Найти тему
Ведомости Казахстана

Стратегия и тактика Минсельхоза в экспорте еды

Еще недавно в пятерку основных покупателей сельскохозяйственных товаров из Казахстана входили Узбекистан, Афганистан, Россия, Иран и Китай

Даже в эпоху четвертой промышленной революции людям нужно есть каждый день и желательно не менее трех раз. Такая ситуация открывает для АПК республики качественно иные ниши на рынках других стран, чем в случае экспорта металлопроката или асбеста. Аграрный прорыв не может состояться вдруг, тем более в условиях современного высококонкурентного мира и второго дыхания у политики заградительных тарифов в глобальном масштабе. Тем не менее, стратегическая и одновременно скрупулезная работа профильных органов Казахстана уже приносит положительные плоды.

СТРАТЕГИЯ И ЛОГИСТИКА

Современная экономическая деятельность вынуждена все больше и больше инструментов заимствовать у военного дела: разведка, глубокий анализ, стратегические планы, оперативное искусство, логистика, психологические операции. Разумеется, зеркального копирования не происходит, поскольку для аграрного экспорта важно не разбить или уничтожить противника, а начать его кормить. Отсюда и формула «дилетанты изучают тактику, любители – стратегию, а профессионалы логистику» не работает. В движении на внешние сельскохозяйственные рынки важно все.

Министерство сельского хозяйства Казахстана развивает программу по доступности рынков сбыта и продвижению экспорта. Суть ее в том, чтобы экспорт переработанной сельскохозяйственной продукции увеличился как минимум в 2,5 раза по сравнению с показателями середины 10-х годов нынешнего века.

Номенклатура экспорта у Казахстана довольно разнообразная и для человека, не посвященного в тонкости, может показаться странной. Например, кондитерские изделия из сахара идут отдельно от мучных кондитерских изделий (те в одной категории с хлебом), а шоколад рассматривается самостоятельно.

Сахар как таковой (тростниковый или свекловичный) – тоже отдельная и самостоятельная товарная позиция. Поэтому при работе по конкретным экспортным нишам для каждой из групп продовольствия нужно выстраивать самостоятельный маршрут.

Экспорт продовольственных и технических сельскохозяйственных культур – это не сферические вещи в вакууме. Здесь необходимо состыковать экспортные возможности Казахстана с потребностями в импорте у потенциальных контрагентов. А потому приходится совмещать не только собственные возможности обрабатывающей, пищевой, упаковочной промышленности, но и бороться с конкурентами, у которых собственные виды на те же самые ниши.

Специалисты, которые десятилетиями работают в экспортно-импортных операциях по «сельхозке», сетуют: в «старые добрые времена» на мировом рынке водились и «судаки», и «окуни», и «щуки», а теперь остались одни «акулы», что усложняет протекание всех процессов.

Отсутствие у Казахстана прямого выхода к открытому морю уже в силу географических причин ставит в приоритет разнообразные вопросы логистики.

На момент начала программы в стране действовали транспортно-логистические центры в Астане, Семее, Панфиловском, Талгарском, Карасайском районах Алматинской области, в Алматы, Шымкенте, Сарыагашском районе Туркестанской области, Актау, Атырау, Актобе и Петропавловске.

А до 2024 года поэтапно должны начать функционировать еще 14 торгово-логистических центров. К действовавшим экспортным зерновым терминалам в Актау, Амир-Абаде (Иран) и Баку (Азербайджан) присовокупятся один на казахстанско-китайской границе (Алашанькоуская комплексная бондовая зона, КНР) и другой на туркмено-иранской (станция Инчебурун, Иран). Без подобных инфраструктурных опорных точек серьезный аграрный экспорт невозможно продвигать физически.

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Еще в 2017 году доля муки в общем объеме экспорта казахстанского продовольствия составила 43,4 %. В 2022 году экспорт муки при сохранении тех же физических и финансовых объемов должен стать всего 17,4 % в долевых раскладах. Сокращение удельного веса муки будет осуществлено за счет наращивания поставок растительного масла, маргарина, мяса, переработанного риса, хлопкового волокна и других товаров.

Хлопковое волокно не едят, однако как техническая сельскохозяйственная культура оно идет в качестве статьи аграрного экспорта.

Уже сегодня ясно, что финансовые показатели программы могут быть скорректированы. Ковидный 2020-ый год кроме коронавируса принес с собой и рост цен на продовольствие в глобальном масштабе. Поэтому денежные параметры экспорта, номинированные в долларах США, можно смело двигать вверх.

Пожалуй, труднее всего будет реализовать позиции в экспорте мяса. Изначально ожидалось, что в 2022-2023 годах в общем объеме аграрного экспорта мясо составит 22,3 %. Логически верный подход, при котором продукция растениеводства на месте «перерабатывается» коровами и овцами в увеличение живого веса, а потом идет на мясокомбинаты, оказалась трудно реализуемой на практике.

Тем не менее, после того как Минсельхоз вводил и в течении прошлого года держал мораторий на экспорт живого скота, загрузка отечественных мясокомбинатов стала расти, а с нею и экспортные показатели по мясу понемногу пошли вверх.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Программа развития аграрного экспорта строится на реалистичной оценке действующих и потенциальных покупателей казахстанской продукции. Еще в 2016 – 2017 годах пятерку лидеров по закупу сельскохозяйственных товаров из РК (в стоимостном выражении) составляли Узбекистан (23,4 %), Афганистан (12,5 %), Россия (10,8 %), Иран (10,3 %), Китай (8,9 %).

В настоящее время кардинальных изменений не ожидается, но пропорции естественным образом могут меняться. Разве что регион Персидского залива (включая Саудовскую Аравию) способен существенно увеличить импорт продовольствия из Казахстана.

Государства Аравийского полуострова достаточно давно интересуются той же бараниной из Казахстана. Но там масса специфических требований. Например, в штате мясокомбината нужен мулла и больше ручного труда по определенным операциям.

Минсельхоз не собирается двигаться на рынки Африки или Латинской Америки, зато к нишам в традиционных странах-потребителях продукции присматривается внимательно.

Тот же Афганистан готов покупать у казахстанских производителей муку, растительное масло, шоколад, кондитерские изделия, жмыхи, хлопковое волокно и воды (включая минеральные и газированные).

Самая широкая линейка экспорта получается в Россию. Она включает всю «афганскую» номенклатуру, плюс свинину, говядину, баранину, конину, мясо птицы, рыбу, маргарин, сахар тростниковый, отруби.

Фактор Евразийского экономического союза существенно облегчает выход на рынки стран-участниц, но здесь все равно достаточно много сложностей. Например, Беларусь сама является мощным экспортером продовольствия и попасть на ее рынок сложно в силу данного фактора. Разумеется, это не ситуация продажи льда в Гренландию, но объективно поставлять рыбу в Узбекистан легче, чем свинину в Беларусь.

СНЯТИЕ БАРЬЕРОВ

Специфика аграрной сферы чрезвычайно разнообразная. Любое суверенное государство печется о своей продовольственной безопасности и одновременно не в состоянии обеспечить весь спектр товаров. Где-то не растут ананасы, а где-то яблоки. Имеются и другие моменты.

Казахстан стабильно экспортирует шоколад, хотя какао-бобы на его территории не растут. Значит, отправлять на экспорт можно переработанную продукцию не только из собственного сельхозсырья, но и из импортного.

Фитосанитарные и ветеринарные барьеры – вечная головная боль при поддержке казахстанского экспорта. Проблема в том, что от нежелательных растений, которые чужеродны и опасны в определенной среде и от больных животных исходят реальные опасности. Но эти же самые защитные меры давно превратились в нетарифный барьер для борьбы с конкурентами и часто могут использоваться региональными и местными властями даже без санкции центральных органов государств.

Вот казахстанские уполномоченные структуры и идут шаг за шагом, снимая заграждения то для продукции пчеловодства в Китае, то для пищевого яйца в Иране.

Чтобы снять барьер на поставку одногорбых верблюдов в Китай, нужно работать именно по ним. Потому что на китайском рынке двугорбые верблюды – это отдельная история от одногорбых. Тот факт, что в Казахстане действовал мораторий на вывоз живого скота, не освобождает уполномоченные государственные органы добиваться разрешения на экспорт в Саудовскую Аравию КРС и МРС для разведения и убоя.

Тем более, что ситуация с поголовьем внутри республики в какой-то момент может поменяться и если встанет вопрос об экспорте конкретно на рынок королевства, то все правовое сопровождение для этого уже должно быть в наличии.

ОРГАНИЗАЦИОННО-КООРДИНАЦИОННЫЙ РЕСУРС

Идеология доступности рынков сбыта и развития экспорта взаимодействует с другими государственными стратегиями в сфере АПК. Сразу можно назвать программы развития зерновой и масличной отрасли, мясного животноводства, птицеводства, свиноводства, сахарной отрасли, рыбного хозяйства. Особо стоит выделить Региональные программы развития.

Поскольку Казахстан – это не точка на карте, региональные отличия внутри страны очень мощные и, следовательно, экспортный потенциал АПК весьма разнообразный.

Кызылординская область фактически является внутриказахстанским монополистом по производству риса. А вот по рыбному филе и прочему мясу рыбы Алматинская область кратно перекрывает Атыраускую, хотя последняя выходит в Каспийское море. Потому что подрыв рыбных ресурсов Каспия и Урала не прошел бесследно, тогда как рыбоводческие хозяйства Алматинской области в естественных и искусственных водоемах капитально нарастили объемы сазана, карпа, судака и других пресноводных рыб.

Производственный и экспортный потенциал могут сильно не совпадать. К примеру, Северо-Казахстанская область производит зерна больше, чем Туркестанская. А вот экспортные поставки муки из Шымкента и Туркестанской области выше, чем из СКО, потому что рядом с ними находится обширный рынок Узбекистана, где ниша на муку усилиями казахстанской стороны открыта и надежно удерживается.

Работа на внешних продовольственных рынках по определению сложнее, чем на внутреннем. Уже хотя бы потому, что правила игры устанавливаешь не ты самостоятельно. Отсюда так много усилий по информационному и юридическому сопровождению экспортеров, подписанию межгосударственных протоколов, обеспечению вагонами, усилия по снижению транспортных тарифов для зарубежных поставок.

Деятельность эта трудная, не всегда благодарная, редко дает быстрые результаты, но и не заниматься ею нельзя, если страна действительно намерена развиваться и расти во всех экономических отношениях.

Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»

https://kazvedomosti.kz/article/strategiya-i-taktika-minselhoza-v-eksporte-edy/