Найти тему
Михаил Слободин

"МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА" ДИТЯТИ.

Жгли в одном селе традиционные осенние костры. Вместе с обрезанными ветвя­ми смородины и малины, па­ лыми листьями и ботвой сжи­гался всякий мусор. Среди прочего подгребли к костру вылинявшее за лето, истер­занное пластмассовое «воин­ство»: старых солдатиков, ку­рицу на одном колесе, кроко­дила Гену, безглазого и без палого. Их хозяйка, девочка лет трех, деловито бросала в огонь бывших товарищей по играм.

Когда же в костер полетел симпатичный медведь, у ко­торого из-под плюша прогля­дывала кое-где соломенная начинка, я не выдержала, спросил:

— А тебе не жалко?

— Так мамка другого ку­пит!

Дети, наши дети... И ничего- то мам для них не жаль. Осо­бенно игрушек — пусть тешат­ся. Потом приходит пора тешиться вещами подороже—и мы снова идем не вс тречу. Все больше и больше нужно взрослеющему человеку. и мы начинаем с замиранием сердца замечать, что голос ребенка становится все тре­бовательнее. а наши робкие возражения значат для него все меньше и меньше.

Вещи — ладно: ну. поднапряглись и купили ребенку модную одежду или планшет. Но потребительские ам­биции растут и растут, и дети наши страдают от них куда тя­желее. чем семейный бюджет...

Как только ребенок появ­ляется на свет, врачи и психо­логи говорят родителям — ва­шим детям нужны лишь одна- две игрушки одновремен но, не больше. Но нам не жал­ко—пусть будет пять погре­мушек у малыша в манеже. У ребенка рассеивается внима­ние, он капризничает. Тогда мы достаем шестую игрушку, привлеченным новизной, по­том снова плачет. А резуль­тат? Bo -первых: недостаточ­ное развитие, ибо, по выраже­нию психологов, игрушка должна быть «отыграна», иными словами, малыш до­лжен усвоить всю информа­цию о предмете которым иг­рает (цвет, форма и т д ), и лишь тогда может переходить к другому. Во-вторых, приоб­ретаются зачатки «потреби­тельской болезни», когда хо­чется все нового и нового, а старое, что называется, гло­тается не переваренным. Один из парадоксов неуемно­го потребления: нужно все и в то же время не нужно по- настоящему ничего, у ребенка ни к чему не возникает силь­ной привязанности.

Наблюдая, чем играют со­временные дети, часто вспо­минаю фантастический рас­сказ с поучительным содер­жанием. Мальчику подарена игровая комната, где все как настоящее—дома, птицы, звери. Рай для малыша! И взрослые никак не могут по­нять, почему среди этого ве­ликолепия ребенок с упоением играет невесть как попав­шей сюда крышечкой от ста­рой консервной банки, кото­рую нашел сам. Хоть что-то сделал сам. хотя бы нашел.

Поверьте, новая игрушка из магазина не так уж нужна ма­лышу. Чаще всего такая по­купка нужна нам самим: го­раздо легче при нынешнем благосостоянии купить нового мишку, чем потратить час - другой на починку старого. Но ведь наша задача —не отку­паться от ребенка, а воспиты­вать его

Никогда, ни при каких об­стоятельствах на следует вы­кидывать при детях подпорченную игрушку. Чинить, ла­тать до последнего! Совсем хорошо, когда родители вре­мя от времени будут что-то делать своими руками вместе с детьми —такие поделки ре белок никогда не выкинет.

Самое простое — кубики. Но не такие, как а магазине, а по­больше раз мером и чис­лом—столько. чтобы хватало для серьезных построек. Сыну или дочке можно дове­рить зачистку деревянных брусочков и их хотя бы ча­стичную покраску. Получив такой подарок, ребенок будет занят им подолгу, ведь дети очень любят строить.

А кукольная мебель? Для того, чтобы ее сделать, нуж­ны лишь кусочки фанеры, рейки и маленькие гвоздики. Если самодельные кровать и стулья хорошо ошкурить и покрыть лаком, с ними на сравнится ни один покупной гарнитур

Из фанеры нетрудно выпи лить лобзиком — мальчик или девочка постарше могут сде­лать это даже без помощи па­пы — кольца с внутренним дм а метром 15—20 сантиметров Покрасив их масляной крас­кой. попробуйте накинуть их на длинный гвоздь, вбитым где-нибудь во дворе Вы убедитесь. что игре увлечет и вас. и вашего ребенка.

Когда вы шьете платье, то не выбрасывайте лоскут­ки—пусть ваша малень кая дочка тут же. рядом с вами, изобретает из них наряд для своей куклы. И пусть не сер­дят вас подобранные сыном пыльные гвоздики и гайки, из которых он пытается что - нибудь смастерить.—ведь именно тек. когда ребенок создает что-то свое из «не­нужного». рождается первый навык бережливости. И что не менее важно—первый опыт общения с материа­лом: тканью, деревом, желе­зом.

Много чудесного можно сделать самим. Но это уже де­по нашей фантазии и умения.