Найти тему

Цементный сад: одиночество вчетвером

Недавно наткнулась на фильм, который меня тут же заинтересовал: "Цементный сад", как вы уже могли догадаться.

Не теряя времени, я тут же приступила к просмотру и теперь хочу поделиться своими мыслями и впечатлениями.

Фильм снят в 1992 году по одноименной книге
Йена Макьюэна режиссером Эндрю Биркином, который, в первую очередь, известен как прекрасный сценарист.

Дом семейства
Дом семейства

Вкратце, фильм повествует о сложной судьбе четырех подростков. Сперва умирает отец семейства, за ним. не выдержав бремени одиночества и горя, мать. Факт гибели матери дети пытаются скрыть, дабы не отправиться в детский дом.
Однако самое интересное, на мой взгляд, это своего рода метаморфозы еще неокрепшей детской психики, принявшей на себя столь тяжкий удар.

Экспозиция

Смерть отца
Смерть отца

Отец семейства решает зацементировать сад исходя из практичности. Заказав 15 мешков цемента он заставляет старшего сына Джека помочь с работой.
В данном случае цементирование сада выглядит как аллегория и говорит о желании отгородиться от всего живого, не позволить ему доставить неудобства.

После смерти главы семейства мать впадает в затяжную депрессию. Она больше не может встать с кровати, поэтому все обязанности по дому ложатся на плечи ее 17-летней дочери Джули.

Теперь главой семейства становятся Джули и Джек, условно заменяя родителей своим младшим брату и сестре. Об этом факте вскользь упоминает и сама мать, еще будучи живой.

Завязка: бетонирование матери

"Погребение" матери
"Погребение" матери

Следом за отцом погибает и мать, оставив детей совершенно одних.
Эта сцена одна из наиболее странных в фильме: увидев мать мертвой дети совершенно не расстроены, и даже напротив, перетягивая одеяло с ног матери на её лицо они весело смеются, будто для них это только игра...
Дети принимают решение не выдавать факт гибели матери, дабы их не упекли в детдом. Воспользовавшись залежами цемента, они замуровывают свою мать в железном ящике...
После сцены с погребением матери следует сцена воспоминаний игр на пляже, где дети закапывали друг друга в песок, что еще раз напоминаем нам о несерьезности восприятия происходящего детьми.

Дети обсуждают, что сделать с телом матери
Дети обсуждают, что сделать с телом матери

Поначалу холодность и безэмоциональность детей в такой ситуации пугает и подавляет. Но спустя время зритель поймет, что это защитная реакция организма на столь тяжелый поворот событий.
Дети по разному переживают эмоциональное потрясение.
Джули проявляет к Джеку особое внимание, нехарактерное для брата и сестры, будто взяв на себя обязанности родителей они негласно стали и супругами друг для друга.
Сью все свои переживания и мысли фиксирует в дневнике, который заменяет ей любые человеческие отношения, а Том мечтает стать девочкой, примеряя парики и платья.

Джек обнаруживает трещину в бетоне
Джек обнаруживает трещину в бетоне

Кульминация: Дерек узнает о жестяном ящике

Пока сад забетонирован и никакое растение не пробивается сквозь него, все идет своим чередом. Но вот в забетонированной массе появляется большая трещина — следствие процесса разложения...

Параллельно с этим у Джули появляется взрослый любовник — Дерек.
Дерек для Джулии — это попытка найти замену отцу, снова почувствоваться себя ребенком. Об этом нам говорит и сам Биркин, усаживая Дерека на бывшее место отца.

Семейный обед
Семейный обед

Однако он является не спасителем, как мы можем надеяться по началу, а тем самым сорняком, нарушившим весь устоявшейся уклад.
Спустя время Дерек замечает странный запах из подвала. Дети убеждают его в том, что в жестяном ящике покоится собака, но Дерек постепенно начинает понимать, куда пропала мать семейства...

Развязка: Инцест, раскрытие "тайны"

Сцена любовного соития
Сцена любовного соития

Джека и Джули продолжает непреодолимо тянуть друг к другу. В какой-то момент они больше не могут противиться безудержному желанию. Ровно в этот момент Дерек решает нанести визит Джулии, и обнаруживает их вместе.
Эта сцена интересна по нескольким причинам: во-первых, Джули и Джек делятся друг с другом мыслями, благодаря чему зритель узнает, что они считают все происходящее совершенно нормальным и естественным (инцест, погребение матери и др.); во-вторых, когда их застает Дерек, они не испытывают стыда, страха или каки-либо иных эмоций, свойственных человеку совершающему нечто
нарушающие законы морали. Опять же по той причине, что они совершенно уверены, что делают все правильно и не могут поступать по другому.

После ухода Дерека из подвала доносятся громкие удары: он разбивает "могильную плиту" и узнает правду. Спустя мгновение обнаженные тела подростков освещает голубоватый свет полицейских мигалок...

Выводы

Итак, попробуем сделать вывод. Мне кажется что фильм показывает, что любое отклонение от "нормальности" является следствием какой-либо травмы или потрясения. Да, наверное очень банально и очень много слов посвящено столь простому выводу, но тем не менее, понятие нормальности намного индивидуальнее чем мы привыкли думать.
Конфликт фильма на мой взгляд заключается скорее в конфликте с общественными ценностями, которые детям транслировали взрослые. То есть похоронив обоих родителей, дети словно потеряли ориентир в лабиринте сложных жизненных ситуаций, норм и ценностей.

А может фильм совсем и не об этом, в любом случае, каждый видит то, что ему нужно увидеть в данный момент.

Аудиовизуальный язык

Дети возле постели покойной матери
Дети возле постели покойной матери

Первая часть фильма насыщенна солнечным цветом и красками. Вторая часть (после смерти матери) в основном выполнена в серых тонах, в цвете бетона. Лишь изредка проскальзывают моменты, насыщенные цветами.
Звук в ленте тоже весь сдержанный, музыка практически отсутствует. Автор делает особый акцент на звуках окружающей среды с целью погрузить зрителя в атмосферу главных героев.
В основном фильм снят средним планом, хотя встречаются как крупные (в основном так автор снимает Джека), так и общие (панорама сада, дома, свалки и т.д.)
В целом фильм окутан атмосферой безысходности и мрачности, потому оставляет после себя довольно неоднозначное чувство облегчения и сострадания.