Найти тему
Гафуров Фергат

Роковые ошибки которые отразились на развитии страны и привели к развалу СССР

План ГОЭЛРО представлял из себя сбалансированный план равномерного развития огромной страны, с учетом запасов полезных ископаемых, водных и людских ресурсов, а также существующих и перспективных логистических маршрутов. Не зря в работу над проектом под руководством Кржижановского было привлечено более двухсот специалистов из различных отраслей.

План на начальном этапе, если говорить упрощенно, подразумевал развитие трех главных рек европейской части страны: Волга-Кама, Урала и Днепра. Строительство на Днепре электростанции и как результат получение электроэнергии и свободного судоходства-протяженностью чуть более 2000 км. И развитие Волжско-камского и уральского регионов. Кроме каскада электростанций данный проект давал следующие преимущества: Волга-3500 км судоходного пути, Кама 5000км судоходного пути и 20000км для сплава леса, Урал -1000 км судоходного пути и Каспийское море фактически не считая Ирана являлась внутренним судоходным морем. И для соединения этого огромного логистического пространства с мировым океаном, а также с западной водной артерией Днепром, планировалось строительство Волго-донского канала протяженностью 101 километр (для сравнения Беломорканал 227 км ). Как видим развитие Волжского гидроузла давало неоценимые преимущества как для развития РСФСР так и западных регионов страны. Именно за строительство волго-донского канала и волжского энергетического каскада выступало правительство во главе с Рыковым. Сталин поддержанный руководством Украинской ССР выступал за строительство в первую очередь ДнепроГЭС. Украинская делегация, поддержанная Сталиным и Калининым, на 3-м съезде советов пригрозила выйти из состава СССР если правительство не согласится на первоочередное строительство гидроэлектростанции на Днепре. Под общим давлением глава правительства Рыков сдался и было принято решение о начале строительства ДнепроГЭС. Проект Волго-донского канала остался на бумаге целых 20-ть лет.

В СССР шло бурное развитие промышленности требующее все более электроэнергии . Для развития металлургической промышленности, что было в приоритете юга Украины мощностей ДнепроГЭС были избыточны. И правительство Молотова, сменившего Рыкова стало подтягивать строительство все большего числа предприятий на Украину. Волховской ГЭС не хватало для переработки всей добываемой руды и в Днепропетровске был построен крупнейший алюминиевый комбинат, для которого требовалась везти миллионы тонн руды с Тихвина, с Урала везли железную руду и чугун для металлургических комбинатов Украины. Железная дорога просто задыхалась от перегруза и как выход все большее количество предприятий пю переработки и машиностроения строилась вокруг ДнепроГЭС, не хватало людских ресурсов и людей срывали из остальных областей страны и везли на Украину и Белоруссию до куда расширилась западная промышленная зона.

И в это время огромная речная логистическая система фактически простаивала, а огромные запасы полезных ископаемых не могли переработать из отсутствия достаточных генерирующих, перерабатывающих и логистических мощностей. Инфраструктура построенная в годы реализации плана ГОЭЛРО простаивала из-за смещения развития промышленности на запад страны. Оживление в промышленности в данном регионе возросло с вводом в строй на Урале металлургических гигантов, но было уже поздно, строительство основной массы предприятий машиностроения и переработки(4500 предприятий) было заложено в западных областях страны. Была ниша не занятая, военнопромышленный комлекс, начиная от произволства аюминия и других цветных металлов и заканчивая готовым вооружением, но увы снабжение армии ароизводилось по остаточному принципу.

Далее началась война, ДнепроГЭС и вся западная промышленная зона были утеряны. Удалось эвакуировать часть оборудования, но это капля в море по сравнению с потерянным. А далее в 1944-м было начато восстановление ДнепроГЭС , Снова он стал центром развития промышленности. Именно туда были направлены предприятия которые вывозились с территории разгромленной Германии, вывозились также предприятия с территории РСФСР. Началась усиленная электрификация городов и сел Украины и Белоруссии, как результат мощными темпами развивалась переработка сельскохозяйственной продукции. А в РСФСР только в 1948-м(через 20-ть лет) началось строительство Волго-Донского канала и первой электростанции на крупнейшей реке страны, в Нижнем Новгороде(Горьковская ГЭС) и как результат сильное отставание РСФСР во многих отраслях экономики, в частности в перерабатывющей промышленности и машиностроении.

Преемник Сталина Хрущев продолжил политику приоритетного развития витринных республик и продолжил вывоз из РСФСР и так немногочисленного промышленного потенциала. И только с приходом связки Брежнев-Суслов-Косыгин наконец занялись модернизацией и наращиванием промышленного потенциала РСФСР. На первом этапе строились предприятия машиностроения, на втором предприятия переработки, но к сожалению не успели. Когда Горбачев объявил хозрасчет и самоокупаемость тут то и показал себя в полной мере тот перекос в развитии страны. Витринные республики не спешили делиться с РСФСР товарами народного потребления и сельхозпереработки, а свои предприятия были на этапе строительства. И как итог тотальный дефицит на прилавках магазинов в РСФСР и полное изобилие на прилавка Киева, Риги , Минска. Само собой такое положение не устраивало жителей : одни не хотели делиться, другие же зная за чей счет все это строилось считали себя незаслуженно обделеными. Этим и воспользовались заседатели в Беловежской Пуще, принимая решение о развале СССР.