Григ Эдвард, гениальный норвежский композитор - король музыки в «легких» фортепианный произведениях. Интересное из жизни знаменитостей (19-20 века).
Григ Эдвард Хагеруп
1843-1907 годы жизни
Немного биографии Э.Грига:
Эдвард Григ - внук шотландца Александра Гейга, сын английского консула в Норвегии Александра Грига и талантливой пианистки и поэтессы Гесины Григ, урожденной Хагеруп, родился 15 июня 1843 года в Бергене. При крещении Григ получил имена – Эдвард Хагеруп. Имя Хагеруп должно было бы быть для Грига особенно дорого, так как девичьи фамилии его матери и жены были те же – Хагеруп, но Григ не любил называться так. Он писал Г.Т.Финку: «Правда Хагеруп включен в мое имя при крещении. Но мое имя как художника - просто Эдвард Григ. Имя же Хагеруп, которое можно найти в большей части книг, вероятно, происходит из архивов Лейпцигской консерватории». При поступлении в консерваторию было предоставлено его метрическое свидетельство, откуда и распространились в дальнейшем сведения о его полном имени. Благодаря обеспеченному материальному положению отца, Эдвард получил разностороннее воспитание и образование. Первоначальным его музыкальным образованием занималась мать, а дальнейшее и окончательное он получил в Лейпцигской Консерватории (1858-1862 года), куда поступил по совету друга семьи норвежского скрипача Оле Булля. В консерватории Э.Григ занимался под руководством Эрнеста Венцеля, Морица Гауптмана, Игнаца Мошелеса, Эрнеста Рихтера и Карла Рейнике. Григ в своих воспоминаниях писал о пребывании в Консерватории: «Лучшие дни настали для меня, когда я поступил в класс Эрнеста Венцеля. Талантливый друг Шумана скоро сделался моим идолом. Прежде всего он не играл интродукций мендельсоновских каприччио, т.к. он не играл вовсе, с тех пор как в юности, во время одного концерта его оставила память он навсегда отказался от публичного исполнения. Но в искусстве он был мастером, способным передать учащимся свои познания; за его словами скрывалась настоящая музыка. Впоследствии я имел честь поступить к знаменитому Мошелесу. Под влиянием этих двух учителей исчезла вся моя вялость. Не мало злых слухов распространяли о старом Мошелесе; но я должен за него вступиться горячо. Правда, он был достаточно наивен, думая импонировать нам, пользуясь каждым случаем, чтобы высмеять Шопена и Шумана, которых я в тайне обожал; но он играл удивительно и играл довольно часто, иногда целый час. Особенно превосходна была его интерпретация Бетховена, которого он боготворил. Исполнение его было полно удивительной точности и характерности, без малейшей погони за эффектом. Сонаты Бетховена я изучал у него дюжинами». «Зато моими успехами в гармонии я совершенно не мог бы гордиться. Под руководством Э.Рихтера я гармонизовал. В классе Рихтера было слишком много учащихся, и он не мог заниматься с каждым отдельно. Роберт Паппериц, у которого я одновременно проходил гармонию, давал мне больше свободы. Наконец я поступил к Морицу Гауптману и я вечно сохраню благодарность этому милому старику за его интеллигентные и обстоятельные указания и объяснения. Несмотря на свою ученость, он казался мне чем угодно, только не схоластиком. Последний год курса я проходил по теории композиции у Карла Рейнеке». « В течение моего 3-х летнего пребывания в консерватории я не написал ничего, что могло бы возложить надежды на будущее. Может показаться, что директор вместе с профессорами лично мной вовсе не интересовались». Окончив консерваторию с дипломом пианиста, Григ вернулся в 1862 году на родину в Берген, где дал свой первый концерт. В Копенгагене он сблизился с Нильсом Гаде, хотя Григ фактически не был его учеником, но он часто пользовался его советами, но также часто оспаривал их и защищал национализм своего творчества. Гаде очень нравилась первая скрипичная соната (ор.8) Грига, но вторую он нашел «слишком норвежской». После первого исполнения ее в Копенгагене, он заявил: «Милый Григ, следующую сонату вы должны сделать действительно менее норвежской». На что Григ ему возразил: «Напротив, профессор, следующая должна быть еще более норвежской».
Знакомство с высокоталантливым молодым композитором Рикардом Нурдроком обратило внимание молодого композитора на национальную музыку. Вместе с ним Григ изучает северные народные песни, национализируя свой талант. В 1864 году в Копенгагене вместе с Р.Нурдроком Григ основывает музыкальное общество «Эвтерпа», цель общества – распространение сочинений молодых скандинавских композитором. Деятельность Грига в обществе была прервана преждевременной смертью Р.Нурдрока, скончавшегося в 1866 году в 23 года. Покинув Копенгаген в том же 1866 году, Григ принял руководство Филармоническими концертами в Христиании (Осло).
11 июня 1867 года Э.Григ вступает в брак со своей кузиной Ниной Хагеруп, будущей талантливой исполнительницей вокальных произведений композитора. Брак Грига был на редкость счастливый, если не считать отсутствие детей, их единственная дочь умерла, когда ей было 13 месяцев. Григу не так легко далась женитьба на кузине Нине Хагеруп. Со дня их обручения – до свадьбы прошло три года. Будущая теща Грига была против их брака, она считала, что Григ не может достойно обеспечить ее дочь. Но большой концерт Грига осенью 1867 года в Христиании, где участвовали его невеста и известная скрипачка Вилма Неруда-Норман, имел огромный успех . Григу предложили стать дирижером стокгольмского Филармонического Общества, что значительно изменило материальное положение композитора. Вместе с женой Григ совершал концертные турне по Европе и Англии. В 1870 – 1874 годах Григ руководит вместе с Юханом Свенсеном концертами Музыкальных Собраний в Христиании. В 1880 – 1882 годах управляет музыкальным обществом «Гармония» в своем родном городе Бергене. В 1884 году покупает живописную виллу Тролльхауген вблизи Бергена, здесь он с женой Ниной Хагеруп, прожил двадцать два года. Норвежская певица Агга Фрик в своих воспоминаниях о Григе описывала жизнь композитора на вилле Трольдхауген: « В раннем детстве я жила со своими родителями вблизи его виллы. Недалеко от дачи на берегу озера стоял павильон, где художник любил работать и куда он приходил ранним утром. В эти часы, предоставленные занятиям, доступ в его виллу был запрещен. Григ был страстным любителем природы. С крючковатой палкой бродил он по горам и никогда не возвращался с этих прогулок без огромного букета диких цветов. Последние собирал в таком количестве, что издали его можно было принять за живой, движущийся цветущий куст. Впечатлениям природы он был обязан своими лучшими вдохновениями».
Музыкальные заслуги Грига были признаны его родиной: в 1872 году Норвежский Стортинг назначил композитору пожизненную пенсию в размере 1600 крон; в 1874 году ему был пожалован норвежский орден Св.Олафа; Королевская Академия Стокгольма наградила его титулом почетного члена Академии ; в 1894 году Григ был избран почетным доктором музыки Кембриджского университета.
«Пер Гютн»:
Долгое время Норвегия имея прекрасные симфонии, камерную, фортепианную и концертную музыку не заявляя о себе в опере, если не считать единичных исключений, например опера «Норвежская свадьба» Г. Шьельдерупа, которая была случайно поставлена в Мюнхене в 1900 году и только потому, что автор постоянно жил в Германии. Ни один из крупных композиторов Норвегии – Э.Григ, Ю.Свендсен, К. Синдинг, даже не пытались что-то сказать в области оперы.
В январе 1874 года Григ неожиданно получает предложение от Генриха Ибсена написать музыку к его драме «Пер Гюнт», до этого времени Григ не был лично знаком со своим сородичем-драматургом. В обстоятельном письме Ибсен высказал свои желания и предложил Григу быть «сотрудником по музыкальной части при новой сценической обработке «Пер Гюнта» и постановке этой драмы на сцене». Работу над музыкой к драме Григ начал в 1874 году в Сандвикене вблизи Бергена (обработана зимой 1874-75 годах в Бергене и оркестрована в Фреденсборге (Дания) в следующее лето). Первая постановка «Пер Гюнта» (опус 23) прошла с успехом 24 февраля 1876 года в Христиании. «Пер Гюнт» (ор.23) стал любимым национальным произведением Норвегии, в год своей первой постановки драма была еще 36 раз представлена зрителям. Заграницей же драма успеха не имела, а в Берлине она даже провалилась.
До самой смерти композитора в своем подлинном виде – театральной музыки, она не вышла из-за пределов своего отечества, полная ее партитура не была издана. Первоначальное фортепианное издание под опусом 23 было изъято из продажи и музыка сохранилась в двух отдельных оркестровых сюитах ор. 46 и ор.55 и двух песнях Сольфейги. Композитор точно нарочно хотел уничтожить всякую связь между этими музыкальными иллюстрациями ибсеновской драмы и, сделал из них две красивые оркестровые сюиты ор.46 и ор.55, без всякой внутренней связи – отнял от них драматический смысл. Отдельные номера драматической, программной музыки перетасованы. Сюиты просто можно слушать как красивую музыку. Публика любовалась двумя сюитами Грига, вовсе не подозревая их поэтического смысла, тем более, что «Пер Гюнт» была одна из наименее популярных драм Ибсена.
«Пер Гюнт» - «Сюита ор.46», «Сюита ор.55» и «Песня Сольфейги»:
Музыка к «Пер Гюнту» в аранжированных композитором двух оркестровых сюитах доставила Григу наибольшую популярность.
Сюита ор.46 1.«Настроение утра»; 2. «Смерть Озе»; 3. «Пляска Анитры»; 4. «В пещере короля гор»
Сюита ор.55: 5.«Похищение невесты», 6.«Жалоба Игнриды», 7. «Арабский танец», 8. «Возвращение Пера»
Сюита ор.46:
1.«Настроение утра»:
Вступление к четвертому акту драмы.
Утро на морском берегу в Марокко. «Вступление» ни имеет связи с дальнейшим развитием похождений Пера. Это просто музыкальная картина пробуждающейся природы: «летнее утро, солнце, купаясь в своей багряной пелене, встает из за далекого края земли, пробуждая природу; лучи купаются в дымчатой влаге воды; каждая росинка блестит, как изумруд на сочной свежей траве»
2. «Смерть Озе»:
Вступление к третьему акту драмы. «После всех выходок Пера, Гюнты уходят в горы, где Пер построил хижину. Озе, его мать, не может пережить позора, обрушившегося на ее седую голову, больная с лихорадочным беспокойством ждет сына. Пер является. Умирающая на минуту оживляется, тогда Пер, чтобы развлечь мать, рассказывает ей причудливую сказку. Озе на минуту оживляется – а дух ее все более и более угасает. Пер, обрадованный, что своей болтовней развлек больную мать, улыбаясь, поворачивается к ней. Но Озе уже не подвижна – ее дух тихо улетел».
Григу удалось звуками передать торжественное молчание смерти, таинственный переход от жизни к смерти, и тихое спокойствие умирающего, глубокую, душевную скорбь окружающих.
3. «Пляска Анитры» («Мазурка»):
« Приключения Пера в Африке полны странностей: то он рассказывает о своих похождениях трем искателям приключений, то он появляется у марокканского князя, то беседует с обезьянами на высокой пальме, то попадает в лагерь арабов, где его принимают за пророка, которого развлекает Анитра, дочь предводителя арабов». Изящный, поэтический номер, полон затаенной страсти.
4. «В пещере затаенных гор»( «В пещере короля гномов» или «Танец гномов»):
«Огромная сталактитовая пещера, вся освещенная ярким желто-красным огнем, в углублении стоит золотой, весь украшенный самоцветами трон, на нем сидит король гномов. Доносится тихая оригинальная музыка марша, музыка раздается все громче и громче, звуки все ближе и быстрее.
Из всех трещин высыпается масса маленьких гномов с длинными седыми бородами, одетые в красное, в руках факелы, молоты, кирки …. Гномы вертятся в бешеном танце. Но король махнул рукой – все замирают, музыка обрывается».
Сюита ор.55:
5-6.«Похищение невесты. Жалоба Ингриды»:
«Пер Гюнт и Ингрида» – вступление ко второму акту, названо композитором во второй сюите (ор.55) – «Похищение невесты. Жалоба Ингриды». «Ингрид уже похищена. Первая картина этого действия приводит зрителя в горы, гуда Гюнт унес похищенную невесту с ее добровольного согласия. Любовное чувство Игриды к Перу еще живо, но Пер уже охладел к ней. Совершив сумасбродный поступок, он уже поддается на новые приключения. Основа настроения – жалобные упреки Игриды. Гюнт отталкивает Ингиду и убегает искать царства». Тема Ингриды – жалобы любящей женщины, представлена композитором как самостоятельная пьеса в сюите ор.55.
7.«Арабский танец»:
Удивительно изящный и грациозный.
8.«Возвращение Пера Гюнта» («Бурный вечер на море»):
«Бурный вечер на море» - вступление к пятому акту драмы. Оно вошло во вторую сюиту ор.55, с несколько измененным названием – «Возвращение Пера Гюнта на родину»
«Гюнт уже стариком возвращается на родину. Бурная ночь на корабле, который погибает. Пер спасается в лодке. Сердитые волны, грозный вой ветра, блеск молнии. После кораблекрушения он беседует с загадочным пассажиром, далее он попадает на кладбище, затем в лес и т.д. Только в последней картине Пер находит свое настоящее царство – свою родину, свою верную Сольфейг. Он находит это уже тогда когда потерял веру в Бога, боится и дорожит за свою жизнь. Теперь он более богат, нежели тогда, когда в руках его находились призрачные царства горного короля или арабского шейха. Теперь его настоящая королева – Сольфейг. Она дает ему то счастье, за которым он гнался долгие годы своего неустанного бродяжничества. Сольфейг – бесхитростная, чистая и сердечнейшая девушка – лучше других понимает своего взбалмошного неугомонного Пера. В «Колыбельной песни Сольфейги» - «Спи, дитя мое, усни, Спи, я убаюкаю тебя….» возмущавшийся дух Пера находит покой и разрешение тех загадок, которые мучили его долго и напрасно».
«Песня Сольфейги»:
Мотив ее взят из вступления к первому действию драмы, в котором он служил характеристикой девушки. Это одно из нежнейших созданий Грига. Эта песня полна печали, но также полна и надежды, что когда - нибудь и ее невзгоды закончатся.
«Пройдет зима, пройдет весна,
Поблекнет лето, исчезнет
И целый год, но все же ты
Ко мне вернешься…»
Некоторые произведения Э.Грига:
Э.Григом написано сравнительно немного: из 74 опусов главная часть его композиций написана для фортепиано и голоса. Наибольшей популярностью пользовались «Песня Сольфеги» и «Люблю тебя», написанные в 1864 году для невесты композитора Нины Хагеруп. Поэтические и характерные песни Грига дышат, как и другие его произведения, чисто народным, национальным духом. Первые свои опусы, как фортепианных произведений, так и его романсов носят отпечаток Лейпцигской консерватории, где он изучал произведения великих мастеров – Мендельсона, Шумана и Шопена, и лишь с 6 опуса появляются типично Григовские приемы, слагается характерный Григовский стиль. Большинство произведений Грига написано для фортепиано: десять тетрадей « Lyrische Stucke » - серия жанровых картиной, полных поэтического вдохновения. Венцом фортепианных композиций является А-moll ﹸ ный концерт для фортепиано с оркестром.
Концерт для рояля с оркестром А- moll ор.16 , посвящен пианисту Э.Нойперту, написан летом 1868 года в датской деревушке Аллеред; впервые исполнена в Копенгагене в 1869 году пианистом Э.Нойпертом; 30 октября 1879 года Э.Григ сам с громадным успехом исполнил этот концерт в Лейпцигском Гевандхаусе.
сонаты Э.Грига :
Ор.7 соната Е- moll – посвящена Нильсу фон Гаде, хотя является одним из ранних произведений Грига, но считается одной из лучших композиций композитора. Состоит из четырех частей: первая часть allegro moderato полна юношеской бодрости, вторая часть - andante molto cantabile – звучит тихое чувство нежной любви; третья часть – alla Menuetto mo poco piu lento – выражает глубокое скорбное чувство; четвертая часть – Finale (Allegro molto ) – разрастается в мощный гимн торжествующей свободы и любви.
Ор.8 скрипичная соната F - dur , посвящена Августу Фрису, полна грации и изящества. Начиная с этой сонаты, Григ становится новатором в камерной музыке, он отбрасывает старую сонатную форму. В сонате три части. Эта соната исполнялась довольно часто и более других была известна в России. Соната понравилась Ф.Листу и послужила поводом для личного знакомства автора с Листом.
Ор.13 соната G - dur посвящена Иоханну Свендсену. Считалась гениальной, но благодаря своей сложности, почти не исполнялась. Г.Финдейзен писал о ней: « ор.13 представляет из себя настоящую норвежскую рапсодию; это – широко задуманное произведение, дышащее сильной творческой фантазией; в нем норвежская мелодия встает перед нами в полной своей красе, окутанная в легкий прозрачно-дымчатый покров Григовского гения».
Ор.45 соната C -moll . Эта соната напоминает и по мелодичности, и по структуре, и по манере Шубертовскую симфонию C -dur
Ор.36 виолончельная соната , посвящена брату композитора Иону Григу, не уступает по красоте и глубине сонате ор.13.
«Похоронный марш» написан в 1866 году, посвящен памяти Рикарда Нурдрока.
Песни Грига:
«Колыбельная песня Маргариты» (1868 год) на слова Ибсена. Это простая, задушевная в полголоса песенка матери над колыбелью засыпающего ребенка, рисует детское сновидение.
Романс «Она так бела» (1869 год) на слова Г.-Х. Андерсена, это оригинальная и совершенно своеобразная мелодия, полная безысходной грусти. В нем говорится: «она была так бела, так хороша и мила, что лучше нельзя сыскать, - и я ее так любил, что больше любить - невозможно. Но она умерла, и стала еще прекраснее и белее, и я теперь люблю ее еще больше»…
Баллада «Принцесса» (1871 год) на слова Б.Бьёрнсона, полна поэтической прелести. В ней реально передана безграничная тоска принцессы. «на утесе стоит роскошный замок; перед ним – далеко расстилается долина…Тихий, чудный вечер. У окна замка сидит задумчивая принцесса. Из долины доносится нежный звук пастушьей свирели. Принцесса недовольна, что свирель не дает ей погрузиться в мечты. Перестает играть пастух. Мысли одна другой грустнее охватывают принцессу…Опять раздается свирель, но не приносят эти звуки успокоение принцессы. Она рыдает..
Романс «Весне я пою мою песнь» (1872 год) на слова Бьёрнсона полон грациозной, оригинальной красоты. Вся тема – весна. « Само сердце поет радостную песнь ранней весны, и только когда в тексте упоминается зима, звучит минор».
Баллада «Отъезд» (1865 год), в ней рассказывается о чудной ночи, об отплытии корабля на заре, о юной и юных надеждах, которыми были полны молодые супруги, а заканчивается грустью: «слава Богу, что она не могла предвидеть будущего: - скоро, очень скоро, она легла в могилу, одна»…
«На закате» (1863 год) на слова А.Мунка, - нежный ноктюрн.
«Колыбельная» ( 1865 год) на слова Мунка. Это колыбельная песнь, которую поет над ребенком овдовевший отец. Она полна безысходной скорби, глубокого чувства понесенной утраты.
«Бутон розы» (1869 год) на слова Андерсена, простая, игривая и изящная песенка.
«Последняя песнь поэта» (1869 год) на слова Г.-Х.Андерсена, полное торжественной простоты и грустного спокойствия обращение поэта к смерти.
«С добрым утром» (1870 год) на слова Бьёрнсона, изящная утренняя песнь, в ней слышится бодрость, подъем духа.
«Одалиска» (1870 год) баллада на слова Ю.Бруна, полна свежей прелести и изящной красоты.
«Твой совет очень хорош!» (1872 год) романс на слова Бьёрнсона. Весь романс – один порыв неудержимой страсти.
«Люблю тебя!» (1864 год) на слова Андерсана, был популярен в России. Написан для его будущей жены Нины Хагеруп.
«Утренняя роса» (1863 год) на слова А.Шамиссо.
«Охотничья песнь» (1863 год) на слова Л.Уланда, написана как все охотничьи песни.
«Любовь» (1863 год) на слова Андерсена – нежный певучий вздох, вырвавшийся из сердца композитора.
«Старая песня» (1863 год) на слова Г.Гейне, романс прекрасен своей художественной красотой.
«Разлука» (1863 год) на слова Г.Гейне.
«Сердце поэта» (1864 год) на слова Андерсена, мелодия полна сердечной глубины.
«Осенняя буря» (1865 год) – целая симфоническая картина.
«Лесная прогулка) (1869 год) на слова Андерсена.
«Молодая береза» (1869 года), романс дышит наивной простотой.
«Горе матери» (1870 года), романс полон тихого ропота и такого глубокого горя, что становится жутко: «заплакал бы, а слез нет, а на сердце еще в десять раз тяжелее от того, что плакать не можешь».
«Первая встреча» (1870 год) на слова Бьёрнсона, романс нежен и изящен, дорогое воспоминание о милом, близком сердцу…
«Лебедь» (1876 год) на слова Ибсена, мелодия полна скорби и грусти, правдиво передает лебединый крик.
«Юноша» на слова норвежского поэта Осмунна Винье. Романс полон мрачного беспощадного пессимизма.
«Весна» («Последняя Весна») на слова Осмунна Винье. «Весна» и «Раненное сердце» оба эти романса обработаны самим автором под op . 34 для струнного оркестра под общим названием «Элегические мелодии».
«Полевая ягода» на слова Осмунна Винье.
«У ручья» и «Что я видел» на слова Осмунна Винье. Оба эти романса по оригинальности мелодий и по своему изяществу считаются наилучшими романсами Грига.
«Старая мать», «Первое», «Возвращение на родину» на слова Осмунна Винье.
«Дружба» на слова Осмунна Винье, романс полный мрачного отчаяния, проклятий вероломным друзьям.
«Вера» на слова Осмунна Винье, это церковный хорал, полный религиозного мистицизма.
«Моя цель» и «Первая встреча» были переложены Григом в «Две мелодии» для струнного оркестра ор.53.
«На Монте-Пинчио» (1870 год) на слова Бьёрнсона, это восхитительный ноктюрн. Целая звуковая поэма.
«Скрытая любовь» (1874 год) на слова Бьёрнсона. В романсе переданы смятения невысказанной, скрытой любви.
«Слышу-ль я песню» (1884 год) на слова Г.Гейне – это скорбный вопль, вырвавшийся прямо из души поэта.
«Среди роз» (1869 год) слова Янсона, считается наиболее слабым романсом Грига, в нем мало соответствия между текстом и музыкой.
«Сирота» (1864 год) слова А.Шамиссо – в романсе правдиво звучит чувство сиротливости, одиночества и беспомощности.
«Где они?» (1864 год) слова Гейне – романс полный грусти о невозвратно-минувшем искренним чувством.
«У одра молодой женщины» (1873 год) , романс - это похоронный вопль.
«Хижина» (1869 год) слова Андерсена, - изящная песенка.
«Арфа» (1868 год) слова А.Мунка – поэтическая баллада.
«Народная мелодия из Лангеланда» (1870 год) слова Андерсена – песня в национальном духе.
«Поэзия» (1869 год) на слова Андерсена.
«Песни для альта» ор.2 – это четыре романса: «Мельничиха» слова А.Шамиссо, небольшая баллада, «Укутавшись в серые тучи» слова Гейне, «Я стояла в грустном раздумье» слова Гейне и «Что мне сказать?» слова А.Шамиссо.
«Четыре романса» ор.10 на слова К.Винтера: «Благодарю», «Разговор цветов», «Песнь на утесе».
«На скалах и в фиордах» ор.44, песни – это воспоминания о путешествии в Норвегию, написанные на стихотворения Хольгера Драхмана. Сборник состоит из четырех песен.
Болезнь и смерть Э.Грига:
Уже на второй год пребывания в Лейпцигской консерватории Григ заболел – у него оказался плеврит в очень серьезной форме. И первые четыре года после болезни он дышал только одним правым легким, эта проблема мучила его всю жизнь.
Эдвард Григ скончался 4 сентября 1907 года в городской больнице в Бергене. «Когда после смерти художника доктора сделали вскрытии, оказалось, что правое легкое совершенно разрушено, левое сильно поражено, а сердце было сдвинуто на место правого легкого. Врачи были удивлены – как Григ вообще мог прожить так долго» (Н.Финдейзен). Григ прожил 64 года. Тело Грига, согласно завещания композитора, было предано сожжению. Погребальная церемония состоялась при громадном стечении народа 9 сентября 1907 года.
Похороны композитора стали национальными, устройство их принял на свой счет город. На похоронной церемонии исполнялись композиции Грига: «Весна» для струнного оркестра, погребальный марш, написанный Григом на смерть Р.Нурдрока. В день кончины Грига в Христиании состоялся траурный спектакль в память музыканта, была поставлена первая часть драмы «Пер Гюнт». На спектакле присутствовали королева Норвегии и вдовствующая Русская Императрица Мария Федоровна.
Больше всего Э.Григ писал для фортепиано, но капитальных фортепианных сочинений у Грига немного. Редко он прибегал и к оркестру. Он король музыки в «легких» фортепианных вещах – в романсах. Если бы Григ ничего не написал кроме «Лирических пьес», то и тогда одни они доставили бы ему заслуженную славу великого художника звуков.