Дух смиренномудрия
Прежде чем написать о смиренномудрии, хочу рассказать одну историю. Это было много лет назад, я был еще молод, и как многие молодые люди смотрел на мир просто, или гораздо проще, чем сейчас. Мои встречи с отцом Кириллом Павловым стали уже регулярными, раз в два или три месяца я старался бывать у него, а за этот промежуток времени накапливались вопросы и я их довольно тщательно записывал. И вот в один из таких приемов у батюшки, в моем блокноте оказался вопрос - Что такое смирение, и как его достичь? Есть вопрос, будет и ответ. Глубоко вопросы обдумывать тогда не приходилось, и я задал его в числе прочих. Когда отец Кирилл его услышал, то широко улыбнулся и так же быстро ответил: «Достичь смирения очень просто - надо считать себя хуже всех.» Я спокойно записал ответ и подумал тогда, - как просто!
Придя домой и перечитывая ответы батюшки я стал читать их еще раз повнимательнее. И когда дошел до этого ответа, остановился… А как считать себя хуже всех? Я посмотрел мысленно по сторонам, не далеко от нашего дома был Курский вокзал и я частенько проходил мимо его постоянных обитателей, в девяностые там была такая публика, что приходилось проходить мимо почти бегом. Я мысленно представил себе их образы и ужаснулся. Ведь в словах - хуже всех…- нет исключений. И только тогда я понял, какое не простое дело смирение!
Теперь, говоря о духе смиренномудрия, я еще раз как будто заглядываю в глубину пропасти, а эта пропасть наука о смирении. И сегодня я думаю, что смиренномудрие, о котором мы слышим еще у преподобного Антония Великого, и которое так глубоко преподал нам святитель Игнатий Брянчанинов, это наука из наук, а дух смиренномудрия, это прежде всего дух Христов.
Можно сколько угодно много молиться и поститься, но если этим духом не будет освещено сердце христианина, молитва тщетна, а пост вреден. Думаю, что именно по этому прошение этого духа идет вслед за прошением чистоты и целомудрия, потому как очищенный постом человек нуждается в смиренномудрии, как в одежде, без которой нечем прикрыть свою духовную наготу. Подумайте, какие мы душами перед Богом и перед святыми, стыдно и подумать, а смирение покроет наши немощи и страсти, согреет душу от озноба годности мира и похоти очей, и даст нам спасительную возможность заглянуть в себя по настоящему. Это так трудно, но так необходимо.
Господи, дух смиренномудрия даждь ми! Смирение покрывает грехи наши и приближает к Богу, ибо осудивший себя, прощен Богом. А мудрость смирения отрешает нас от грехов мира, ибо осудивший себя не судит мир, да и до мира ли ему, когда над ним самим вершится постоянный суд…