Приветствую всех, заглянувших на огонёк. Сегодня мы рассмотрим и расслушаем три дебютных альбома исполнителей, непохожих друг на друга, из разных частей света, интересных каждый по-своему. Объединяет их только то, что эти люди были уже не новичками в музыкальном бизнесе, и за плечами у них у всех уже был кое-какой опыт. Яркий пример тому - глэм-роковая формация The Sensational Alex Harvey Band (Сенсационная группа Алекса Харви), которую обычно именовали аббревиатурой SAHB. Вокалист и прирождённый шоумен, Алекс собрал эту банду в 1972 году, когда ему было уже тридцать семь лет. Несмотря на столь солидный возраст и несколько выпущенных пластинок, Харви оставался практически неизвестен широкой публике, а предыдущие пять лет провёл как наёмный артист в составе труппы мюзикла Hair, шедшего в одном из лондонских театров. Шансы на прорыв с собственным материалом казались минимальными, и Харви уже было смирился с прозябанием на вторых ролях. Из спячки Алекса вывел трагический случай, когда его младший брат Лесли - гитарист группы Stone The Crows - погиб, получив смертельный удар током прямо на сцене, когда притронулся к незаземленному микрофону. Решив, что после этого он не имеет права складывать лапки, певец развил бурную деятельность, намереваясь добиться успеха во что бы то ни стало. Тогда-то его менеджер и свёл Алекса с группой Tear Gas - сильным сыгранным составом, пытавшимся исполнять прогрессив-рок, но не сумевшем пока обратить на себя внимание. Не хватало группе и её музыке оригинальности, какой-то изюминки. Алекс Харви был именно такой изюминкой без булки, так что их свела сама судьба. Смело назвавшись "Сенсационной группой", музыканты сумели действительно стать таковой.
Будучи старше своих партнеров на добрый десяток лет, Харви естественным образом занял в новом коллективе лидирующие позиции. Его склонность к театральности охотно поддержал гитарист Зэл Клеминсон, который не только великолепно владел своим инструментом, но и выходил на сцену с лицом, покрытым белым гримом, а-ля знаменитый мим Марсель Марсо. На бас-гитаре играл Крис Глен, а двоюродные братья Хью и Тед Маккенна отвечали за клавишные и ударные соответственно. Свой дебютный альбом Framed, выпущенный в декабре 1972 г., эта банда записала всего за шесть дней.
На альбоме представлен в основном собственный материал, но есть и два кавера: криминальная драма Framed известного авторского дуэта Либер - Столлер, исполненная в хард-блюзовом стиле, и знаменитая композиция Вилли Диксона I Just Want To Make Love To You, сыгранная в среднем темпе и украшенная в концовке грандиозной партией духовых. Кстати, словечко Framed (в буквальном переводе - помещенный в раму) на жаргоне обозначает "оказавшийся за решёткой", так что название альбома условно можно перевести как "Замели!" Остальные песни сочинил сам Харви, и некоторые из них были написаны задолго до этого альбома. Клеминсон вспоминал, что когда Алекс показал им материал, композиции показались ему "простыми", но при этом со своей особой атмосферой. В исполнении таких мастеров, как музыканты SAHB, эти песни расцвели на глазах, налившись пьянящим рок-н-ролльным соком. Почувствовав этот эффект, и сам певец словно обрёл вторую молодость, блеснув вокальными эскападами. В странноватых персонажах историй Харви легко угадывались люди, которых каждый день можно было встретить на улице или в баре: молотобоец из Hammer Song, торговец холодным оружием из Buff Bar's Blues, или просто девушка в дырявых чулках (Hole In Your Stocking) - автор явно не претендовал на высокое искусство, рассчитывая на слушателей с ближайшей ярмарки. Балаган? - да! Но как это всё вкусно сделано, как шикарно преподносится, невозможно устоять. Isobel Goudie, сага об уличной проститутке, легко соединяет водевиль с хард-роком - и в этом суть творчества SAHB. Альбом, хоть и не достиг чартовых высот, дал старт короткому, но яркому творческому взлёту этой уникальной группы, записавшей ещё несколько превосходных пластинок и давшей массу сногсшибательных концертов.
Следующий матерый дебютант, о котором пойдет речь, тоже актёр хоть куда, примеривший за время своих выступлений множество личин. Питер Гэбриэл (Peter Gabriel), бывший фронтмен группы Genesis, после ухода из родного коллектива в полном смысле вынужден был начинать всё заново. Его первый альбом вышел в 1977 году, и записывал его Гэбриэл уже не тем трепетным юношей, каким он был когда-то, а зрелым мужем, отцом семейства и достаточно опытным музыкантом.
Тем не менее, дебютировать в роли сольного исполнителя для Гэбриэла было в каком-то смысле даже посложней, чем вместе с Genesis восемью годами ранее. Тогда он являлся участником сплоченной команды, все члены которой были фанатично преданы своему делу, и вместе им было легче преодолевать трудности, коих было немало. Впрочем, именно этот фанатизм послужил и причиной ухода певца из группы, поскольку занятость семейными делами в какой-то момент, по мнению остальных, стала мешать ему уделять достаточно внимания музыке. Оставшись без поддержки коллектива, Питер какое-то время обдумывал, каким образом ему пуститься в одиночное плавание и пришел к выводу, что на первых порах ему понадобится опытный штурман, настоящий морской волк, который поможет проложить верный курс. Такого человека он нашёл в лице американского продюсера Боба Эзрина, прославившегося благодаря работе с Alice Cooper. Только недавно вышел эпохальный альбом Купера "Welcome To My Nightmare", и Гэбриэл был впечатлен размахом и театральностью, с какими он был сделан. Эзрин, в свою очередь, был рад поработать с английским музыкантом, одним из первооткрывателей арт-рока, так как его влекло всё грандиозное. Для записи он подтянул студийных музыкантов, игравших на альбоме Купера - гитариста Стива Хантера и басиста Тони Левина, плюс барабанщик Алан Шварцберг, в то время как Гэбриэл пригласил Роберта Фриппа из King Crimson, а также мастера игры на синтезаторе Ларри Фаста.
С таким набором виртуозов можно было решать любые задачи, и запись пластинки прошла достаточно быстро, а главное - удачно: результатом стал прекрасный альбом, один из лучших в дискографии Гэбриэла. Кроме того, композиция Solsbury Hill имела крупный успех как сингл, особенно в Британии. Эта песня с красивой мелодией имела философский подтекст, связанный с расставанием Питера и Genesis. Как говорил сам певец, она о том, что в потерях заложены новые приобретения, и нужно уметь легко отпускать то, что уходит в прошлое. Можно выделить также фантасмагорическую Moribund The Burgermeister о некоей загадочной эпидемии - Гэбриэл как будто в нынешние времена заглянул! Такие вещи, как Modern Love и Slowburn, несут на себе отпечаток "новой волны", Excuse Me и Waiting For The Big One исполняются в расслабленном джазовом ключе, а драматическая Down The Dolce Vita с оркестровым сопровождением будто взята из голливудского блокбастера - это конёк Эзрина-продюсера. Заключительная Here Comes The Flood тоже принадлежит к вершинам творчества Гэбриэла, и её эпическая сила настолько впечатлила Роберта Фриппа, что он включил композицию в свой сольный альбом "Exposure" (1979). В целом, новый старт получился у Гэбриэла - лучше не придумаешь, и с этой же группой музыкантов он поехал представлять свой альбом на гастролях.
Вот так, и теперь на десерт я предложу вам нечто экзотическое, а для кого-то, возможно, и несъедобное - заранее прошу прощения. Необычный яркий цветок родом из Исландии, девушка по имени Бьорк (Bjork), после нескольких лет пения в панк-группах и двух альбомов альтернативы, записанных в составе Sugarcubes, собрала в кучку написанные ею за это время песни, отвергнутые её коллегами за ненадобностью, и решила их издать самостоятельно. Разумеется, ей тоже понадобилась помощь опытного человека, и таким стал англичанин Нелле Хупер, продюсировавший альбомы Шинед О'Коннор и Massive Attack. Чтобы подчеркнуть разрыв с прошлым и обретение собственной индивидуальности, Бьорк так и назвала свой дебютный сольный альбом: Debut.
Хупер, мастер электронного звучания, обеспечил диску ультрасовременный саунд, а Бьорк внесла в танцевальные ритмы изрядную долю джаза, отчего конечный продукт очень трудно поддается классификации. Трип-хоп, эйсид-хаус, арт-поп... можно прилепить сюда кучу определений, но не услышав эти пряные прихотливые песни, невозможно представить, что именно записано на пластинке.
Вышедший в июле 1993 года, альбом звучит по-летнему свежо, непосредственно, молодо (но не зелено!). Бьорк показала себя зрелой певицей, отлично владеющей голосом, умело расставляя акценты и внося в исполнение множество нюансов. При этом такие вещи, как открывающая Human Behavior или Venus As A Boy просто завораживают, производя гипнотический эффект. Сама Бьорк говорила, что помимо клубной музыки её вдохновляло творчество Брайана Ино, а мне слышится тут влияние и ранних Soft Machine, и Gong, и Hawkwind... впрочем, возможно, это лишь мои фантазии. С другой стороны, явно учтены наработки новаторов Portishead и Massive Attack - это наверняка благодаря продюсеру, который указан соавтором некоторых композиций. Есть на пластинке и джазовый стандарт Like Someone In Love, и жёсткая техно-ориентированная Violently Happy, и экзотическая Aeroplane - песни на любой вкус, исполненные крайне эмоционально. В первое издание альбома не вошла потрясающая, рвущая душу Play Dead, выпущенная на сингле, однако впоследствии эту вещь включали во все переиздания.
Очень громко заявила о себе Бьорк с этим дебютом, занявшим третье место в Британии, а в США получившим платину. Следующий её диск, Post (1995), тоже был весьма хорош, а потом начался постепенный отход от оригинальной, но тем не менее доступной музыки в сторону, скажем так, не очень удобоваримых произведений с претензией на авангард. Пожелаем ей успеха в этих поисках, а наш обзор на сегодня окончен, пора прощаться.
Всем доброго здоровья! До новых встреч!