На форуме промышленных инноваторов в Банном мы смогли обсудить в формате World Cafe и мозгового штурма несколько ключевых тем инноваций в промышленности:
- Организационная трансформация
- Продуктовый подход и agile в промышленности
- Open Innovations
- Кооперация предприятий в области инноваций
- Что может сделать Ассоциация Индустриальные инновации?
Задачей было не столько найти вопросы на все вопросы, сколько выявить проблемные зоны и болевые точки инноваций, синхронизировать понятия, которыми мы оперируем, и наметить план действий на будущее.
Организационная трансформация на промышленном предприятии
Болевые точки:
1. Нет понимания зачем трансформировать компанию?
Решение:
Собрать бенчмаркинг как в своей отрасли, так и в смежных, посмотреть кто что делает в области трансформации и каких результатов добивается. Определить - где находится компания в настоящее время.
Надо сформулировать ответ на вопрос: что произойдет с компанией, если она не будет трансформироваться?
Необходимо сформулировать образ будущего рынка и самой компании.
Все это необходимо проделать, прежде всего, с топом компании.
Если есть понимание - зачем трансформироваться, возникают следующие болевые точки:
2. С чего начать?
Прежде всего, надо принять гипотезу - зачем реализуется трансформация (см. п 1.), не пытаясь сразу же нарисовать стратегию.
Далее, приняв гипотезу, необходимо начать экспериментировать, делать пилоты, нарабатывать опыт. Получив результаты экспериментов, необходимо вернуться к гипотезе и либо подтвердить, либо опровергнуть ее.
Если гипотеза подтверждена, нужен план, выделение ресурсов и т.д.
Надо быть готовым к тому, что это - долгое упражнение, может быть необходима не одна попытка, а несколько.
После верификации гипотезы должна появиться стратегия. После этого надо переходить на регулярный менеджмент трансформации.
3. Получится ли у нашего предприятия? Стоит ли вообще за это браться?
Решение: бенчмаркинг, изучение чужого опыта
4. Кто будет осуществлять трансформацию?
Разные точки зрения:
- HR, которые отвечают за культуру организации
- должен появиться новый топ - Chief Transformation Officer.
- не нужен один СТО, нужен офис трансформации и определенный фреймворк.
5. Проблема с готовностью к трансформации. Незрелость компании надо преодолевать постепенно.
Продуктовый подход и agile в промышленности
Проблемы
- Сложность с объяснением - что такое продуктовый подход? Чем он отличается от работы по техническому заданию.
- Как перейти от отношений “заказчик - подрядчик” к продуктовому подходу? Как объяснить, что ТЗ не является неизменным и исполнитель может в нем что-то менять.
- Online оценка CSI (индекс удовлетворенности клиента)? Как правильно собрать обратную связь от клиентов?
- Несоответствие нормативно-правовой базы и корпоративной культуры продуктовому подходу. Внешний подрядчик обычно сталкивается с конкретными ТЗ и требованиями, которые он не имеет право менять. Внутренним службам не позволят служба безопасности и надзорные органы отклоняться от плана. бюджета и сроков.
- Продуктовый подход может противоречить KPI линейных руководителей
- Отсутствие запаса человеко-часов для “кружков по интересам”. В Google 20% своего рабочего времени сотрудник может потратить по своему усмотрению. Специалисты на наших предприятиях заняты полностью, надзорные органы контролируют их занятость. Лучшие специалисты несут на себе дополнительную нагрузку.
- Плохое знание теоретической базы продуктового подхода на производстве. Нет внутренней готовности меняться и узнавать новое.
- Страх перед изменениями, нежелание меняться, страх перед будущим. Специалисты привыкли годами работать по неизменным инструкциям. Необходимо с каждым работать персонально.
- Непонимание заказчиком как правильно сформулировать требования к продукту. Максимум, что может заказчик - сформулировать в текст “боль”. Он не может сформулировать как интегрировать решение в существующий бизнес-процесс, как договориться с другими отделами.
- Сфокусированность на текущем процессе. Сложно отвлечь людей от операционных обязанностей для работы над продуктом.
- Закупочные процедуры. Как закупить нечто, чего мы до конца еще не понимаем? Как закупить инновационный продукт, который еще не существует на рынке? Как закупить у нормальных подрядчиков, а не у тех, кого отобрали 10 лет назад?
- Неприятие ошибок. В продуктовом подходе есть высокая доля, что ничего не получится, либо что получится не то, что задумывали.
- Нехватка квалифицированных кадров. Штатная сетка не предполагает дополнительных людей для продуктового подхода.
- Процесс ради процесса. Когда топ менеджеры слышат про новый хайп и появляются новые программы по “внедрению”.
- Нужны “чемпионы процесса”. мнение которых важно для ЛПР. Таких людей мало.
Открытые инновации в промышленных компаниях
Болевые точки
- В корпорациях не выстроено целеполагание по инновациям. Если даже цели есть, они имеют обычно краткосрочный горизонт. Нет декомпозиции целей на тех, кто работает с инновациями, и на тех, кто будет выступать “держателем” инноваций на производстве.
- корпорации не умеют работать с инновациями. Корпорации заточены на то, чтобы получать эффект “здесь и сейчас”, на краткосрочном горизонте.
- Корпоративные регламенты не дают работать со стартапами. Длительные закупочные процедуры. При заключении договоров требуют четкого определения KPI, сроков, объемов.
- Вопрос: какой должен быть баланс между внутренними и внешними инновациями с точки зрения распределения ресурсов, времени, людей...
- Ограниченность бюджетов для тестирования, проведения экспериментов.
Решение: создание корпоративных венчурных фондов для финансирования пилотов. Привлечение внешних инвесторов для шеринга бюджетов на пилотирование. Получение грантов от государства.
Как гипотеза: создание отраслевого фонда для тестирования идей.
6. Бизнес-заказчик со стороны корпорации часто меняет свои требования к стартапу.
7. Не все корпорации открыты для инноваций. Корпорации не показывают свои потребности в инновациях.
8. Нет прозрачных каналов коммуникаций, площадок, где корпорации встречаются со стартапами.
9. Инновационные компании не могут закупить материалы для своих решений, корпорации продают только большими партиями.
Решение: создавать ассоциации малого бизнеса для объединения и выхода на корпорации.
Возможности для кооперации между корпорациями в области инноваций
Выгоды: наличие бенчмарков. Понимание - реализуемая ли какая-то инновационнаяидея.
Обмен данными
Обмен опытом реализации проектов
Обмен опытом работы с подрядчиками
Проблема:
Неготовность топов и отсутствие культуры делиться своими наработками на внешнем рынке.
Решение:
Обмен возможен на площадках, подобных площадке форума в Банном.
Для обмена нужны модераторы по областям:
- технологическим - AI ML, машинное зрение…
- функциональным - закупки, логистика, HR…
Нужна цифровая платформа, где можно оставить свой запрос, с возможностью поиска, инструмент для цифровых инноваций.
Создание общей ценности / национальной идеи (“российские цифровые металлурги - самые передовые”).
Что можно сделать в рамках Ассоциации “ИНдустриальные инновации”
- Разработать IoT платформу
- Совместный венчурный фонд
- Обмен проектами. Питчи и пресейлы для обмена проектами
- Обмен воронками стартапов, экспертизой и опытом работы со стартапами
- Обмен опытом работы с вендорами
- Обмен лучшими практиками в оргструктурах и методологиях
- Организация общего акселератора по работе со стартапами
- Референс-визиты друг к другу (возможно - виртуальные), обсуждение конкретных кейсов с выступлениями заказчиков
- Обмен внутренними проектами. Питчи и пресейлы для обмена проектами
- Создание комьюнити по ML
- Просвещение по смежным отраслям - интересно послушать, как работают инновации у смежников
- Обмен опытом по оценке бизнес-кейсов
- Обмен опытом по ведению портфеля инициатив, проектов…
- Обмен опытом по организационной практике в инновациях
- Анализ зарубежных практик
- Референс-визиты на зарубежные предприятия
- Сделать отчет по болям в промышленных инновациях
- Создание на сайте Ассоциации раздела, где можно размещать запросы и находить коллаборации
- Сохдать на сайте: раздел “окно помощи”, где можно разместить вопрос, идею
- Обмениваться идеями в Телеграмме или на сайте Ассоциации, чтобы получить feedback
- Ежегодный слет
- Разработать систему ценностей - кто мы, что мы...
По результатам обсуждений World Cafe Bannoe на первом слете промышленных инноваторов 11-12 марта 2021 г.