Принято считать, что договор - это один документ. На самом деле, договор можно заключить и путем обмена письмами, и путем фактических действий (например, оплатив по счету). Это не говоря уже о самом распространенном (в народе) способе заключения договора - в устной беседе. Но все эти способы заключения договора объединяют 2 действия, без которых договора не случится вовсе - оферта и акцепт.
Оферта - предложение о заключении договора в адрес конкретного лица или круга лиц. Главное, что должна содержать оферта - существенные условия договора, то есть условия, при наличии которых договор соответствует требованиям закона и интересам оферента (лица, делающего предложение).
Без существенных условий договора попросту не будет
Рассмотрим на примере договора купли-продажи. Существенным условием является предмет договора, а именно товар определенного наименования и количества. При этом если оферент считает цену важным для себя условиеи, то в оферту она также должна быть включена.
В договоре купли-продажи оферентом может быть как покупатель, так и продавец. Если товар размещен на витрине или на полке в магазине, то оферентом изначально выступает продавец. Ведь именно он предлагает к продаже конкретную вещь за определенную цену. А вот если покупатель определился с вещью и настоял на своей цене, то уже он становится оферентом.
Подробнее о том, что такое существенные условия договора и в чем их важность читайте в постах Правовой культуры в Инстаграм и Вконтакте
В отношениях между предпринимателями оферта обычно направляется в письменной форме (так потенциальные партнерские отношения обретают определенность, официальный деловой оттенок). Но закон не запрещает делать оферту устно. Многие ли граждане, одалживая деньги у товарища, направляют ему письменное предложение?
Обычно сторона, направившая оферту, ожидает от другой стороны согласия с условиями договора, то есть акцепта оферты. При этом не важно, что предложение направлено по мессенджеру и не содержит проекта будущего договора. По закону в нем нет необходимости, поскольку даже в электронном письме или устном предложении оферент может выразить все его существенные условия. Договор считается заключенным с момента акцепта оферты (полного согласия со всеми ее условиями).
Акцепт должен быть полным - для заключения договора нельзя согласиться с некоторыми условиями оферента, а против других возразить.
Если так происходит, то стороны меняются ролями и теперь акцептант (лицо, которое получило оферту) становится оферентом (как в примере с покупателем, сбившем цену, о котором мы говорили выше).
На практике "оферта - акцепт" могут скрываться во взаимных письмах сторон друг другу. Поэтому внимательно следите за перепиской, чтобы случайно не направить оферту в ситуации, когда делать это преждевременно.
В противном случае для заключения договора достаточно акцепта оферты со стороны адресата. И тогда, даже в отсутствие договора как единого документа, вы можете стать заложником собственной переписки и должны будете либо исполнять договор, либо понести ответственность за последующий отказ от ошибочно заключенного договора. Не случайно большинство предпринимателей намеренно указывает в своих предложениях о сотрудничестве, что они не являются офертой.
В розничной торговле, бытовых услугах населению применяется публичная оферта, т. е. заключение договора с каждым, кто отзовется на предложение.
Офертой является сам факт размещения товаров в месте их продажи или информации о них на сайте.
Подтверждая такую оферту, вы становитесь покупателем и у вас появляются не только права, но и соответствующие обязанности, риски.
Интересно, что даже если реклама товара содержит описание существенных условий договора купли-продажи, вы можете смело откликаться на нее и требовать продавца передать вам товар, ссылаясь на акцепт публичной оферты с вашей стороны (вы, конечно, обязаны оплатить товар, этого никто не отменял).
Споров о том, заключен или не заключен договор, а именно были ли оферта и акцепт или не были, на практике очень много. Чтобы их избежать, рекомендуем оформлять договор письменно, а если необходимо вести переговоры, то делать это либо устно, либо внимательно отслеживая, насколько каждое отправляемое вами сообщение соответствует указанным требованиям к оферте и акцепту. При необходимости юристы Правовой культуры вам в этом помогут.
Подписывайтесь на канал! Вместе мы сделаем правовую действительность лучше!