Найти в Дзене
Proметоды

Под водительством старца

Продолжаем говорить о святом Игнатии Валуйском. В Валуйском монастыре святой Игнатий провел большую часть своей жизни, здесь положено начало его исповедничества – высокого страдания за веру. В христианской традиции особое значение всегда имеют место совершения монашеского подвига и наставники на этом пути. Это своеобразная духовная школа. Поэтому остановимся подробнее на рассмотрении истории

#ТопБлог

Продолжаем говорить о святом Игнатии Валуйском. В Валуйском монастыре святой Игнатий провел большую часть своей жизни, здесь положено начало его исповедничества – высокого страдания за веру. В христианской традиции особое значение всегда имеют место совершения монашеского подвига и наставники на этом пути. Это своеобразная духовная школа. Поэтому остановимся подробнее на рассмотрении истории Валуйского монастыря и жизни его насельников - иноков.

Вид Валуйского монастыря начала века
Вид Валуйского монастыря начала века

Baлуйский Успенский Николаевский монастырь являлся одним из древнейших монастырей Воронежской eпархии, в состав которой тогда входил. Когда возник и начал свое существование монастырь, точных данных не сохранилось. Обычно датой основания монастыря считается 1613 год.

Находился монастырь в трех верстах южнее от уездного города Валуйки при слиянии рек Валуй и Оскол, поэтому был окружен лесом и водой. В течение своего продолжительного существования он носил различные названия «Валуйского города Успенья Пресвятой Богородицы и Чудотворца Николая Пристанского мо­настырь», «Николы Чудотворца Пристанский монастырь с Валуйки»; «Пристанский монастырь на Валуйки» и т. д. Все названия связаны с главными храмами монастыря, его святынями, а также его расположением: на реке у пристани (отсюда – «Пристанский»). Отметим, что наименование «пристанский» точно характеризует монастырь и в духовном смысле: здесь, согласно сведениям историков, в древности «имели пристань … духовно торжествовали и обновлялись» Войска Донского «господа старшины и полковники», а также те, у кого болела ду­ша, кто нуждался в духовном обновлении. Среди последних был и Иван Бирюков.

Паломники. На богомолье. Василий Григорьевич Перов. 1867 г. Рис. 31, 6х47, 3.
Государственный Русский музей
Паломники. На богомолье. Василий Григорьевич Перов. 1867 г. Рис. 31, 6х47, 3. Государственный Русский музей

Окрестные жители посещали обитель, чтобы напитать сердце благочестивым духом. Один из паломников передал это состояние так:

Люблю я тихую обитель,

Что утопает вся в лесах;

Кресты церквей чуть видны - искрой

Блестят высоко в небесах…

…Люблю я тихое мерцанье

Огней в лампадах, от свечей;

И к Богу слёзное моленье

В душе родит святой покой…

В монастыре хранились заветы основателя, старца Корнилия. Оставив мир, он поселился в этих местах ещё в Смутное время, вместе с тремя своими сподвижниками построил часовню и подвизался, т.е. исполнял трудный христианский подвиг, проводя время в посте и молитве. Так и было положено начало пустыни.

В книге, выпущенной Валуйским монастырём, о времени основания рассказывалось:

За горою, еж двух рек, в болоте лесистом

Поселился человек с намерением чистым:

Чтоб в таинственной глуши жизнью безупречной

Со спасением души мир стяжать сердечный;

Чтоб земного не считать для себя полезным

А сокровище снискать в Царствии Небесном

Он смирил себя постом, день и ночь молился,

Подкрепляемый Христом в тишине трудился.

Но не долго одному жить ему пришлося,-

Братство честное к нему скоро собралося.

Собралась святая рать к битве без насилий,

В Боге жить и умирать их учил Корнилий.

«Корнилий своей почтенной старостию и благочестивою жизнью приобрёл всеобщее уважение у жителей города Валуек, - писали монахи, - и, вероятно, многие из них посещали старца и беседовали с ним, много видевшим и испы тавшим на своём веку…он научился и другим советовал тихую безмятежную жизнь…».

Старец Корнилий с учениками
Старец Корнилий с учениками

Духовный завет старца Корнилия о «благочестивой жизни» и уважении к «почтенной старости» в Валуйском монастыре хранили в течение трёх веков.