Я думаю ни для кого не будет секретом, что Лолита является одной из самых скандальных книг в истории литературы. История о Гумберте и девочке-нимфетке Ло до сих пор вызывает много споров и с завидным успехом продолжает будоражить умы читателей. И моя персона не стала исключением.
Начал я свое знакомство с творчеством Владимира Владимировича Набокова именно с этой книги. И признаюсь честно, данная книга появлялась на горизонте пространства моего сознания(наверное, голова моя пуста) на протяжении 2-ух месяцев и продолжает там быть. Следовательно, у меня нет ни капли сожаления о принятом решении.
Я охотно присоединяюсь к словам моих коллег по цеху, поющих дифирамбы о слоге Набокова. Его проза своей эстетикой поражает с первой строчки и не отпускает до последней. Чего только стоит его описание царапинки на ноге Лолиты, в котором автор сравнивает ранку, покрывшуюся коркой, с маленькими рубинами. Вообще Набоков — это сплошная эстетика. И одной из его отличительных черт является внимание к мелочам. Владимир Владимирович, как художник, рисует картину происходящего для читателя с особой бережностью и скрупулезностью.
Но на слоге эстетика Набокова не заканчивается, поэтому тема запретной любви, становится главным камнем преткновения для большинства читателей. Я считаю, что к каждому произведению нужно относится беспристрастно, ибо творческий замысел нужно вначале внимательно выслушать, а потом уже посредством рефлексии вы вольны решать как быть с творением автора. Примерять личины изображаемых героев на художника, тоже не стоит. В случае с Владимиром Владимировичем, такие аналогии неуместны, так как он сам не раз отрицал всякие сравнения.
Большая часть происходящего в романе повествуется от лица Гумберта Гумберта. Следовательно, верить каждому его слову не стоит, так как без приукрашиваний дело не обойдется. Но автор дает несколько фактов, проливающих истину. Например, от главного героя ушла жена, побег Лолиты, кривая стрижка с оплеванной макушкой и другие. В этих местах Набоков дает читателю понять, что Гумберт на самом деле жалок.
Но почему же Владимир Владимирович писал, что "Лолита" — это высокоморальное произведение? А дело заключается в том, что произведение повествует о любви. И, да, сейчас будет продолжаться моя глупость(люблю самоиронию). Во время последней встречи Гумберта с Лолитой, у главного героя происходит внутренний монолог, в котором он и доходит до настоящей своей любви к нимфетке. Гумберт был ослеплен своей звериной страстью и не увидел, как он отнял детство у Лолиты, как он разрушил ее жизнь. Поэтому иного выхода как отпустить у него не было. Именное поэтому Гумберт полюбил Лолиту только в конце произведения, иначе бы он убил бы не Куильти а Ло. И знаете, наверное, каждому знакомо, когда вы строите иллюзии вокруг человека милого сердцу. Когда вы влюбляетесь не в человека, а в образ, построенный вами. И именно в этом заключается проблема Гумберта, в том что он видел Аннабель, собственные фантазии в Лолите, не замечая страдания девочки. Однако, конец печален, впрочем, здесь сработала обратная карма в произведениях Набокова и Пушкина.
P.S. 1)Извините за мое посредственное изложение мыслей. 2) Я считаю, что истинны в искусстве не существует, но сам процесс борьбы за нее доставляет удовольствие. Следовательно, я не говорю истину последней инстанции