Найти в Дзене
Флориан Блэк

Шикарные дебютные альбомы, записанные не новичками.

Приветствую всех, заглянувших на огонёк. Сегодня мы рассмотрим и расслушаем три дебютных альбома исполнителей, непохожих друг на друга, из разных частей света, интересных каждый по-своему. Объединяет их только то, что эти люди были уже не новичками в музыкальном бизнесе, и за плечами у них у всех уже был кое-какой опыт. Яркий пример тому - глэм-роковая формация The Sensational Alex Harvey Band (Сенсационная группа Алекса Харви), которую обычно именовали аббревиатурой SAHB. Вокалист и прирождённый шоумен, Алекс собрал эту банду в 1972 году, когда ему было уже тридцать семь лет. Несмотря на столь солидный возраст и несколько выпущенных пластинок, Харви оставался практически неизвестен широкой публике, а предыдущие пять лет провёл как наёмный артист в составе труппы мюзикла Hair, шедшего в одном из лондонских театров. Шансы на прорыв с собственным материалом казались минимальными, и Харви уже было смирился с прозябанием на вторых ролях. Из спячки Алекса вывел трагический случай, когда его

Приветствую всех, заглянувших на огонёк. Сегодня мы рассмотрим и расслушаем три дебютных альбома исполнителей, непохожих друг на друга, из разных частей света, интересных каждый по-своему. Объединяет их только то, что эти люди были уже не новичками в музыкальном бизнесе, и за плечами у них у всех уже был кое-какой опыт. Яркий пример тому - глэм-роковая формация The Sensational Alex Harvey Band (Сенсационная группа Алекса Харви), которую обычно именовали аббревиатурой SAHB. Вокалист и прирождённый шоумен, Алекс собрал эту банду в 1972 году, когда ему было уже тридцать семь лет. Несмотря на столь солидный возраст и несколько выпущенных пластинок, Харви оставался практически неизвестен широкой публике, а предыдущие пять лет провёл как наёмный артист в составе труппы мюзикла Hair, шедшего в одном из лондонских театров. Шансы на прорыв с собственным материалом казались минимальными, и Харви уже было смирился с прозябанием на вторых ролях. Из спячки Алекса вывел трагический случай, когда его младший брат Лесли - гитарист группы Stone The Crows - погиб, получив смертельный удар током прямо на сцене, когда притронулся к незаземленному микрофону. Решив, что после этого он не имеет права складывать лапки, певец развил бурную деятельность, намереваясь добиться успеха во что бы то ни стало. Тогда-то его менеджер и свёл Алекса с группой Tear Gas - сильным сыгранным составом, пытавшимся исполнять прогрессив-рок, но не сумевшем пока обратить на себя внимание. Не хватало группе и её музыке оригинальности, какой-то изюминки. Алекс Харви был именно такой изюминкой без булки, так что их свела сама судьба. Смело назвавшись "Сенсационной группой", музыканты сумели действительно стать таковой.

-2

Будучи старше своих партнеров на добрый десяток лет, Харви естественным образом занял в новом коллективе лидирующие позиции. Его склонность к театральности охотно поддержал гитарист Зэл Клеминсон, который не только великолепно владел своим инструментом, но и выходил на сцену с лицом, покрытым белым гримом, а-ля знаменитый мим Марсель Марсо. На бас-гитаре играл Крис Глен, а двоюродные братья Хью и Тед Маккенна отвечали за клавишные и ударные соответственно. Свой дебютный альбом Framed, выпущенный в декабре 1972 г., эта банда записала всего за шесть дней.

На альбоме представлен в основном собственный материал, но есть и два кавера: криминальная драма Framed известного авторского дуэта Либер - Столлер, исполненная в хард-блюзовом стиле, и знаменитая композиция Вилли Диксона I Just Want To Make Love To You, сыгранная в среднем темпе и украшенная в концовке грандиозной партией духовых. Кстати, словечко Framed (в буквальном переводе - помещенный в раму) на жаргоне обозначает "оказавшийся за решёткой", так что название альбома условно можно перевести как "Замели!" Остальные песни сочинил сам Харви, и некоторые из них были написаны задолго до этого альбома. Клеминсон вспоминал, что когда Алекс показал им материал, композиции показались ему "простыми", но при этом со своей особой атмосферой. В исполнении таких мастеров, как музыканты SAHB, эти песни расцвели на глазах, налившись пьянящим рок-н-ролльным соком. Почувствовав этот эффект, и сам певец словно обрёл вторую молодость, блеснув вокальными эскападами. В странноватых персонажах историй Харви легко угадывались люди, которых каждый день можно было встретить на улице или в баре: молотобоец из Hammer Song, торговец холодным оружием из Buff Bar's Blues, или просто девушка в дырявых чулках (Hole In Your Stocking) - автор явно не претендовал на высокое искусство, рассчитывая на слушателей с ближайшей ярмарки. Балаган? - да! Но как это всё вкусно сделано, как шикарно преподносится, невозможно устоять. Isobel Goudie, сага об уличной проститутке, легко соединяет водевиль с хард-роком - и в этом суть творчества SAHB. Альбом, хоть и не достиг чартовых высот, дал старт короткому, но яркому творческому взлёту этой уникальной группы, записавшей ещё несколько превосходных пластинок и давшей массу сногсшибательных концертов.

Следующий матерый дебютант, о котором пойдет речь, тоже актёр хоть куда, примеривший за время своих выступлений множество личин. Питер Гэбриэл (Peter Gabriel), бывший фронтмен группы Genesis, после ухода из родного коллектива в полном смысле вынужден был начинать всё заново. Его первый альбом вышел в 1977 году, и записывал его Гэбриэл уже не тем трепетным юношей, каким он был когда-то, а зрелым мужем, отцом семейства и достаточно опытным музыкантом.

-3

Тем не менее, дебютировать в роли сольного исполнителя для Гэбриэла было в каком-то смысле даже посложней, чем вместе с Genesis восемью годами ранее. Тогда он являлся участником сплоченной команды, все члены которой были фанатично преданы своему делу, и вместе им было легче преодолевать трудности, коих было немало. Впрочем, именно этот фанатизм послужил и причиной ухода певца из группы, поскольку занятость семейными делами в какой-то момент, по мнению остальных, стала мешать ему уделять достаточно внимания музыке. Оставшись без поддержки коллектива, Питер какое-то время обдумывал, каким образом ему пуститься в одиночное плавание и пришел к выводу, что на первых порах ему понадобится опытный штурман, настоящий морской волк, который поможет проложить верный курс. Такого человека он нашёл в лице американского продюсера Боба Эзрина, прославившегося благодаря работе с Alice Cooper. Только недавно вышел эпохальный альбом Купера "Welcome To My Nightmare", и Гэбриэл был впечатлен размахом и театральностью, с какими он был сделан. Эзрин, в свою очередь, был рад поработать с английским музыкантом, одним из первооткрывателей арт-рока, так как его влекло всё грандиозное. Для записи он подтянул студийных музыкантов, игравших на альбоме Купера - гитариста Стива Хантера и басиста Тони Левина, плюс барабанщик Алан Шварцберг, в то время как Гэбриэл пригласил Роберта Фриппа из King Crimson, а также мастера игры на синтезаторе Ларри Фаста.

С таким набором виртуозов можно было решать любые задачи, и запись пластинки прошла достаточно быстро, а главное - удачно: результатом стал прекрасный альбом, один из лучших в дискографии Гэбриэла. Кроме того, композиция Solsbury Hill имела крупный успех как сингл, особенно в Британии. Эта песня с красивой мелодией имела философский подтекст, связанный с расставанием Питера и Genesis. Как говорил сам певец, она о том, что в потерях заложены новые приобретения, и нужно уметь легко отпускать то, что уходит в прошлое. Можно выделить также фантасмагорическую Moribund The Burgermeister о некоей загадочной эпидемии - Гэбриэл как будто в нынешние времена заглянул! Такие вещи, как Modern Love и Slowburn, несут на себе отпечаток "новой волны", Excuse Me и Waiting For The Big One исполняются в расслабленном джазовом ключе, а драматическая Down The Dolce Vita с оркестровым сопровождением будто взята из голливудского блокбастера - это конёк Эзрина-продюсера. Заключительная Here Comes The Flood тоже принадлежит к вершинам творчества Гэбриэла, и её эпическая сила настолько впечатлила Роберта Фриппа, что он включил композицию в свой сольный альбом "Exposure" (1979). В целом, новый старт получился у Гэбриэла - лучше не придумаешь, и с этой же группой музыкантов он поехал представлять свой альбом на гастролях.

Вот так, и теперь на десерт я предложу вам нечто экзотическое, а для кого-то, возможно, и несъедобное - заранее прошу прощения. Необычный яркий цветок родом из Исландии, девушка по имени Бьорк (Bjork), после нескольких лет пения в панк-группах и двух альбомов альтернативы, записанных в составе Sugarcubes, собрала в кучку написанные ею за это время песни, отвергнутые её коллегами за ненадобностью, и решила их издать самостоятельно. Разумеется, ей тоже понадобилась помощь опытного человека, и таким стал англичанин Нелле Хупер, продюсировавший альбомы Шинед О'Коннор и Massive Attack. Чтобы подчеркнуть разрыв с прошлым и обретение собственной индивидуальности, Бьорк так и назвала свой дебютный сольный альбом: Debut.

-4

Хупер, мастер электронного звучания, обеспечил диску ультрасовременный саунд, а Бьорк внесла в танцевальные ритмы изрядную долю джаза, отчего конечный продукт очень трудно поддается классификации. Трип-хоп, эйсид-хаус, арт-поп... можно прилепить сюда кучу определений, но не услышав эти пряные прихотливые песни, невозможно представить, что именно записано на пластинке.

Вышедший в июле 1993 года, альбом звучит по-летнему свежо, непосредственно, молодо (но не зелено!). Бьорк показала себя зрелой певицей, отлично владеющей голосом, умело расставляя акценты и внося в исполнение множество нюансов. При этом такие вещи, как открывающая Human Behavior или Venus As A Boy просто завораживают, производя гипнотический эффект. Сама Бьорк говорила, что помимо клубной музыки её вдохновляло творчество Брайана Ино, а мне слышится тут влияние и ранних Soft Machine, и Gong, и Hawkwind... впрочем, возможно, это лишь мои фантазии. С другой стороны, явно учтены наработки новаторов Portishead и Massive Attack - это наверняка благодаря продюсеру, который указан соавтором некоторых композиций. Есть на пластинке и джазовый стандарт Like Someone In Love, и жёсткая техно-ориентированная Violently Happy, и экзотическая Aeroplane - песни на любой вкус, исполненные крайне эмоционально. В первое издание альбома не вошла потрясающая, рвущая душу Play Dead, выпущенная на сингле, однако впоследствии эту вещь включали во все переиздания.

Очень громко заявила о себе Бьорк с этим дебютом, занявшим третье место в Британии, а в США получившим платину. Следующий её диск, Post (1995), тоже был весьма хорош, а потом начался постепенный отход от оригинальной, но тем не менее доступной музыки в сторону, скажем так, не очень удобоваримых произведений с претензией на авангард. Пожелаем ей успеха в этих поисках, а наш обзор на сегодня окончен, пора прощаться.

Всем доброго здоровья! До новых встреч!