и музыки Зацепина.

А теперь рассмотрим приёмы. которыми пользуются кинематографисты, вплетая музыкальные номера в ткань произведения.

  • Без песен и вообще без музыки. Такое редко, но бывает, особенно если это обусловлено сюжетом.
Я допускаю, что существуют кинофильмы, не нуждающиеся в му­зыкальном сопровождении. Например, в военном фильме Александ­ра Столпера "Живые и мертвые" не раздается ни одной музыкальной ноты. И в данном случае это правильно. В этой суровой, прав­дивой ленте подлинные звуки и шумы войны действуют сильнее, не­жели музыкальные всплески. Но делать общим принципом отсутст­вие в любом кинопроизведении музыки несправедливо и неумно.

Эльдар Рязянов

  • Песня просто вставляется в фильм и сопровождается соответствующим видеорядом, задавая картине настроение и идейный смысл. Как, например, песня в исполнении Николая Рыбникова стала лейтмотивом фильма "Дом в котором я живу":
-2

"Тишина за Рогожской заставою"

Вот ещё один характерный пример:

Александр Кавалеров (Мамочка) исполняет песню Булата Окуджавы в фильме "Женя, Женечка и катюша".

  • Песенная вставка при этом может исполнятся не обязательно профессиональным исполнителем. а актёром, исполняющим главную роль.
...В один из сентябрьских дней на город внезапно обрушились огромные массы преждевременного снега. Зеленые и чуть тронутые желтизной деревья покрылись белыми мокрыми снежными хлопья­ми. Зрелище было фантастичным, необычайно красивым – зелень под снегом. Но было тепло, и эта красота исчезала буквально на гла­зах. В этот день маленькая съемочная группа во главе с оператором В. Нахабцевым и мною превратилась в охотников за пейзажами. Причем надо было торопиться – снег уходил с неимоверной бы­стротой. За полдня нам удалось "нащелкать" целую серию москов­ских видов, где мы запечатлели уникальные сочетания зимы и лета.
Показ города в его разных осенних состояниях входил в мою ре­жиссерскую задачу. Я намеревался сделать Москву одним из героев нашей ленты. Так что новый эпизод был просто-напросто подарком судьбы. Городские пейзажи я хотел сопроводить песнями, звучавши­ми за кадром. Это были своеобразные авторские монологи, раскры­вающие второй план произведения, обобщающие действие, подчер­кивающие глубину переживаний персонажей. Песни должны были исполняться Алисой Фрейндлих и Андреем Мягковым. Мне показа­лось, что этот прием поможет зрителю понять внутренний мир и духовное богатство наших героев. Но в отличие от "Иронии судьбы" Калугина и Новосельцев не имели права по сюжету, да и по характе­рам своим петь песни в кадре. Это было бы натяжкой, насилием над образами, грубым произволом. Но эти песни могли как бы звучать в их душах, персонажи могли бы их петь, если бы жизнь сложилась иначе, они их смогут петь, когда найдут друг друга.

Эльдар Рязянов

  • Музыкальная вставка не обязательно сопровождается просто нейтральным видеорядом, а песня звучит на фоне поступков главных героев, раскрывая их внутренний мир и определяя линию героев фильма.

В этом случае песня стала лейтмотивом лирической линии фильма появляющейся в образе Алексея Корсака, так же как и соответствующие песни отражают гражданскую линию Никиты Оленева и романтическую Александра Белова.

  • Песня, музыкальный номер просто вставляется в ткань фильма, при этом музыкальный номер обусловлен сюжетом. Особенно это характерно для мюзиклов и фильмов-ревю

Но бывает, что концертный номер просто вставлен и не в музыкальный фильм. Но для этого обставляется соответствующий антураж:

Как, например, бесподобная Раневская в фильме "Александр Пархоменко":

Или обворожительная Агуреева в "Ликвидации":

  • Песня вплетена в ткань фильма, и исполняется непосредственно в кадре, А здесь могут быть варианты, например, актёр просто играет исполнение песни, а поёт профессиональный вокалист, как вместо Андрея Мягкова песни исполнял Сергей Никитин:

Или режиссёр "доверяет" драматическому актёру исполнение песни. И в результате появляются изумительные музыкальные номера:

  • Наиболее полное погружение песни в ткань кинофильма, когда её исполняют непрофессионально, подпевая "как в жизни", создавая иллюзию достоверности

В "Иронии судьбы" драматические актрисы попевают Алле Пугачёвой создавая иллюзию новогоднего застолья:

Или вот за столом поют обыкновенные мужики, что только добавляет красок к трагедии русского офицерства, оказавшегося во враждебной среде агрессивного ограниченного украинства. При этом важны и реплики, вплетённые в песню. Полное погружение в естественность. "Дни Турбиных" Владимира Басова:

  • Песня исполняется, как бы межу делом, являясь просто связкой межу репликами и действиями героев, наиболее реалистично смотрясь в эпизоде фильма. Гениальный пример как Говорухин снял исполнение Высоцким "Лилового негра" в "Месте встречи изменить нельзя":

Филигранная работа режиссёра, оператора, и артистов: Жеглов, только что совершивший благороднейший поступок обыденно напевает, перебрасывается репликами с Шараповым, примеряет "парадку". Из разговоров зритель узнает, что им вообще-то нечего жрать, что оперативный состав МУР форму не носит, и множество других мелких деталей. Одновременно камера выхватывает важные для дальнейшего повествования детали. Пианино в комнате Володи, инструменту сужено стать важным реквизитом в бандитской малине. Портрет Вали на столике, именно его потом Жеглов наклеил на дверь в кладовку в качестве опознавательного сигнала "свой-чужой". При этом Высоцкий умудряется спеть песню Вертинского. Да как спеть!

Консультантом на фильме был заместитель министра МВД СССР генерал-лейтенант К. И. Никитин. Он просил, чтобы Жеглов хотя бы раз показался на экране в милицейской форме. Ёту просьбу мне необходимо было выполнить, потому что за это я рассчитывал получить возможность оставить, к примеру, сцену, где Жеглов подбрасывает в карман Кирпичу кошелек, да и вообще предполагал, с какими огромными трудностями мы столкнемся при сдаче картины. Но Высоцкий был неумолим: - Нет, форму я не надену ни за что! Для него милиционер сталинских времен ассоциировался с теми людьми, которые творили то страшное беззаконие. Он столько был наслышан об этом и так больно это переживал, что все, что было связано с милицией, не переносил на дух.
И тогда мне пришлось придумать ему сцену, где он стоит у зеркала в кителе и произносит примерно такой текст:
- Вот, Шарапов, моя домашняя одежда, вроде пижамы.
- Почему? - спрашивает Шарапов.
- Да потому что никогда не носил, да, наверное и носить не придется.
Потом он, с большим трудом уговоренный мной садится в этом кителе к роялю и произносит несколько строк из "Лилового негра" Вертинского, но, будучи верным своему слову не петь, каждый раз перебивает их репликами, обращенными к Шарапову. И тут же снимает китель. Это и осталось единственным его появлением в милицейском мундире.

Из воспоминаний С. Говорухина.

Простим режиссёру высер про беззаконие и отказ Высоцкого носить форму - это писалось в разгар перестройки в русле тогдашнего оплёвывания нашей советской истории, и, скорее всего, было придумано постфактум. А в остальном, всё верно. Эта сцена по насыщенности содержанием - высший пилотаж.