После рождения ребенка молодые родители узнают о методиках раннего развития, где пишут, что ребенка необходимо обучать с пеленок, что «после трех уже поздно» и т.д. Так ли это?
Говоря про раннее развитие, обычно имеют в виду возраст от нуля до трех лет. Именно в первые 3 года жизни мозг ребенка активно развивается и обрабатывает огромное количество информации. Доказано, что в раннем возрасте ребенок легче усваивает информацию и обучается.
Важно понимать, что такая способность мозга дана детям для того, чтобы они развивались, познавали окружающий мир и учились новым навыкам, которые являются жизненно важными для развития: ходить, разговаривать, самостоятельно одеваться и другие.
Чем же отличается раннее развитие от раннего обучения?
Давайте разберемся, что же подразумевается под термином «раннее развитие» и «раннее обучение», так как эти термины часто путают.
Раннее развитие – это действия взрослых (и результат таких действий), стимулирующие интерес ребенка раннего возраста к познанию, самостоятельной игровой деятельности и общению, что соответствует потребностям ребенка - развить и раскрыть его собственный потенциал.
Проще говоря, если родители будут играть с ребенком, показывать ему картинки, читать книги, заниматься с ним творчеством, то он начнет развиваться. Можно добавить к занятиям немного элементов от разных методик раннего развития, делая все в игровой форме. Это и является ранним развитием, хотя мне больше нравиться называть «своевременное развитие».
Раннее обучение - это целенаправленная деятельность взрослого, в результате которой ребенок осваивает некие знания и умения . Как правило, это запоминание символьной информации (буквы, цифры), умение читать, изучение английского языка и другое.
В этом случае, ребенка обучают навыкам чтения, счета, энциклопедическим знаниям, учат английскому языку и т.д., то есть развивают опережающие навыки, перегружают мозг ненужной ребенку информацией.
Таким образом, ранее обучение, не несёт пользы и не даёт ребёнку явных преимуществ в дальней жизни. В первую очередь оно крадет у ребенка ресурс нервной системы и его возможность обучаться другим важным навыкам, например: самостоятельно кушать, одеваться, ходить на горшок, разговаривать.
Именно «своевременное», то есть ранее развитие ребенка, имеет место быть в возрасте до 3 лет.
Что подразумевает раннее развитие ребенка?
- Активное взаимодействие ребёнка с родителями: установление прочных отношений привязанности, доброжелательное общение и вовлеченность взрослого в жизнь ребенка.
- Двигательная активность (сюда относится крупная моторика). Именно физическое развитие (ловкости, согласованности движений, умений ориентироваться в пространстве и т.п.) способствует в будущем успешному обучению.
- Участие ребенка в бытовой и социальной жизни взрослых. Например: совместное приготовление еды, помощь по дому, поход в магазин.
- Благоприятная психологическая обстановка: разумные требования по отношению к ребенку, в соответствии с его возрастом, реалистичные ожидания и воспитательная грамотность родителей.
- Сенсорное развитие. Необходимо создавать условия для познания мира через различный чувственный опыт. Например: позволять ребёнку играть двумя руками, нюхать, дуть, слушать, рассматривать и играть с природными материалами и бытовыми предметами. Сюда же можно отнести развитие мелкой моторики.
- Развитие социальных навыков. Родители для ребёнка являются примером для подражания, дети копируют наше поведение и манеру общения. Учите детей благодарить, спрашивать, приобщайте их к культуре, посещайте детские мероприятия, музеи, спектакли.
- Развитие эмоционального интеллекта. Способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей.
- Создание развивающих условий и интереса к творчеству: предоставляем ребенку развивающие игрушки (пирамидки, кубики, пазлы), рабочее место (детские стол и стул). Знакомим ребенка с приемами рисования, лепки, аппликации.
Развитие ребенка в раннем возрасте должно проходить в игровой форме и только при заинтересованности ребенка.
Можете почитать мои другие статьи: