здесь каждый неприкаянный подросток на злом косноязычье говорит
Почитать первую часть статьи можно здесь >>>
В комментариях к моей статье "Города, где творятся странные и страшные вещи" встречались очень негативные отзывы, обвинения в отсутствии патриотизма и прислуживанию ребятам с Запада (и это я ещё смягчаю), только из-за того, что примерная геолокация страшных рассказов была обозначена в пределах нашей необъятной Родины. Я стараюсь учиться на своих ошибках, поэтому маленький дисклеймер для ультрапатриотов (эх, зачем я использовала слово "дисклеймер", они опять сейчас разозлятся...).
Следующие три рассказа - страшные, место действия - обычно вымышленный город/деревня в России. Если вам уже не нравятся исходные данные, то дальше можно не читать :)
А вообще я всегда призываю разделять художественный вымысел от реальной жизни, не нужно мешать в кучу dark fantasy и патриотические чувства - можно любить Родину и писать страшилки, можно не любить Родину и тоже сочинять ужасы. Никакой прямой зависимости тут нет, и не надо искать чёрную кошку в тёмной комнате, потому что её там просто нет.
- А какая Америка?
- Америка - она как... офисный стул! Удобно, функционально, везде ручечки, можно под себя настроить. Но скучно.
- А какая Англия?
- Англия - она как старое кожаное кресло. Неповоротливое, тяжелое, где-то протертое, где-то дырявое. Но уютное! И неповторимый запах...
- А Россия?
- Россия? Хм. Садовая скамейка. Жестко. Занозы. Дует... Но на ней вырезаны наши имена.
1. "Собачатина", Захар Прилепин
Рассказ из сборника "Ботинки, полные горячей водкой", второе название собрания сочинений - "Пацанские рассказы". Собственно, неприятные ассоциации возникающие от заглавия, будут усиливаться по мере прочтения книги.
Итак, место действия - некий пустой полустанок, на котором оказывается компания парней. В деревне они находят заброшенный дом, а внутри - банку самогона. Скоро в гости придут девчонки, на стол нужно что-то поставить, но вот беда: выпивка есть, а закуски не хватает. И тогда один из ребят предлагает сделать шашлык из собаки...
Этот рассказ, несмотря на вроде как позитивную концовку, оставляет неприятный осадок - автор действительно очень ярко описывает весь творящийся бедлам. При этом экранизация этого рассказа (дипломная работа Ксении Тищенко) получилась куда мрачнее:
здесь солоно на вкус, здесь на восходе
ржаная кровь восходит до небес,
беспамятство земное хороводит
нас от "покамест" и до "позарез",
здесь небеса брюхаты, их подшерсток
осклизл и затхл, не греет, но парит,
здесь каждый неприкаянный подросток
на злом косноязычье говорит,
мы здесь примерзли, языками, брюхом, каждой
своей ресницей, каждым волоском,
мы безымянны все, но всякий павший
сидит средь нас за сумрачным столом...
"Грех" (отрывок), Захар Прилепин.
2. "Настя", Владимир Сорокин
Новелла "Настя" были издана в составе сборника "Пир" в 2001 году. С тех пор этот сборник, как и сам автор, претерпели много критики. А в 2016 году общественники даже обратились в полицию с просьбой возбудить дело против Владимира Сорокина за пропаганду каннибализма в своей книге.
Сюжет скандальной новеллы разворачивается вокруг девочки, которой исполняется 16 лет. В День рождения её на лопате запихивают в печь собственные родители и подают на стол как главное блюдо - уже прослеживается аллюзия на старые русские сказки про Бабу Ягу.
По сути вся книга пропитана иронией и не стоит воспринимать буквально эту историю, ведь по тексту разбросано множество намёков, например, дословно обыгрывается слово "новоиспеченная":
Давайте есть, господа, пока Настя не остыла! — Саблин заложил себе угол салфетки за ворот. — На правах отца новоиспечённой я заказываю первый кусок...
"Новоиспеченная" - то есть ставшая кем-то, получившая какое-то звание, должность, отданная во власть обществу. А "пожирание" человека стоит воспринимать лишь как метафору - семья и обычаи рода давят и заставляют принимать решения, бессмысленные, но преподносимые как единственно верные, лишь в силу незыблемых устоев. Человек проходит болезненный этап становления, "обжигается" в социальном плане, обрастает неким панцирем, коркой, раздаёт себя по кусочкам другим... Уверена, для каждого этот рассказ приобретёт свой смысл, а я могу ошибаться в своём толковании.
Рассказ «Настя» был написан мною в Токио в 2000-ом году. Тогда начинался век нынешний, а мне захотелось высказаться о начале ХХ-го, обещавшего не только революцию, но и новую мораль. Собственно, «Настя», как мне кажется, не про Настю, а про русскую интеллигенцию накануне «века долгожданной свободы». И вот теперь этот текст дошел до мозгов наших народных бронтозавров и те разразились негодующим ревом. Но впечатляет не рев отечественных бронтозавров, а скорость нервного импульса в их телах: 16 лет. Такова скорость нынешней народной мысли. Кстати, таков и возраст Насти. Бронтозавру невдомек, что художественная литература по определению неподсудна. Пусть себе ревет. Сейчас время рева и конвульсий, выдаваемых за новую силу. Уверен, что Богомолов, человек смелый и одаренный, сделает хороший фильм.
Из интервью для газеты "Новые известия"
К сожалению, о производстве фильма до сих пор известно мало. В своих интервью Богомолов рассказал, что осенью 2017 года съёмки фильма уже были закончены и лента находится на стадии монтажа, в марте 2019 года - на стадии озвучки, но на данный момент никакой информации о выходе фильма нет, страница на Кинопоиске висит полупустая:
3. "Последний сон Игната Петровича", Артём Добровольский
Этот рассказ входит в сборник "Пансионат" - при этом большинство читателей воспринимают отпочковавшийся отрывок как отдельное произведение. Словно щупальце лавкрафтовского шоггота "Последний сон..." начал гулять по сети без указания авторства, и лишь случайно в обсуждениях мне удалось найти ссылку на официальный сайт с полной версией книги.
Герой попадает в параллельную реальность, где время - деньги. От многих вещей, бытующих в этой реальности, волосы встают дыбом. Но есть и такие, что слаще мёда. Увлекшись вторыми, герой подзабыл о первых. Сможет ли он выбраться из гиблого места под названием Пансионат? И да, и нет.
Представьте, что Дэвид Линч родился в России и выбрал не кинематограф, а литературу - вот такие ассоциации вызвал у меня этот сборник. Томящее ощущение предчувствия чего-то страшного и неизбежного, интересный и захватывающий сюжет - эта книга действительно стоит вашего внимания :)