Валерий Валиулин
219-ому одрап* (отдельный разведывательный авиационный полк) поставили задачу произвести воздушную разведку острова Сахалин, обнаружить и сфотографировать все точки расположения баллистических ракет стратегического назначения.
Наш любимый 21-й борт шёл в середине боевого порядка самолётов, следующих друг за другом с минутным интервалом. Отошли мы от берега большой земли, пройдя строго над ППМ* (поворотный пункт маршрута). Я доложил командиру корабля курс следования, расчётное время выхода на Южно-Сахалинск и стал настраивать радионавигационное оборудование на частоту Южно-Сахалинска, выбрал канал работы его РСБН (радио система ближней навигации). Под нами водная поверхность – наземных ориентиров нет. До дальности захвата радиосигналов Южно-Сахалинска ещё не дошли. Даже радиолокационный прицел, РБП-4, на этой высоте, не видит островов.
В СПУ* раздаётся голос второго штурмана, моего помощника: «Штурман, посмотри на экран РБП, мы идём прямо на Японию!» Я смотрю на экран, на нём, точно, вырисовались острова Японии по курсу. Быть этого не может! Мы по времени полёта не могли приблизится к Японии на такое расстояние.
Командир экипажа напуган нашим радиообменом: «Штурман! Куда мы идём?!» «Командир, все курсовые приборы сверены. И по курсу, и по времени мы не могли приблизиться к Японии, – отвечаю я, – С засветками сейчас разберёмся. Через пару минут РСБН захватит Южно-Сахалинск. Держите прежний курс!» Но, у страха глаза велики, командир страхуется: «Отворачиваю влево на девяносто градусов», – заявляет командир корабля.
Самолёт входит в левый крен, разворачиваясь к северу. «Что он творит!» – думаю я. После отворота от маршрута, мы выпадем из боевого порядка. Даже выполнив петлю, вернувшись на прежнюю прямую, окажемся в хвосте у всех. Нам уже не догнать группу и не занять своё прежнее место в ней. Не разовьёт наша «ТУ-шка» необходимой скорости. Да и маневром, с догоном и обгоном, мы просто выдадим свою ошибку, вызванную паникой на борту! Весь разбор полётов потом построят на нашем экипаже.
Вижу, как стрелка радиокомпаса начинает разворачиваться в сторону Южно-Сахалинска и начинают вращаться счётчики азимута и дальности РСБН. Докладываю командиру, что вошли в зону устойчивой работы АРК и РСБН. Командир по своим указателям тоже видит это. Я жестами подсказываю второму штурману, чтобы он выключил магнитофон, записывающий весь радиообмен. Даю командиру новый курс на Южно-Сахалинск, новое расчётное время выхода на город.
«Командир! Нужно пройти по маршруту, выполнить фотографирование обнаруженных объектов разведки, докладывать по внешней связи время прохождения всех поворотных пунктов, прибавляя минуту к времени впередиидущего экипажа. Создать иллюзию того, что мы находимся в боевом порядке. Не дойдя до самого северного ППМ*, отвернём к точке встречи с группой, срежем угол маршрута, вклинимся в боевой порядок. Для безопасности, перед встречей, займём высоту на 150 метров выше группы», – предложил я свой план командиру.
«Согласен, работай. Не ошибись в расчётах! Что это за засветки были?» «Командир, это грозовые засветки. Они сформировались над островами Японии и, чётко сохранив конфигурацию островов, продвинулись к нашему материку. Второй штурман принял их за Японию. Никогда не думал, что грозовые тучи над островами могут так близко повторить их конфигурацию».
Тут и ведущий группы запросил у КП* Южно-Сахалинска новый эшелон для обхода грозы над ней.
Самолёты прошли над грозой. В дальнейшем всё шло гладко. Группа не обнаружила нашего исчезновения из боевого порядка. Мы прошли с юга на север, через весь Сахалин, произвели фотографирование обнаруженных объектов. На севере острова плановый маршрут продолжался над водной поверхностью, далее — разворот влево, на материк. Подрезав угол маршрута, мы секунда в секунду вклинились в боевой порядок. Отлично, в заданное время, отбомбились на полигоне.
Командир классно притёр самолёт к посадочной полосе. Техники из фото группы сняли кассеты фотокамер и увезли плёнки на проявку. Единственное что могло выдать нашу ошибку, это не совпадение фактического времени фотографирования объектов разведки, отражённого на фотоплёнках, со временем указанным мной в разведывательном донесении.
На разборе полётов наш экипаж хвалили, общая оценка за полёт – пять баллов! Никто не заметил, что мы вытворяли над океаном. Одно досадно – начальник разведки подвёл итог: «Полк не выполнил поставленную задачу по разведке! Обнаруженные и сфотографированные шахты с ракетами оказались ложными, выставленными на показ вероятному противнику. Реальные объекты не обнаружены, что и требовалось доказать! Ракетчикам было необходимо проверить маскировку своих шахт. Маскировка баллистических ракет стратегического назначения на наших островах надёжная!».
*одрап - (отдельный разведывательный авиационный полк)
*ППМ - поворотный пункт маршрута.
*СПУ – самолётное переговорное устройство.
* - потолок самолёта – максимально досягаемая высота полёта данного типа самолёта.
* - петля – отворот самолёта от прямой с последующим возвращением на прямую, на прежний этап маршрута и прежний курс.