Любопытное наблюдение настигло меня в моей профессиональной деятельности.
Как известно, для того, чтобы заниматься маркетингом в медицине, необходимо хорошо понимать спектр услуг, специфику их оказания, понимать, что является основной услугой, а что - дополнительной, уметь хорошо выстраивать допродажи, владеть технологиями обучения колл-центра и ресепшн, иметь представление об интернет маркетинге и технологиях продвижения, правилах рекламирования мед. услуг и агрегаторах, знать все мамские сообщества на прилегающих территориях и уметь запустить сарафанное радио.
Но это только на поверхностный взгляд.
Если копнуть глубже, то достаточно того, что ты просто очень нравишься собственнику или тебя надо срочно чем-то занять.
Вот так и появляются специалисты по маркетингу в медицинских центрах.
Часто, приходя на встречу в клинику, я обнаруживаю, что маркетинга, как такового - нет, системно он не выстроен , нет единой цели и стратегии.
Целевую никто в глаза не видел и описывать не собирается, а аватар - это синий инопланетянин с хвостом.
Стоимость пациента из канала привлечения никто сроду не считал, зато 2 самые любимые темы для обсуждения - это сайт (у конкурента он всегда лучше) и оформление Инстаграма - оно всегда не модное. Ну и с блогерами, само собой, надо работать очень активно. Потому что блогеры - это основной канал привлечения, что в многопрофильный медицинский центр, что в клинику остеопатии, что в салон красоты. Это знают все.
Все, кроме меня, видимо.
Начинаю задавать вопросы собственнику, кто же занимается маркетингом. Парни сначала уверенно говорят: "Никто! Вот, хотим с вами сотрудничать!" Или есть еще один вариант, неуверенно так: "нуууу, есть у нас один менеджер.... но её учить надо.... ничего не умеет, думаю менять". Угадайте, где говорят про жену, а где про подругу?
Спойлер - все как в жизни, кто хоть раз был в диалоге про съем женатым мужиком, неважно, с какой стороны - догадается сразу.
Итого, если есть вариант: "Никого! Только с вами! ", становится понятно, что через пару недель возникнет загадочная Катя/Таня/Лена с примерно такой характеристикой: " Ой, у нас тут есть еще один человек, она прекрасно разбирается в маркетинге, я очень занят, а она все понимает, у неё есть очень интересные идеи, вы теперь работаете с ней". Это кто же у нас тут? А это жена владельца.
Новые идеи уровня: "сейчас мы перейдем на видеоформат в постах и изменим оформление Инстаграма, также нужно сделать большую фотостену для сэлфи". Ага, в клинике ортопедии. Да, самое необходимое, рядом с пандусом для колясочников.
Формат самой девушки - типичный Дом 2. Груди, губы, талия. Губы ярко красные. Разговоры - я такие слышала от «Крис и Энджи», по телеку, думала, в жизни такого не бывает. Но ошиблась.
Ну, 50 оттенков Инстаграма я обсуждать не планирую, сэлфи стена это точно не ко мне, так что я предпочитаю вежливо откланяться и оставить мадам самостоятельно реализовывать свои идеи. Второй вариант:"нуууу... есть менеджер.... но надо учить... " - это, как вы догадались, про любовницу подругу.
С подругой еще хуже (как всегда бывает с подругами), а хуже, потому что дороже. Жена хотя бы за семейный бизнес бьётся, а подруга красиво живёт на чужие.
Кстати, в маркетинге тоже. Эта Катя/Таня/Лена смотрит влюблёнными глазами на клинику, на владельца, на мероприятия, которые сама же и проводит, на сайт, на рекламу и на все остальное.
Способностей к аналитике - ноль. Там, где эмоции, холодной логике просто нет места. Поэтому, сопровождаемая ею клиника достойна самого лучшего, самого дорогого и самого прекрасного. Идей у неё масса - это конкурсы для сотрудников на корпоративе (можете себе представить хирурга после рабочего дня на конкурсе?) и блогеры всех мастей, толкущиеся в клинике за бесплатно.
Мы посчитали как-то результативность такой Кати/Тани/Лены – привлеченный через блогеров пациент обходился от 4 000 до 17 000 рублей.
Она точно знает, как и что делать, и делает это долго и плохо. Потом ее результативность перестает устраивать собственника, но обидеть-то ее страшно – она ж обижается.
Потом ей становится и вовсе обидно, что ее старания не ценят. И примерно через год этого невероятного шапито она, оскорбленная, увольняется, вываливая в Инстаграм фотосессию в стиле ню.
Всё понимаю, мексиканские страсти окрыляют и делают нас живее всех живых.
Но уважаемые собственники, зачем? Зачем вываливать на ни в чем не повинных сотрудников всю эту «Дикую Розу» и «Никто, кроме тебя» в одном флаконе? Где здесь история про бизнес, эффективность и просто про работу? Помните, как только появляется мексиканская страсть, богатые тоже плачут.
Несколько слов о том, почему мне можно верить.
Подписывайтесь на мой канал и читайте о психологии бизнеса, маркетинге и медицине.