На заре китобойного промысла зубатые киты были лёгкой добычей. Но затравленные кашалоты быстро учились и все чаще и чаще ускользали из лап охотников. Пока современные пароходы не заменили старые добрые парусники.
Когда в Тихом океане появились первые большие китобойные суда, охотника для людей стала легким развлечением. Кашалоты не знали врагов такого рода и поэтому быстро пали добычей китобоев. Но в течение нескольких лет, как пишут старые журналы, показатель успеха упал почти на 60 процентов. Животные быстро научились убегать от охотников и передали эти знания другим китам, как предполагает исследование ученых во главе с Хэлом Уайтхедом из Университета Далхаузи в Галифаксе, опубликованное в журнале «Biology Letters» .
Косатки – единственные естественные враги кашалотов, потому что они могут убить их детёнышей. Чтобы отогнать их, кашалоты образуют круг: их головы направлены внутрь, а их мощные хвосты бьют по косаткам. Однако эта тактика была бесполезна против китобоев – напротив, она упростила им поимку крупных китов, потому что животные не убегали.
Но не зря у гигантских китообразных огромный мозг, самый большой в животном мире. Выжившие после первых массовых убийств поняли, что лучше бежать, чтобы спастись от охотников, о чем китобои и писали в судовых журналах. Кашалоты интенсивно общались друг с другом при гарпунировании, а затем плыли против ветра, из-за чего парусным судам было труднее следовать за ними, и китобоям часто приходилось отказываться от добычи.
Это поведение кашалотов распространилось в Тихом океане так быстро, что не могло быть передано по генетической наследственности. Авторы исследования считают, что это, должно быть, была так называемая культурная эволюция. «Детские сады» и «школы» кашалотов возглавляют опытные взрослые самки, которые общаются на больших расстояниях и, и, таким образом, передают знания, например, о наличии вкусной еды. Так что вполне вероятно, что таким образом они информировали друг друга о новых опасностях.
Только когда на смену парусникам пришли пароходы, бойня снова набрала обороты. У китов не было никаких шансов против технологически более оснащенных китобоев, и китов убивали сотнями тысяч. Однако их приспособляемость может снова помочь им сегодня.
Хотя в наши дни охота на китов ограничена различными международными законами, животным приходится справляться с новыми опасностями, такими как столкновения с грузовыми судами или сетями рыбаков. А еще в океанах сегодня преобладает экстремальный шум из-за судоходства и других источников, что делает общение между китообразными, существующими миллионы лет, затруднительным или даже невозможным.