Жгли в одном селе традиционные осенние костры. Вместе с обрезанными ветвями смородины и малины, па лыми листьями и ботвой сжигался всякий мусор. Среди прочего подгребли к костру вылинявшее за лето, истерзанное пластмассовое «воинство»: старых солдатиков, курицу на одном колесе, крокодила Гену, безглазого и без палого. Их хозяйка, девочка лет трех, деловито бросала в огонь бывших товарищей по играм.
Когда же в костер полетел симпатичный медведь, у которого из-под плюша проглядывала кое-где соломенная начинка, я не выдержала, спросил:
— А тебе не жалко?
— Так мамка другого купит!
Дети, наши дети... И ничего- то мам для них не жаль. Особенно игрушек — пусть тешатся. Потом приходит пора тешиться вещами подороже—и мы снова идем не вс тречу. Все больше и больше нужно взрослеющему человеку. и мы начинаем с замиранием сердца замечать, что голос ребенка становится все требовательнее. а наши робкие возражения значат для него все меньше и меньше.
Вещи — ладно: ну. поднапряглись и купили ребенку модную одежду или планшет. Но потребительские амбиции растут и растут, и дети наши страдают от них куда тяжелее. чем семейный бюджет...
Как только ребенок появляется на свет, врачи и психологи говорят родителям — вашим детям нужны лишь одна- две игрушки одновремен но, не больше. Но нам не жалко—пусть будет пять погремушек у малыша в манеже. У ребенка рассеивается внимание, он капризничает. Тогда мы достаем шестую игрушку, привлеченным новизной, потом снова плачет. А результат? Bo -первых: недостаточное развитие, ибо, по выражению психологов, игрушка должна быть «отыграна», иными словами, малыш должен усвоить всю информацию о предмете которым играет (цвет, форма и т д ), и лишь тогда может переходить к другому. Во-вторых, приобретаются зачатки «потребительской болезни», когда хочется все нового и нового, а старое, что называется, глотается не переваренным. Один из парадоксов неуемного потребления: нужно все и в то же время не нужно по- настоящему ничего, у ребенка ни к чему не возникает сильной привязанности.
Наблюдая, чем играют современные дети, часто вспоминаю фантастический рассказ с поучительным содержанием. Мальчику подарена игровая комната, где все как настоящее—дома, птицы, звери. Рай для малыша! И взрослые никак не могут понять, почему среди этого великолепия ребенок с упоением играет невесть как попавшей сюда крышечкой от старой консервной банки, которую нашел сам. Хоть что-то сделал сам. хотя бы нашел.
Поверьте, новая игрушка из магазина не так уж нужна малышу. Чаще всего такая покупка нужна нам самим: гораздо легче при нынешнем благосостоянии купить нового мишку, чем потратить час - другой на починку старого. Но ведь наша задача —не откупаться от ребенка, а воспитывать его
Никогда, ни при каких обстоятельствах на следует выкидывать при детях подпорченную игрушку. Чинить, латать до последнего! Совсем хорошо, когда родители время от времени будут что-то делать своими руками вместе с детьми —такие поделки ре белок никогда не выкинет.
Самое простое — кубики. Но не такие, как а магазине, а побольше раз мером и числом—столько. чтобы хватало для серьезных построек. Сыну или дочке можно доверить зачистку деревянных брусочков и их хотя бы частичную покраску. Получив такой подарок, ребенок будет занят им подолгу, ведь дети очень любят строить.
А кукольная мебель? Для того, чтобы ее сделать, нужны лишь кусочки фанеры, рейки и маленькие гвоздики. Если самодельные кровать и стулья хорошо ошкурить и покрыть лаком, с ними на сравнится ни один покупной гарнитур
Из фанеры нетрудно выпи лить лобзиком — мальчик или девочка постарше могут сделать это даже без помощи папы — кольца с внутренним дм а метром 15—20 сантиметров Покрасив их масляной краской. попробуйте накинуть их на длинный гвоздь, вбитым где-нибудь во дворе Вы убедитесь. что игре увлечет и вас. и вашего ребенка.
Когда вы шьете платье, то не выбрасывайте лоскутки—пусть ваша малень кая дочка тут же. рядом с вами, изобретает из них наряд для своей куклы. И пусть не сердят вас подобранные сыном пыльные гвоздики и гайки, из которых он пытается что - нибудь смастерить.—ведь именно тек. когда ребенок создает что-то свое из «ненужного». рождается первый навык бережливости. И что не менее важно—первый опыт общения с материалом: тканью, деревом, железом.
Много чудесного можно сделать самим. Но это уже депо нашей фантазии и умения.