1. Год создания - 1723;
2. Написаны в Кётенский период;
3. В каталоге сочинений обозначаются BWV 1007-1012;
4. Написаны для виолончели без сопровождения, соло;
5. О более ранних образцах сольных виолончельных сюит в музыкальном искусстве неизвестно. Бах - новатор в этом жанре;
6. В Кётенский период также созданы: сонаты и партиты для скрипки (знаменитая Чакона - часть партиты №2), "Бранденбургские концерты", первый том "Хорошо темперированного клавира";
7. Цикл виолончельных сюит был почти неизвестен до начала ХХ века;
8. Считался чуть ли не инструктивным материалом, "неинтересными этюдами";
9. Рукопись с автографом не сохранилась;
10. Точной хронологии создания сюит не сохранилось тоже;
11. Сведений о традициях исполнения этих сюит при жизни композитора тоже нет;
12. Цикл состоит из 6 сюит;
13. Каждая сюита состоит из 7 частей:
Прелюдия, Аллеманда, Куранта, Сарабанда, 2 Менуэта (или 2 Бурре, или 2 Гавота), Жига (или 6, если считать парные танцы за одну часть);
14. Исполнение 1-2 частей из любой сюиты - обязательное требование для поступления в музыкальный колледж, вуз;
15. Исполнение 1-2 частей из любой сюиты - обязательно для прослушивания в оркестр;
16. Исполнение 1-2 частей из любой сюиты - обязательный номер в программе любого исполнительского конкурса;
17. Исполнение всех сюит подряд займёт несколько часов, около четырёх. На такой подвиг способен далеко не каждый виолончелист;
18. Сольные сюиты Баха - основа классического репертуара виолончелиста;
19. Тональности сюит:
№1 - Соль мажор
№2 - Ре минор
№3 - До мажор
№4 - Ми-бемоль мажор
№5 - До минор
№6 - Ре мажор;
20. Первые четыре сюиты написаны для стандартного четырёхструнного инструмента, №5 - настройка вариантная, струна Ля перестраивается на ноту Соль, а №6 написана для пятиструнной виолончели (с верхней струной Ми);
21. Проблема многих старинных произведений не обошла стороной и виолончельные сюиты: копии-оригиналы, редакции - авторский текст...Многие известные музыканты вносили свои изменения, идеи, предпочтения в нотный текст, нюансировку, аппликатуру, штрихи, темпы;
22. Существует множество редакций, принятых в разных странах, разными "школами": Кленгеля, Беккера, Доцауэра, Стогорского, Давыдова, Г.С.Козолуповой и др.;
23. Есть переложения для гитары, фортепиано, альта, контрабаса, мандолины, кларнета, саксофона, укулеле и др. инструментов, оркестровые и джазовые версии;
24. Роберт Шуман делал для сюит фортепианное сопровождение, но оно вызывало интерес "только у музыковедов";
25. Сам Бах сделал вариант сюиты №5 для лютни (BWV 995);
26. Во времена Баха произведения одного жанра часто группировали в циклы по 6. Неспроста: 6 - совершенное число, сумма трёх первых натуральных чисел 1+2+3=6
Примеры "6" в творчестве Баха:
6 Французских и 6 Английских сюит для клавира, 6 Бранденбургских концертов, 6 сонат для клавесина, для скрипки соло (цикл 3 сонаты+3 партиты);
27. Одной из лучших записей 6 сюит считается версия Пабло Казальса, сделанная в 1936-1938 гг.;
28. В 1985 году известный американский виолончелист (китайского происхождения) Йо-Йо Ма получил "Грэмми" за исполнение сюит;
29. Самая известная и популярная часть - Прелюдия Соль мажор из Сюиты №1;
30. Есть мнение некоторых музыковедов, что вряд ли Бах писал Сюиты именно для виолончели. Скорее, для басовой виолы или виолончели da spalla (инструмент держат на плече). Но МЫ-то так не думаем! Мы уверены, что "6 Сюит" - лучшее произведение И.С.Баха для виолончели!
21 марта 2021 года - 336 лет со дня рождения великого классика, создавшего произведения, которые уже не боятся времени. 100-летнее забвение его музыки осталось далеко в прошлом. Более 1000 произведений композитора - наследие мирового музыкального искусства, которым восхищаются миллионы людей. Музыка Баха увлекает даже тех слушателей, которые относятся к классической музыке прохладно.
Основные образы его произведений - религиозно-философские: жизнь и смерть, чистота помыслов, верность, сила духа, смысл жизни человека, его предназначение. В его музыке нет мелочей и случайностей. А самое интересное то, что она постоянно открывает новые горизонты, новые краски, мысли, эмоции как для исполнителя, так и для слушателя.
В своём творчестве И.С.Бах часто обращался к нумерологии. Сейчас цифры 336 получились сильными: 3 - символ Троицы, 6 - совершенное число, символизирует 6 дней творения мира. Хорошее сочетание!
...Течение времени меняет идеалы и мировоззрения людей, даёт высокие технологии и безграничные возможности. Сейчас на творчество Баха есть новый взгляд: креативный, нетривиальный. Но и старые, проверенные временем традиции, живут и будут звучать долго!..
И помним, что в жизни всё может быть...