Что такое IPO?
Термин IPО, или Initial Public Offering – первичное публичное размещение акций уже знаком не только инвесторам, но и многим простым россиянам, далеким от рынка акций. В своё время по всем российским СМИ активно рекламировались IPО крупных отечественных госкомпаний, Роснефти и ВТБ, пользователи соцсетей бурно обсуждали первичное размещение акций Facebook, а многие даже смогли сами в нем поучаствовать. Но финансовые технологии не стоят на месте, и вот уже в информационное поле вторгается новый термин – DPO.
Что же это за зверь такой DPO?
DPO расшифровывается как Direct Public Offering, то есть прямое публичное размещение. В отличие от традиционной процедуры, компании, которые выбирают этот путь, не привлекают к размещению андеррайтеров, то есть банки или брокерские компании, которые помогают привлечь интерес инвесторов к ценным бумагам и собирают заявки на участие среди своих клиентов.
Соответственно, при таком размещении не организуется роуд-шоу — цикла презентаций для инвесторов, в ходе которых им рассказывают об эффективности компании и знакомят с перспективами её роста. При этом первичный пулл покупателей по цене размещения не формируется – акции начинают торговаться сразу на бирже. Цена открытия торгов определяется по заявкам на продажу и покупку акций в первый день торгов.
Такой метод размещения акций был разрешен рядом американских бирж только в конце 2020 года, но уже несколько компаний успешно вышли на рынок таким образом. Конечно, пока одна из причин успеха DPO – в новизне и необычности. Кроме того, сама процедура подразумевает, что ей пользуются компании, уже известные широкой публике. Однако, есть все основания полагать, что в дальнейшем этот способ вывода бумаг на биржи будет пользоваться всё большей популярностью.
Так в чем же привлекательность DPO? Во-первых, этот способ существенно дешевле – не приходится оплачивать услуги андеррайтеров, в которые, среди прочего, включается массированная пиар-компания в СМИ, работа многочисленных клерков, аналитиков, менеджеров. А значит, при одной и той же цене размещения, компания получит больше чистого дохода. Во-вторых, покупатель имеет возможность сразу купить столько бумаг, сколько ему нужно, не завися от алокации – то есть того, сколько было подано заявок на первоначально размещаемые акции. Кроме того, нет никаких ограничений на то, когда покупатель может продать свои акции, а вот многие андеррайтеры вводят срок заморозки до трех месяцев.
Но, самое главное, современные информационные технологии позволяют не только известным и популярным компаниям, но даже относительно небольшим амбициозным стартапам распространить информацию о себе и перспективах своих бумаг, а значит, не нуждаться в услугах андеррайтеров.
Впрочем, у каждого преимущества есть обратная сторона. Эта простота распространения информации упрощает и обман. Так что, если вы хотите, чтобы ваши инвестиции были успешными, при участии в DPO, как и при прочих вложениях средств, лучше опираться на консультации профессионалов.
Подписывайтесь на Яндекс.Дзен , Telegram канал и Instagram , приумножайте свой капитал и знания вместе с NRFC!