Сегодня от Адлера до Красной Поляны на автомобиле можно доехать за 40 минут. Это стало возможным после строительства новой трассы, часть которой проходит в тоннеле под горой и отвечает всем современным требованиям.
На самом деле, дорог, ведущих в Красную поляну, три. Две функционируют, одна — закрыта. Новая трасса — Адлер-Красная Поляна была построена к олимпиаде и сейчас является самой популярной среди автомобилистов. "Старая" дорога серпантином вьется через поселки, поэтому без лишней необходимости местные по ней стараются не ездить. Но есть и самая первая дорога, высеченная вручную в скале. О ней и я и расскажу в этой статье.
Трудно поверить, но еще 15 лет назад главной связующей артерией была именно эта дорога, часть которой пролегает через "скальник" — небольшой участок протяженностью около трех километров. Эта горная дорога была закрыта в 2005 году в связи с повышенной опасностью. Один из ее участков водители даже прозвали "Пронеси, Господи!", и оказавшись на месте, легко понять, откуда возникло такое название.
В настоящее время этот участок формально закрыт для транспорта и людей. Если идти со стороны Адлера, вход перегорожен высокими металлическими воротами на замке. Но, как говорится, голова пролезет, все пролезет. Достаточно пролезть между створками и дальше можно идти свободно. На свой страх и риск, разумеется.
И понаблюдать, на что может быть способна природа одновременно в своей красоте и опасности.
О том, что дорога не будет легкой прогулкой, место заявляет с самого начала. Когда светит яркое солнце, как когда были мы, антураж выглядит даже привлекательно, есть в этом какой-то свой шарм. Но в сумраке или просто в пасмурную погоду ощущения наверняка становятся более острыми.
В начале марта снега на дороге почти не было, встречались только отдельные кучи, явно сползшие со склона и сбереженные тенью от прямых солнечных лучей.
Первые "ребра" не заставят себя долго ждать. Даже если вокруг тишина и слышен только шум горной реки внизу, забежать под спасительный купол все равно хочется как можно скорее.
Удивительно, но внутри тоннель не выглядит тяжелым и громоздким. Скорее наоборот, слишком изящным и тонким для своей важнейшей и сугубо утилитарной функции – защищать от камнепадов.
Собственно, именно камнепады были и остаются главной причиной бед на этой дороге. Сходы случаются регулярно, и даже некрупный камень представляет без преувеличения смертельную опасность. Ходившие здесь регулярные рейсовые автобусы оснащались специальной сеткой на крыше, чтобы минимально уберечься от летящей сверху опасности.
Поэтому первым делом всех попадающих на дорогу предупреждают — всегда будьте на чеку и внимательно слушайте. Услышите грохот камней, бегите в укрытие. Зевать и вольготно прогуливаться здесь значит неоправданно рисковать жизнью.
Вторая опасность дороги – это ее ширина. Если честно, я с трудом могу представить, как здесь могли разминуться две легковушки, не говоря про автобусы и грузовой транспорт.
С одной стороны – тонкая лента защитного рельса и многометровый обрыв, с другой, голые скалы, лишь местами прикрытые выступающей бетонной стеной.
Насколько тонкие рельсы (или насколько страшной силой обладают летящие камни и бревна), мы смогли убедиться чуть дальше, разглядывая последствия одного из сходов. Металл смят как фольга.
К слову, почти всю дорогу от самого входа нас сопровождал вот этот красавец. В какой-то момент он незаметно присоединился к нам и дальше сопровождал с полным знанием караульного дела.
Он просто тихо семенил рядом, иногда чуть отставая, иногда чуть забегая вперед, но непременно дожидаясь нас. И должен признаться, в его компании было как-то спокойнее – инстинкты животных сильнее, чем у человека, и если бы нам грозила какая-то опасность, хочется думать, что этот пес смог бы распознать ее заранее и предупредить нас.
Самое любопытное, что "наш" четвероногий друг был на дороге не один, мы встретили еще минимум две группы, с которыми точно так же рядом шли другие дворняги, явно не принадлежащие путешественникам. Если верите в мистику, можете считать, что этот собачий отряд (а собаки явно между собой знакомы) – здешние хранители. Может быть даже духи кого-то из погибших здесь, которые теперь защищает живых.
Будете собираться на локацию, захватите что-нибудь в благодарность для провожатых. Уверен, они этого заслуживают.
Примерно на середине нашего пути нас ждало новое напоминание о том, что это опасная горная дорога. Укол клаустрофобии жалит даже просто пешком проходя между этими нависающими слева и справа каменными глыбами. Как здесь разъезжались автомобили – не понятно. Тем более, что впереди слепой левый поворот и понять, что там может находится встречный транспорт, невозможно.
В районе третьего по ходу реберного тоннеля и вот этого бетонного КПП(?) ощутимо холодает. Солнце не ушло, тучи не набежали, но ветер усиливается и температура заметно падает. Становится неуютно, хочется двигаться вперед побыстрее.
Тени становятся гуще. Ущелье по правую руку по ходу движения скрывают деревья. Асфальт усеян обломками веток. Видно, что недавно здесь был сход деревьев. Камней не видно, возможно их уже убрали. За дорогой следят, и очевидно регулярно чистят от наносов. И все же Краснополянская дорога остается неиспользуемым объектом и природа настойчива возвращает ее себе.
И снова напоминание о том, что мы находимся на территории, где действуют определенный режим. Служебный тоннель полностью функционален.
Снаружи и внутри есть электричество, говорят, вот там впереди, на возвышении, путь преграждают двери на магнитных картах доступа.
И на контрасте – арка, которую пришлось прорубать прямо в скале. Впрочем, ощущения безопасности от этого не сильно прибавляется.
Дальше мы уже не пошли. Знающие люди предупредили, что самый лавиноопасный участок находится как раз после выхода из этой "пещеры". Мы излишне рисковать не планировали, поэтому развернулись и пошли в сторону Адлера, откуда и приехали.
Наш лохматый друг здесь с нами расстался. Видимо, у него были свои важные дела впереди.