Мои друзья давно привыкли, что я постоянно что-то учу. Они относятся к этому с разными эмоциями, но чаще недоумевают зачем тратить на это время. Семья поддерживает мои увлечения (в смысле не осуждает и не вмешивается в процесс). Но вот коллеги и более дальние знакомые смотрят на меня с жалостью, вроде "ну, что поделать, у каждого свои недостатки". Раньше меня это напрягало, я пыталась оправдаться, но с возрастом поняла, что именно постоянное обучение позволило мне сохранить легкость суждений, гибкость мышления, радость от окружающей жизни. Это понимание привело меня к желанию делиться своим опытом.
Начать хотелось бы с обсуждения главного вопроса - в каком возрасте стоит прекратить учиться, и почему учеба ассоциируется с молодостью. Общаясь со своим окружением я собрала три главных возражения против приобретения новых знаний, о чем и расскажу в этой статье.
Вредные и полезные убеждения
В окружении каждого человека найдутся личности, которые будут рассказывать о приверженности постоянству. Именно так они называют нежелание познавать что-то новое. Теория о том, что профессия получается один раз и на всю жизнь, крайне популярна была у наших родителей (за что я их не осуждаю), которые вкладывали ее нам в голову очень активно.
Мне уже перевалило за 40, но я до сих пор помню тот ужас, который ощущала в последних классах школы, понимая, что на мне лежит вся ответственность мира за выбор дальнейшего жизненного пути. В результате ничего не сложилось так как я планировала, но в общем получилось неплохо)
Своего сына я учу тому, что жизнь абсолютно непредсказуема и непостоянна. Нет никаких констант и надо быть готовым к тому, что учиться придется всегда. Гибкий ум - залог психического и физического здоровья.
А надо ли вообще учиться?
Говоря о необходимости постоянного обучения, я вовсе не пропагандирую менять профессию или бросать сложившийся уклад жизни. Более того надо понимать, что угнаться за бесконечным потоком информации невозможно. Следует очень осторожно подходить к существующим возможностям и уметь отказываться от большей их части.
Но как тяжело видеть людей, которые закостенели в своих знаниях. Когда-то им было интересно жить, и они стремились к познанию, но потом рутина обрушилась на них лавиной, и все их чаяния заключаются в обеспечении быта.
Человек эволюционировал только благодарю тому, что его мозг развивался. Остановить этот процесс сознательно в возрасте 30-50 лет преступление против собственной личности.
Я не буду утверждать, что жажда познания гарантирует финансовый успех. Нет, количество прочитанных книг и знание всех художников-авангардистов, никак не коррелирует с уровнем зарплаты. Но как интересна становится жизнь, когда в человеке бурлит желание познавать и развиваться.
Почему в молодости проще
Детям и подросткам учиться гораздо проще, потому что у них просто нет выбора. Вся система построена таким образом, что их давят со всех сторон. Государство обязует водить несовершеннолетних в школу в обязательном порядке, учителя требуют знаний и наказывают плохими отметками, родители пугают будущей взрослой жизнью и работой дворника.
Как только гонка образования прекращается мы выдыхаем, и потом уже загнать нас в ярмо учебы не под силу никому. Мне кажется именно давление зачастую является причиной тотальной лени к получению новой информации в будущем.
Сложности когнитивного восприятия и другие проблемы
Нежелание признаться себе в том, что мне просто лень учиться, приводит к придумыванию огромного количества отмазок объяснений.
Самые распространенные из них:
1. У меня нет времени. Мы чертовски заняты важнейшими делами, семья, дети, муж/жена, работа, начальник придурок, машина поломалась, да мало ли. Посмотреть сериал на 22 серии за неделю, это мы можем. Ну это же непреодолимые обстоятельства (невозможно оторваться). Фразу "У меня нет времени" можно легко заменять на "Я не хочу, мне лень и неинтересно" и это будет большей правдой.
2. Зачем это вообще нужно. У меня среднее/высшее образование, зачем мне что-то еще. Возражение настолько не аргументированное, что сложно апеллировать.
3. С возрастом мозги работают хуже. Это мое самое любимое))) При использовании этого аргумента меняются возрастные границы (с которых уже нельзя учиться) и даже набор навыков (которые уже не приобрести), но суть остается идентичной - голова не та, новое не воспринимает!
Каждое из перечисленных возражений имеет право на существование, но конечный фактор принятия решения - заинтересованность и желание. Если человек чего-то хочет, он найдет и время, и возможности и даже мозги его начинают работать лучше!
А как вы думаете может ли и должен ли человек учиться несмотря на возраст?