Балет «Золотой век» – спектакль, занесенный в золотую коллекцию телерадиофонда. Я хочу вам рассказать о спектакле, который был поставлен в 1982 году в Большом театре Юрием Николаевичем Григоровичем.
Но впервые этот балет был поставлен 1931 году на сцене тогда еще Ленинградского театра оперы и балета имени Сергея Кирова. Музыку к этому спектаклю написал величайший композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
Тогда этот спектакль ставили знаменитые балетмейстеры, ныне считающиеся классиками, это Василий Вайнонен и Леонид Якобсон. Что касается сюжета, – он был абсолютно абсурдным. Это было произведение о нашей футбольной команде, которая поехала в некую капиталистическую страну на сельскохозяйственную выставку, где испытывали всякие перипетии.
Либретто очень смешно написано. Там есть такие фразы, как «вызывающий танец дивы–фашистки», «заводной танец комсомолки» и тому подобное. На премьере партию комсомолки исполняла легенда русского и мирового балета Галина Сергеевна Уланова. Она очень любила вспоминать этот спектакль и говорила, что все, что она в нем делала, это был абсолютно ново. С этого балета начались ее акробатические трюки в танце, то, что раньше запрещалось. Например, это шпагаты и пирамиды.
Многие, возможно, помнят кадры хроники парадов Сталинской эпохи, когда много девушек и юношей принимают акробатические позы, перестраиваются из групп в группы. Так был поставлен пролетарский танец в старом «Золотом веке» и некоторые вещи потом применил Григорович в новом «Золотом веке».
Во вступительной статье к первому буклету спектакля «Золотой век» Шостакович написал, что основой в написании музыки для него было показать два элемента – современную европейскую буржуазную культуру и сопоставить с ней тогда еще молодую пролетарскую советскую музыку.
Надо сказать, что Дмитрий Дмитриевич по молодости очень часто подрабатывал в кинотеатрах, приходилось очень много импровизировать на фортепиано во время показов фильмов и ему приходилось играть музыку, популярную в то время. Он очень часто исполнял знаменитые песни и мелодии, которые приходили с Запада. И вот когда ему пришлось писать музыку к «Золотому веку» и показывать западную буржуазную культуру, он оркестровал несколько знаменитых мелодий, которые уже стали бессмертны, и иногда многие думают, что это написал Шостакович.
В 1982 году на сцене Большого театра был поставлен спектакль со старым названием «Золотой век», но с совершенно новым сюжетом. К написанию либретто к новому спектаклю Григорович пригласил друга Шостаковича, И. Гликмана . Изменив либретто, они не изменили эпоху. Действие балета происходит в те же годы, в которые писал Шостакович музыку. Но из некой капиталистической страны действие перенесено в приморский город молодой Советской России.
Молодая девушка Рита знакомится с комсомольцем Борисом. Юноша ею увлекается и следует за ней, а она работает танцовщицей ресторана «Золотой век». Борис попадает в ресторан и видит, как девушка, которая ему понравилась, танцует эксцентрический дуэт с месье Жаком и имеет очень большой успех среди нэпманов и модных людей, которые наводняют ресторан. Но месье Жак не только танцовщик ресторана, но и главарь банды, которая при помощи их подружки Люськи , девицы легкого поведения, завлекает подгулявших нэпманов. Они их грабят и так далее.
Складывается классический любовный треугольник. Месье Жак, который увлечен Ритой и ревнует ее к молодому комсомольцу, Люська влюблена в месье Жака и ревнует его к Рите. Это заканчивается плачевно для нее. В итоге при помощи молодого комсомольца Бориса удается разоблачить эту банду и арестовать главаря, а любовная пара воссоединяется и все заканчивается замечательно.
Спектакль в 1982 году имел оглушительный успех. Но потом, когда начался развал Советского Союза, этот спектакль стали ругать, стали писать о нем как о заказном. На самом деле это неправда.
Меня потрясла реакция одной из величайших балерин – Марины Тимофеевны Семеновой. На гастролях в Австралии, когда был последний выезд спектакля «Золотой век» за границу в 1994 году. Мы сидели с ней в зале, и когда закончилось выступление, был невероятный успех и Марина Тимофеевна мне сказала: «А ты знаешь Коля, ведь это моя молодость».
И действительно, все, что мы с ней видели сейчас на сцене, это было именно так. На улицах выступали агитбригады, которые высмеивали духовенство и капитализм. В ресторанах кутили нэпманы, именно вот так вот одетые. Дамы в таких же экстравагантных нарядах и шляпах танцевали очень завлекательный фокстрот и танго. И действительно, так же орудовали на улицах банды. В принципе, Григорович ни в чем не обманул.
Этот спектакль глубоко исторический, потому что это часть нашей истории, и то, как размахивают красными флагами, это не просто коммунистический праздник или демонстрация 1 Мая, а это действительно постоянно так было в 20–30-е годы. Так что здесь нет никакой неправды.
Спектакль много раз вывозили на Запад, и было очень приятно и интересно, что настолько точно художником Симоном Вирсаладзе воспроизведены были костюмы той эпохи, что многие крупные автомобильные фирмы приглашали артистов в костюмах Вирсаладзе сниматься для рекламы роскошных автомобилей.
В первом составе были четыре главных исполнителя и плюс пятый, главный герой, который всегда есть во всех авторских балетах Юрия Николаевича. У него всегда присутствует пятый персонаж гротесковой партии, которого Григорович как будто всегда ставил для себя. Именно с этого замечательного персонажа началась моя карьера в Большом театре.
Для меня этот спектакль очень дорог, как и те исполнители, которые играли в первом составе. Я участвовал с ними в спектакле, когда они были уже недосягаемыми величинами, а я был очень юным дебютантом. Партию Риты исполняла Наталья Бессмертнова , Люська – Татьяна Голикова, месье Жак, он же Яшка – Гедиминас Таранда и комсомолец Борис – Ирек Мухамедов. Состав фантастический, мастерство их необыкновенно. Потрясающе Бессмертнова танцевала как на комсомольских праздниках, а также знаменитое танго в ресторане. Необыкновенный характер создала Татьяна Голикова.
Знаете, вот на протяжении многих лет, которые этот спектакль шел на сцене Большого Театра, было всего три исполнительницы. Потому что, перетанцевать их было просто невозможно. Это были замечательные актрисы, которые каждая по-своему решила образ Люськи , но то, что создала Татьяна Голикова, навсегда останется золотыми буквами записано в истории балета Большого театра. Ну и, конечно, фантастический дуэт танцовщиков – противопоставление молодого комсомольца и такого обаятельного бандита, которых исполняли Ирек Мухамедов и Гедиминас Таранда . Необыкновенно красиво начинается второй акт. Знаменитая песня Tea for Two (Чай вдвоем), танец называется «Таити трот» в исполнении семи пар.
Интересная такая деталь, что когда я пришел в Большой театр, мне выписали репетицию в «Таити трот» в «Золотом веке». Когда я вошел, такой юный мальчик, только что окончивший школу, то был потрясен, потому что все дамы, которые должны были участвовать в танце «Таити трот», были очень красивы. Они были все одеты в разноцветные иностранные купальники, на них были потрясающие шерстянки, привезенные с Запада. От них веяло необыкновенным ароматом французских духов и было очень много красивых украшений. Такое ощущение, что уже не репетиция, а идет спектакль и каждая в каком необыкновенном наряде.
Невероятно красивые дуэты у главных героев – первое адажио – встреча, второе адажио – близкое знакомство и третье адажио, когда главные герои остаются вместе и движутся в новую жизнь. Что там дальше в новой жизни, известно только нам, прожившим в этой стране, но балет заканчивается на очень оптимистической ноте, что мы идем вперед, к победе коммунизма.
Это тот спектакль, который невозможно забыть. Почему я так ностальгически об этом говорю? Потому что это мое детство. Если то, что происходило в 20–30-х годах, для Марины Семеновны было юностью, то премьера «Золотого века», как раз пришлась на то время, когда я поступал в хореографическое училище и был безумно увлечен балетом. И я не мог пройти мимо этого спектакля. В зале было много тогда споров, я очень хорошо это помню. Кто-то принимал балет, кто-то нет, но успех у этого спектакля был ошеломляющим. Потому что танцы и то, как они поставлены, как они исполнены, не могут оставить зрителя равнодушным.
Приятного просмотра: