Разрешите протиснуться — в интернете уже так много обзоров на этот фильм, что писать еще один такой же будет напрасной тратой сил. Потому я, в отличие от Зака Снайдера, попытаюсь сделать всё покороче и в отличие от Джосса Уидона — обойдусь без лишнего мусора.
Суть «Снайдерката» для тех, кто почти ничего не знает о фильме: режиссёр Зак Снайдер снял «Человека из Стали» и «Бэтмен против Супермена», по сути создав полноценную киновселенную DC, также разработав план на трилогию «Лиги Справедливости». В период, когда «Лига Справедливости» находилась на стадии пост-продакшна, Зак покинул должность через два месяца после смерти дочери — 21-летняя девушка покончила жизнь самоубийством. Кресло режиссера занял Джосс Уидон, который до этого лишь консультировал Снайдера, и вместе с Warner Bros. было принято решение перелопатить фильм, чтобы тот больше соответствовал «стандартам» Marvel — меньше мрака и насилия, больше шуток и урезанный хронометраж до 120 минут.
Результат в унисон обматерили критики, зрители и, кажется, даже поклонники Marvel. Коммерческий провал повлиял на тон будущих фильмов киновселенной, ну а она сама очевидным образом посыпалась на куски. В связи с этим поклонники запустили кампанию с требованием выпустить изначальную версию фильма, даже не будучи уверенными в том, что она существует. «Снайдеркат» — это версия фильма, которая содержит только то, что хотел в нем видеть Зак Снайдер. Оригинальная цветовая гамма, оригинальный сценарий, оригинальный дизайн персонажей, оригинальный саундтрек от Junkie XL и, конечно же, оригинальный формат 4:3 — это полный кадр, а не кроп, как многие могли подумать.
Чтоб вы понимали, насколько вообще большая разница между «Уидонкатом» и «Снайдеркатом» — если в первой версии единственным ключом к победе был Супермен, то здесь ответственность в самый напряженный момент перекладывается на совершенно другого персонажа. Но насколько вообще справедливо оценивать один фильм с другим, учитывая уйму разных нюансов в 2017 и 2021? Да и вообще, как оценивать новую «Лигу Справедливости»?
Важно отметить, что представить точно такую же историю в кинотеатральном прокате практически невозможно. Вряд ли кто-то согласится устраивать премьеру 4-х часового блокбастера. Тут работает простая арифметика: за 15 часов работы кинозала можно устроить 6 показов двухчасового фильма (в среднем по полчаса на титры и рекламу перед началом сеанса), по такой же логике четырехчасовое полотно можно было бы показать всего 3 раза. То есть условно, прокатчик и дистрибьютор теряли бы 50% возможной выручки в день. А тут совпали все карты: пандемия, готовность людей смотреть блокбастеры на домашнем экране, фокус медиа-гигантов на стриминговых сервисах и инициативность режиссёра.
А оценивать её нужно, как общую победу зрителей и творцов над бизнес-акулами. Потому что случай беспрецедентный для настолько дорогого кино. Выражаясь языком эмоций — это сбывшаяся мечта. Мечта Снайдера, которая казалась ему недостижимой. Мечта обычных фанатов, которые почему-то начали верить в миф. Этот фильм полностью держится на чужих чувствах, возможно поэтому он переполнен сценами с рапидом, трогательными вставками и пафосной эстетикой, будто бы это не блокбастер, а артхаус, где видение режиссёра стоит выше функционала каждого отдельного кадра.
Юмористичный форс «библейских отсылок» в творчестве Зака Снайдера появился не спроста и достиг своего пика именно в «Лиге Справедливости». Это сработало настолько эффектно, что восторженный Антон Долин принялся цитировать Библию — и лично я нахожу в этом некий шарм погибшей киновселенной DC. Если Marvel намеренно ослабляет ключевых героев от фильма к фильму, фокусируясь на их слабости, то триптих Зака, наоборот, стремится показать нам новых богов. И у него это получается.
Раз есть боги, то должен быть и дьявол. Тут оный имеется — причем не только в виде архаичного и потерянного Степного Волка, которому подарили личность и зарядили фанатичной мотивацией, но и в виде дебютировавшего Дарксайда. Как водится в эпосе, Дарксайд здесь показан, как абсолютное зло. И это скорее нависшая над всеми угроза, а не полноценный антагонист, потому что Снайдер не раскрыл его способностей вовсе, хотя в отличие от Уидона хотя бы показал.
Что особенно радует — затерявшиеся на заднем плане изначальной версии Флэш и Киборг перестали быть пешками. Это сильные герои, с более-менее устойчивой предысторией и прописанной трагедией. Более того, раскрыт их потенциал, порой кажущийся абсолютным в одной интригующей сцене. Да и то, что происходит с другими персонажами тоже интересно: от Супермена, выбравшего глубокий черный, вместо привычной сине-красной гаммы, до Бэтмена, одержимо следующим за верой — словно это олицетворение тех, кто всё это время верил в режиссерскую версию.
А ещё хочется сказать, что этот фильм послужит примером того, как монтажер может переосмыслить столь масштабное полотно. Краски, формат, восстановленные кадры — это действительно два разных фильма с общей сценарной формулой. «Лига Справедливости» вернула своё лицо.
Местами в фильме хромает CGI — терпимо. Местами целыми минутами показывают то, без чего можно было бы обойтись — терпимо. Местами бесят черные края по сторонам экрана — терпимо. Местами кажется, что ажиотаж слишком преувеличен, а сценарий и выеденного яйца не стоит — терпимо. Но это не так уж и важно, учитывая какого вида продукт мы получили и свидетелями какого события стали.
Это творческий проект, в котором оправдано даже тягучее пение Ника Кейва в сцене, где Лоис Лэйн скорбит по погибшему возлюбленному — музыкант написал звучащую в фильме песню после гибели младшего сына. Снайдер посвятил свою работу дочери, а в начале титров появилось трогательное «For Autumn». Что мне кажется особенно важным, несмотря на заголовок материала, нам нужно перестать называть проект «Снайдеркатом» — вместо этого лучше писать так, как он подписан на стриминговых платформах, то есть «Лига Справедливости Зака Снайдера». Сам режиссёр не сильно горит желанием возвращаться к кинокомиксам, но если кому-то и придется восстанавливать вселенную DC, то первым кандидатом на эту роль должен быть именно он.