Найти в Дзене
ПроСмотр

Страшная сказка для взрослых, которую придумал дель Торо

Оглавление

Здравствуй, зритель!

Есть добрые сказки с хорошим концом, а есть страшные сказки с мрачным финалом. Именно к таким относится история, рассказанная в фильме «Лабиринт фавна» за авторством (и сценария, и режиссуры) уже практического великого испанца Гильермо дель Торо. Вот об этом фильме и предлагаю узнать и поговорить.

Несмотря на жанр «фэнтези», этот фильм далеко не для детей и даже не для подростков. Детям его вообще нельзя смотреть, несмотря на то, что главный герой там одиннадцатилетняя девочка (кстати, именно поэтому в первую очередь). Подросткам также не рекомендуется, ограничение по возрасту тут должно стоять серьёзное.

О чём фильм "Лабиринт фавна"?

Фильм в гротескной форме рассказывает об одном очень мрачном периоде в истории Испании, а именно о гражданской войне там. Вот только дель Торо в своей любимой манере наложил на реальную историю ещё и мистику с фантастикой.

Легенда истории такова. Принцесса Муана, дочь короля фантастического мира сбежала из своих покоев в подлунный (наш реальный мир) и не вернулась. Огорченный король оставил множество дверей по всему миру и ждет, когда его дочь воскреснет, переродившись и вернется в потусторонний мир.

А в реальном мире события разворачиваются в 1944 году. Уже пять лет, как утвердилась власть Франко, но партизанская война не ослабевает. Более того, партизаны в фильме показаны очень сильным противником, способным наносить серьезные поражения регулярным войскам франкистов. Вообще обе стороны тут достойны друг друга и словно пытаются перещеголять противника в жестокости и цинизме. Правда партизаны показаны чуть-чуть положительней, чем их противники.

Капитан Видаль, руководит отрядом карателей, который расположился на своей базе высоко в горах и борется с продолжающими сопротивления партизанами. Видаль очень любопытный персонаж. В нем в гротескной форме сочетается преданность власти, необычайная жестокость и странная сентиментальность. Удивительный и крайне ядовитый коктейль. Видаль мечтает о подвигах во славу Франко, о гротескной героической смерти на поле боя и необычайно любит своего только что родившегося сына. По отношению к врагу Видаль натуральный зверь, по отношению к близким – животное. В один момент им можно восхищаться, в другой - ненавидеть.

Честно говоря, он мне напомнил нолановского Джокера. Видаль - поддонок, но при этом жутко сентиментальный поддонок.

И именно на противостоянии Видаля, его жены Кармен и девочки Офелии строится сюжет реального мира. И Офелия от этого реального мира бежим в мир фэнтези, своего собственного фэнтези. И там разворачивается другая история, не менее брутальная, чем происходящая в реальном.

Там к юной Офелии приходит посланник короля волшебной страны – Фавн. Он выглядит не как белый кролик, а как высокий, мрачный и немного страшный персонаж, однако Офелия его не боится. Фавн сообщает девочке, что она дочь короля – принцесса Муана и чтобы вернуться в свою страну и занять достойное положение, ребенок должен пройти три испытания: расправиться с гигантской жабой, открыть дверь, охраняемую страшным монстром – Бледным человеком и принести на алтарь жертву в виде младенца. Девочка, пройдя через страдания тела, разума и души, доказывает свои права на мир волшебства и свое законное право принцессы Муаны.

Чем же так привлекает "Лабиринт фавна"?

Фрагмент постера к фильму "Лабиринт фавна"
Фрагмент постера к фильму "Лабиринт фавна"

Актерская игра безупречна и монстры восхитительны тоже. Демоны в этом фильме страшные по настоящему, а жестокость в реальном мире усиливает эффект. В реальном мире актеры играют исступленно, как это обычно и происходит в испанском кинематографе. И мужские и женские роли, положительных и отрицательных персонажей сыграны на пять с плюсом.

Сюжет немного раздерганный и режиссура не везде безупречная. Это довольно серьезный недостаток испанского кино в целом. Их фильмы как будто немного не собраны и размыты в событийном ряде. Однако батальные сцены симпатичны и очень жестоки (чем-то фильм напомнил мне «холодное лето 53-го»). Смерть показана хлестко и брутально.

Декорации и костюмы монстров великолепные!

Несмотря на мрачный видеоряд, фильм в итоге производит приятное впечатление и дает в финале катарсис. Зрительское сопереживание маленькой Офелии, проходящей страшные испытания, как в реальном, так и в потустороннем мире, очень высокое. Он оставляет зрителя на положительной ноте, но заставляет глубоко задуматься над своей собственной жизнью и смыслом всего происходящего.

Эту рецензию подготовил Лев Вишня, писатель-фантаст, автор очень глубокой и психологической книги "Психокуб", который просмотрел порядка 30 испанских фильмов и заметил следующее (практически везде):

  1. Актерская игра всегда на самом высочайшем уровне и любая испанская актриса переигрывает любую американскую или даже английскую. Испанские актеры и актрисы умеют играть исступленно и демонстрировать сюжет на пределе нервного напряжения. На пределе накала страстей.
  2. Режиссура всегда немного поверхностная и сюжет выглядит немного размытым, несобранным в одну линию. Примерно как пучок прутиков или пятно. Очень многое остается за кадром. Однако батальные сцены испанцы снимают замечательно и очень жестоко.
  3. Музыка и декорации – обычно средний уровень, но испанские фильмы всегда выглядят красочно.

В целом испанский кинематограф не отличается легкой подачей материала. Он не для развлечения, а для размышления. Все испанские фильмы, что я смотрел, погружали меня в глубокие раздумья и оставались в памяти надолго. И еще испанские фильмы задают необычайно высокий уровень сопереживания главным героям. Можно сказать ведут зрителя за собой как на поводке.

А вы смотрели "Лабиринт Фавна"? Фильм зацепил или оставил равнодушным? А как относитесь к испанскому кино? Ставьте лайк, пишите в комментариях.