Найти тему

Урал - это красиво. И природа и люди.

Читать с начала

13-й день путешествия от Пензы до Владивостока на велотандеме

Железнодорожная гостиница. Всё по-делу!

Проснувшись, констатируем, что мы хорошо отдохнули и прекрасно выспались. Приводим себя в порядок, идём в столовую.

Снова берём понравившиеся вчера пирожки, котлеты с гарниром и чай, конечно же. Всё удивительно дешевое и, к тому же, здешний стакан чая, за шестьдесят копеек, ничуть не хуже, а скорее, лучше того, что на трассе за четыре рубля. Пожалуй, это можно отнести к своего рода экзотике.

Без проблем заливаем кипяток в термос, собираемся, и простившись с добрым обслуживающим персоналом, выносим велотандем и рюкзаки. Железнодорожник из группы, тоже покидающей гостиницу, шутит:

— А я-то думал, что спарка бывает только из тепловозов или электровозов. Оказывается, из велосипедов тоже!

Добавляю:

— И, из велосипедистов, тоже.

Выезжаем из Усть-Катава

Сегодня — первый день лета. Но с утра на лето не похоже. Воздух очень холодный. Сыро в Усть-Катаве после недавно закончившегося дождя. Отъезжаем от гостиницы. На первом же оживлённом перекрёстке делаем остановку. Людмила уходит прикупить продуктов на день и опустить в почтовый ящик письмо, написанное вчерашним вечером. А я остаюсь, чтобы смазать цепи тандема.

Прохожие интересуются необычной техникой и нашим маршрутом. Но долго им разговаривать некогда. Спешат на работу.

Только один из них, видимо, хорошо понимающий, что к чему, задержался и объяснил, как лучше выбираться из Усть-Катава по другой, менее крутой дороге. Благодарю человека, за ценную информацию.

Подходит Людмила. Укладываем всё купленное в велорюкзаки, садимся и — поехали! Дорога, действительно, оказалась намного положе той, по которой мы вчера спускались в город. Но мы уверены в том, что утренний настрой — штурмовать крутые подъёмы, сегодня ещё пригодится.

Мы снова на трассе М5

Выезжаем на трассу чуть подальше заправки, завершив одиннадцатикилометровый крюк. Не жалеем об этом. Побывали в интересном уральском городке, достойном гораздо большего внимания, чем мы ему уделили.

На выезде из городка Усть-Катав на трассу М5
На выезде из городка Усть-Катав на трассу М5

Опасность на трассе таится всегда, и всегда возникает неожиданно. Она отпускает участникам движения лишь доли секунды, от исхода которых будет зависеть их судьба. Это была первая реальная опасность на дороге.

Едем на спуске по кромке асфальта. Навстречу пыхтит «КамАЗ». Его начинает обгонять «Волга». У большинства наших автоводителей, почему-то не принято считать велосипед встречным транспортом, даже если дорога узкая. И эту «Волгу», на дикой скорости, пытается обогнать иномарка. Двойной обгон. Три машины, никак не уместятся на этой дороге. Иномарка, увидев нас, загудела, заморгала, задергалась. Успеваю резко свернуть на край обочины, к ограничительным столбикам, чиркнув по одному из них краем педали…

В машине рожа с сигаретой, музыка орёт, девочки визжат. Воистину, от дурака нет защиты!

Небо пошло на поправку. Лучезарное солнце начинает высвечивать виды на замечательную природу Урала. Потеплело.

Лето наступило!
Лето наступило!

Запахи леса волнами стелятся по трассе. Свежая зелень лугов и обилие цветущих трав по обе стороны от нас, радуют глаз, настраивают мысли на светлое, и делают очередной подъём значительно легче.

Трасса проходит рядом с красивым озером с чистой и прозрачной водой
Трасса проходит рядом с красивым озером с чистой и прозрачной водой

Сегодня на пути часто попадаются речки и озёра. Озеро — объект, у которого просто невозможно не притормозить. Остановиться, оглядеться, помечтать о том, чтобы такое же озеро попалось нам перед ночёвкой. Будь вода теплее, конечно бы, искупались. Но сейчас, не тот случай, когда следует начинать закалку. Смотрим на озеро и рассуждаем о том, что на Урале не перечесть мест для интереснейших путешествий. И не только на велосипеде.

Река Юрюзань. На другом берегу городок с таким же названием
Река Юрюзань. На другом берегу городок с таким же названием

Едем дальше. Открывается вид на город со звучным названием Юрюзань. Спустившись, останавливаемся у реки с таким же названием отделяющей нас от города. Виден мост и дорога ведущая в город, но посещать всё, что встречается на пути следует в путешествиях иного рода. Вот и теперь, если кто-нибудь, впоследствии, спросит: «А Юрюзань видели?» — ответим: «Видели, издалека».

Уральские "базарчики"

На всём протяжении уральского участка трассы, в конце почти каждого подъёма группируются мелкие кафе, закусочные, шашлычные, ларьки и базарчики. Последние, сильно отличаются от тех, что встречались нам прежде. И чего тут только нет! Характерно, что значительная доля всего, что продаётся, это продукция уральского производства и местных умельцев.

Конечно, не всё так благостно сегодня с производством, потому что, как говорят сами продавцы, многие товары появляются здесь в результате того, что ими выдается заработная плата. Вот и озабочены люди тем, чтобы свою зарплату превратить в реальные деньги. А ведь, продавать — это тоже труд, и нелёгкий. И за него, в этом случае, не платят. Но будем надеяться, что такое положение не навсегда.

Особенно понравились картины из цветной, уральской, каменной крошки. Мы видели их и раньше, даже покупали, чтобы подарить родственникам. Но тогда выбор был небольшой.

Изделие уральских умельцев
Изделие уральских умельцев

Здесь же, выставлены целые галереи! От скромных миниатюр до шикарных панно. Одинаковых нет. Каменная крошка различных цветов, подобранная по размерам, оттенкам и прозрачности, наносится художником на поверхность. Поверхностью, не обязательно плоской, может быть камень, дерево или, например, срез березового гриба чага. Фантазии здесь нет предела!

И расцветают восхитительные пейзажи, яркие, выразительные, объёмные. Березка на полянке, берег реки, закат над озером, заснеженные вершины гор, полярное сияние, бегущий олень… Нет, это не каменное! Это — живое!

Многое из увиденного — пейзажи Урала, которые просто не могут не вдохновлять человека. И конечно, естественно то, что этот вид творчества возник и развивается именно на Урале, где есть, что создавать, и есть из чего. В иной обстановке, обязательно взяли бы что-нибудь.

Продавцы видят наше неравнодушие, предлагают, рассказывают интересные вещи, но понимают, что сейчас мы можем позволить себе лишь любоваться на эти картины. В таком режиме и едем. Почти на каждом подъёме остановка и экскурсия по творческим выставкам, расположившимся на прилавках.

Хотели, было, заехать к другу в Златоуст

Во всех возможных точках пытаюсь дозвониться в Златоуст, другу по Грушинскому фестивалю Олегу Петрову. Но бесполезно. Телефон не отвечает. Люди что-то говорят о смене телефонных номеров, связанной с вводом в действие новых АТС. Ответа от Олега на моё письмо, отправленное за пару недель до отъезда, не дождался. В справочной ответили, что по названному адресу телефона нет, а Петровых в городе столько, что диктовать их список — просто нереально. Значит, не судьба.

А познакомились мы так. Гуляя по Грушинскому фестивалю остановился послушать «свободную» эстраду. «Свободная» — потому что любой желающий может, в порядке очереди, выйти на неё и спеть пару-тройку своих песен. Понравилось выступление парня, который, закончив, спустился с эстрады и сел почти рядом со мной. Решил его поблагодарить. Он сначала не поверил, потому что был больше настроен на восприятие критики.

— Люблю, — говорит, — гитару, стараюсь совершенствоваться в исполнении песен. Но сам стихов не пишу. А хочется спеть, что-нибудь такое, чего нет у других.

— А я, — отвечаю ему, — не пою, но «чего нет у других», могу вспомнить.

Вспомнил и записал давнишний свой стих. Олег взял. На следующий год, разыскав меня на фестивале, спел его, да так здорово, что я раньше даже не в состоянии был представить, что такое возможно! Говорит, что школьники, которых он водит в походы, часто просят петь его эту песню. На этой теме мы и подружились.

Но сейчас, в Златоуст решили не заезжать. Жаль, конечно.

На трассе не скучно

Останавливаемся после очередного подъёма. Покупаем булочку, творожный сырок, садимся на бревенчатую скамейку и начинаем пить чай.

Чувствую, что-то не то у меня на груди. Смотрю, клещ! Впиться еще не успел, но уже зацепился за кожу. Легко отрываю его. Где он сумел меня найти? Сегодня мы не заходили в лес! Неужели, ветром занесло? А почему бы и нет? Он лёгкий и плоский

Да, до конца клещевого сезона ещё далеко. На Урале он длится с ранней весны до поздней осени. На Дальнем Востоке — весна — начало лета. Надеемся, что ближе к Байкалу, в середине лета, клещей уже не будет.

На следующем базарчике снова смотрим каменные картины. Трое водителей из остановившейся колонны КамАЗов подошли рассмотреть тандем и поговорить с нами. После того, как узнали, куда мы направляемся, один из водителей рассказал, что лет двадцать назад он ехал в поезде с путешественником из Киева. Он возвращался из Владивостока, до которого доехал на велосипеде.

— Фамилию, — говорит, — не помню, сухонький такой…

Замечаю, имея в виду путешественников:

— Все они, сухонькие…

Водители, упитанные мужики, сравнив нас с собой взглядом, рассмеялись.

Ещё водитель сказал, что на большом протяжении, в районе Забайкалья, не будет дороги, и нам придётся сесть на поезд. Другой добавил, что сегодня встретили велосипедиста с большими рюкзаками, похоже, иностранец. «Наверное, — говорю, — нам уже сказали, что впереди нас едет француз». Видя, что мы собираемся отъезжать, водители пожелали счастливого пути, добавив, что завтра подъёмы закончатся. Спасибо на добром слове!

Спокойный вечер после прекрасного дня

Решили сегодня закончить движение пораньше, чтобы до сумерек успеть найти место, установить палатку и подготовиться к ночлегу.

Велокомпьютер: За день — 113 км; Время в пути — 7 час 49 мин;
Vср=14,4 км/час; Vmax=50,0 км/час; Всего -1182 км.

Это потому, что в темноте легко натаскать в палатку клещей. Все вокруг про них только и говорят! Человек, рубивший дрова у шашлычной, подсказал, что в конце спуска протекает речка, и по её правому берегу есть хорошие поляны. Спускаемся и, как учили, съезжаем вправо. Судя по знаку, отсюда до поворота на Златоуст остается 18 километров.

Идём по грунтовой дороге. Поляны, действительно, есть, но на них уже стоит несколько автомобилей. Видно, что одна компания. К тому же, от речки тянет таким холодом, что подумалось: «А каково же здесь будет ночью?» Поднимаемся по лесной тропе, повыше. Быстро находим подходящее место.

Под большой, раскидистой елью, предварительно постелив хвороста и травы, ставим палатку. Сходили к реке за водой, немного прогулялись по лесу. Печку разожгли, приготовили ужин. Клещей нет. Подтверждается наш дальневосточный опыт и то, что пишут специалисты об очаговом характере их распространения. В каждом конкретном месте их или много, или нет совсем.

Поужинали. В лесу тихо, шума машин, проносящихся по трассе, почти не слышно. Записываем показания велокомпьютера, строки в дневник.

Второй день по Уралу
Второй день по Уралу

На сон грядущий вспоминаем Приморье, весенние вылазки на остров Русский, багульник на его сопках, первые после зимы погружения в гидрокостюме в ещё не прогревшееся море. Почему именно об этом? Потому что весной на Русском… клещей очень много.

1 июня 2001 года, пятница.
---------------------------------------

Продолжение "Спускаемся с Урала. Въезжаем в Азию". О завершении первого этапа путешествия "Пенза-Челябинск".

  • Искать интересное в списке публикаций

или на канале "Путешествия на велосипеде"