Спросила своего ученика, как их класс отметил праздник 8 марта. Он рассказал, что мальчики скинулись и купили каждой девочке по шоколадке, а потом еще и песню спеть попытались. Получилось мило, девочкам понравилось. А на перемене он увидел грустную классную руководительницу, которая уже второй год опекала их класс, и которой лишь три человека из всего класса подарили цветочки. Ну, и разумеется, ей тоже дали шоколадку. Казалось бы, а чего еще нужно?
И тут на просторах одной из социальных сетей я встретила такой пост:
Здравствуйте! Вопрос от меркантильной училки.
В этом году получила классное руководство в 9 классе, преподаю в котором уже 5 лет. Класс небольшой и очень хороший в плане дисциплины. В силу моего молодого возраста у на отличные отношения, мы на одной волне. Но мне не даёт покоя одна неправильная мысль. Обычно классные руководители получают от своих учеников какие-то знаки внимания на праздники. Мне же не досталось за этот год ничего. Перед НГ я делала лотерею для ребят, все ушли с сувенирами. А у меня день рождения на новогодних праздниках. В итоге я не получила даже шоколадку. Причём своему прежнему классному руководителю они дарили хорошие дорогие подарки. У маня возникает мерзкое чувство, что меня не ценят: стараешься, вкладываешь - и пусто. В общем, суть вопроса: как откинуть от себя эту идиотскую мысль, что тебя не любят твои ученики? Мозгами понимаю, что они не обязаны, что мы с ними только в этом году "породнились", и все такое, но смотришь на коллег, которые на 8 марта с цветами уходят - и накатывает обида.
Анонимно, пожалуйста, а то напишет ещё кто-нибудь заявление о вымогательстве
Получается, важен не столько подарок, сколько внимание. Далеко не факт, что если учительнице подарят шикарный подарок, она будет рада ему больше, чем, например, простой рукодельной открытке. Многие учителя вообще мечтают не получать от детей никаких подарков, поскольку шоколадок им уже хватит, а букеты и прочие подарочки только место лишнее занимают. Но внимание со стороны детей все же необходимо учителям. Или нет?
Почему дети дарят или не дарят учителям подарки? Неужели только потому, что так им сказали поступить родители? Тогда получается, что каждый подарок от учеников – своеобразная «взятка» со стороны родителей, попытка задобрить учителя, чтобы у их детей были хорошие оценки. Кстати, закон отличает простые подарки от взяток. Согласно п. 1 ст. 575 Гражданского кодекса РФ не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб. от имени малолетних их законными представителями работникам образовательных организаций. А если вручение подарка прямо подразумевает моментальное улучшение оценок, например, за четверть – это уже может рассматриваться как взятка.
Может, детям показалось, что им просто не за что особо благодарить учительницу? В истории из соцсети она была вместе с ними не один год, устраивала им праздники, конкурсы, делала все, чтобы им было интереснее ходить в школу. Может, не нужно было это все делать? Большинству детей сейчас все равно, что там предпринимают учителя, чтобы сблизиться с ними, чтобы ученикам было интереснее, школа для них как простая обязанность. Пришел – посидел-пообщался с друзьями на переменах -поскучал на уроках -ушёл.
А если это так – разве учителя не могут поступить таким же образом? Зарплата маленькая, обязанностей много, а тут еще при попытке внести хоть какой-то позитив в серые школьные будни никто не реагирует на старания классного руководителя. А не махнуть ли на это все рукой? Пусть ходят в ту школу, что есть, пусть максимумом радостной атмосферы в школе будут формальные праздники с концертами. Учитель пришел – рассказал материал – выслушал вопросы – выполнил остальные многочисленные обязанности и ушел. Зачем прибавлять себе хлопот, если они не встречают сочувствия? Как пелось в песне, «зачем кричать, когда никто не слышит?».
А дело в том, что школьники пока слабо разбираются в людях, не понимают, кто поистине хочет им добра, а кто добивается каких-то своих целей. Простой пример от другого моего ученика – у них в школе был классный руководитель, учитель математики. Она регулярно устраивала им праздники, проводила различные конкурсы, но ее старания не находили никакого отклика. На Новый год она даже сочинила им небольшую песенку-перепевочку, которую они дружно должны были спеть, но лишь два человека из всего класса выучили ее слова. Она казалась им чудной пожилой женщиной, запомнившейся прежде всего словами «Как аукнется- так и откликнется!».
И, конечно, когда в 9 классе их старая классная руководительница ушла в другую школу, а на ее место пришла учительница истории, очень популярная в школе, дети обрадовались. Но вот что-то ни праздников, ни вечеров, ни песенок, ни походов и экскурсий больше не было. Зато новая классная очень любила им рассказывать о том, как её ценили все ученики и их родители, какие подарки дарили…
Должны ли учителя получать подарки – решают родители. А вот заслуживает ли учитель знаков внимания – решают сами дети. Но зачастую они пока не могут принять такое решение, и учителю остается лишь одно – ждать, долго ждать, когда к нему явятся повзрослевшие ученики и поблагодарят за те праздники, за ту неказистую песенку.
Только вот – явятся ли?