Найти в Дзене
Дилетец

Зачатие бога Диониса.

После того как погиб любимый сын Зевса Загрей, Зевс послал на землю Великий потоп, во время которого, чуть ли не погибли многие греческие божества. Но появился неожиданно в этом бурном паводке в ковчеге старец Айон. После чего Зевс спустил нахлынувшую воду в открытую бездну. Жизнь у людей как и богов стала налаживаться, после того как вода спала. И старец Айон обратился с мольбой к богу Зевсу даровать людям праздники, пиры, веселье и нектар для смертных, обычных людей. На что Зевс, Кронид, ответил старцу Айону, что смертный род не прекратится и возрастет, нектар останется блаженным, а для смертных будет вино, горести уйдут и начнутся праздники и веселья с рождением Диониса. После объявления завета старец Айон направился к Гармонии, а Зевс к Гере. По сути это сказание это калька библейского сказания о потопе. Здесь в качестве библейского Ноя выступает старец Айон. Есть обещание, больше людей не истреблять, топить и даровать людям праздники и вино.

Jupiter und Semele, um 1625
Jupiter und Semele, um 1625

Завет бога Зевса надо как-то выполнять. Для начала бог Эрос стал пересчитывать свои двенадцать стрел, предназначенных для Зевса. Среди них была и пятая для огненного брака с юной Семелой. Выбрав пятую стрелу, обвив ее плющем, обмакнув в нектар Эрос направился к дому Зевса. Далее девой Семеле снится чудный сон, ее дух вселяется в куст дерева, неожиданно с небес падает огонь и сжигает это дерево, но оставляет целыми ее гроздья. Некая птица эти гроздья похищает и приносит их к Зевсу. Зевс эти гроздья зашил в свои бедра, а потом из его бедер родился Юноша. А деревом была Семела. При всей своей иносказательности, Семела здесь мыслилась деревом, а Дионис мыслился рожденным от этого дерева, например как рожденный от дерева Адонис.

Семела затем рассказала о сне оракулу Харикло, который посоветовал совершить обряд в храме Афины и принести там в жертву быка и козла. При поднесении жертвы Семелу вымазали, окропили кровью жертвенных животных, так что этой кровью пропиталась ее вся одежда. Далее Семелу направили к водам реки Асоп, чтоб она смогла смыть всю эту кровь со своего тела и одежду. Пока Семела мылась в речке ее заметил Зевс с высот поднебесья и в этот момент в него выстрелил Эрос стрелой увитой плющем. Сразу же в Зевсе разгорелась страсть и ему даже почудилось, что Семела это Европа. Дождавшись ночи, обуреваемый страстью Зевс проник в дом, дворец Семелы и сошелся с ней. В ложе с Семелой Зевс стал принимать различные обличья. То тело человечье, а на челе пара бычьих рожек как у рогатого Диониса; то лев, то пантера, то змея, то виноградной лозой. Наконец Зевс в виде змеи обвился вокруг Семелы и зачал сына. Сразу же бог обезумел. Виноградные гроздья опутали ложе Семелы, а стены покрылись цветами в честь зачатия Вакха-Бромия. Тогда в порыве страсти Зевс обратился Семеле с признанием, что он Кронид, и она сошлась с небожителем, богом, что страсть с ней не сравниться со страстью с Данаей и Европой, пообещав что ее сын станет бессмертным, а она сама Богиней. Как это промолвил, сразу же Зевс вернулся на Олимп.

Как известно, для характеристики бога, божества очень важны характеристики, обстоятельства зачатия, рождения, первого и главного подвига, смерти. При зачатии Зевс здесь выступал в обличье бога Вакха-Диониса, змеи.