Найти тему
Эта непростая жизнь

Три мешка лука.Война или Тонькино прощание с детством...Часть четвёртая.

Сегодня

Фото автора
Фото автора

Часть первая

Часть вторая

Часть третья

Булочная на рынке была ещё закрыта. Да и людей сегодня было не очень много-видно после ночной бомбёжки опасались выходить из домов. Тонька нашла женщину которая наблюдала за очередью-в каждой очереди были такие активистки, которые следили за соблюдением очерёдности, они добровольно брали на себя эту неблагодарную обязанность, но без них было бы совсем худо-старых и малых вмиг бы смяли или вытолкали из очереди ,а с этими тётечками был хоть какой-то порядок. Тётка была лет 40, а может и побольше ,в синем шерстяном платке. В руках она вертела огрызок химического карандаша и кусок обёрточной бумаги. Тонька привычно лизнула ладошку и протянула её тётке, та заглянула в свою бумажку и написала на влажной ладошке цифру 24 -это означало что сегодня она двадцать четвёртая в очереди. Впереди неё под 23 номером была совсем старенькая бабушка -такая по базару бегать не станет значит риск потерять очередь был минимален .За Антониной очередь заняла такая же древняя старушка, вот теперь очередь от неё точно никуда не денется -можно идти по своим делам...

Антонина пробежалась по торговым рядам .Продуктов было не много , а цены заоблачными...За бумажные деньги никто ничего не продавал. Все пытались поменять на продукты одежду или обувь . С грехом пополам ей удалось выменять за две серебряные ложки где-то с килограмм гороха и пару пригоршни крупной белой фасоли . Сделав ещё круг по рынку, она завернула за газетный киоск и оглянувшись отодвинула на задней стенке наполовину оторванную планку.

Пальцы нащупали клочок шершавой обёрточной бумаги и тут кто- цепко вцепился в её руку. Тонька завертелась ужом пытаясь вывернуться, но не тут-то было! Дядька милиционер ухватил её за шиворот и поволок в участок. Она как могла упиралась, но вырваться не получалось.Ещё боялась ,что может рассыпать горох с фасолью. Мент, хоть и выглядел худым и старым , был намного сильнее маленькой , хрупкой девчонки...

В участке он втолкнул её в небольшую и казавшуюся со свету тёмной комнату. В ней стояли два стола буквой "Т" и пяток стульев с коричневой дермантиновой обивкой. На противоположной от двери стене весела большая карта Советского Союза, у которой стоял высокий военный в армейской а не милицейской форме. Когда он повернулся к вошедшим лицом ,Тонька удела что левый рукав гимнастёрки аккуратно заправлен под ремень. Волосы были слегка подёрнуты сединой , а лицо ,совсем молодое , показалось ей смутно знакомым...

-Разрешите войти ,товарищ командир?

-Да ты уже вошёл Петрович , да ещё и не один! И кого это ты привёл,по какому случаю?

-Вот, у нашего ларька поймал. Смотрю,пробежался по базару ,постоял в воротах , головой по сторонам покрутил и шмыгнул за ларёк, я -за ним, а этот уже успел записку и тайничка забрать, шустрый такой попался. До самого отделения милиции выкручивался и упирался, думал что сбежать удастся! Ага! Как же ,так я эту шкуру спекулянтскую и отпустил!

-Ну, пацан,писулька-то где? Давай сюда , вместе почитаем, может что нужное узнаем...

-Да в рукаве она у него, товарищ командир! Я следил чтобы выбросить не успел -сказал милиционер и потянул Тоньку за рукав. Пуговица от манжеты отлетела и записка упала на пол, а вместе с ней и кулёк фасоли сделанный из старой газеты . Газета не выдержала и фасоль разлетелась по кабинету. От жалости к себе , обиды и злости на мента, которому она так глупо попалась, у Тоньки из глаз брызнули слёзы ничуть не меньше фасолин разбежавшихся по полу. Она выдернула у мента свой рукав и от неловкого движения кепка слетела с её головы выпустив наружу две косички с голубыми бантиками.

-Батюшки! Так это ж девка,товарищ командир!-мент от удивления как открыл рот так и забыл закрыть. Если б не боялся товарища Сталина, строго смотревшего на них с портрета , то наверное перекрестился бы.

-Ладно Петрович, за службу спасибо можешь быть свободен.

-А с этой как же, с девчонкой -то ?

-С барышней мы ещё побеседуем.-ответил военный и подождав когда Петрович выйдет из кабинета спросил: Ты кто такая будешь?

-Я Тоня. Антонина Ивановна Х....ва,1928 года.Живу в Шахуньи на Сталинской улице дом 3 квартира 2...

-А кто твои родители и где они?

-Папа,Иван Федорович, умер 32 году, а мама -Анна Ивановна до войны в парикмахерской работала, а сейчас на фронте с санитарным поездом, только писем уже давно от неё нет.

-А вы всегда жили в Шахуньи?

-Нет, мы сюда переехали в 33 году после смерти папы,а до этого жили в Красном Профинтерне. Маме здесь работу предложили, вот и переехали...

-А меня ты не помнишь, командирская дочка? Посмотри внимательнее : я -Паша, который тебя на коне катал. Ну, вспоминай!

Тонька пожала плечами : " Не могу вспомнить!"

-Я служил посыльным при штабе и привозил пайки твоему отцу Ивану Фёдоровичу, когда он уже болел. А тебя я катал на своём коне, довозил до перекрёстка, потом ты сама бежала назад домой, а Иван Фёдорович следил из окна чтобы тебя никто не обидел, он уже тогда на улицу не выходил...

Что -то щёлкнуло у Тони в голове,словно лампочка включилась и она вспомнила папу стоящего у окна, серого в яблоках коня, весёлого смешливого Пашу, подсаживающего её в седло, пыльную улицу и высокое дерево у их дома...

-Вижу что вспомнила! Скажи- ка мне как же ты, дочь командира, со спекулянтами связалась? Где же твоя пионерская честь, уснула беспробудным сном на задворках совести? Что ты потеряла у этого киоска? И даже не говори мне что ты там случайно оказалась! Мы за этим ларьком уж третью неделю наблюдаем и ты первая туда пожаловала к тайничку. Давай, выкладывай, что тебе там было нужно.Да не ври, а то не посмотрю , что ты дочь моего командира-будешь за спекуляцию отвечать по законам военного времени!

Тонька сидела красная как рак,глубоко втянув голову в плечи и лихорадочно соображала как же ей вывернутся из этого положения в которое она сама себя загнала своей жаждой приключений.Наконец она тихонько промямлила:"Меня дядька на рынке попросил сбегать к ларьку за запиской и принести её ему, а за это дал фасоли и луку обещал дать когда принесу.Вот я и согласилась. "

-А ты этого дядьку знаешь? Описать сможешь?

-Не, дядьку не знаю, ни разу до нынешнего дня не видела, а одет он был в серый плащ и черную кепку, сапоги кирзухи ну вот и всё ,наверное..."

-Дааа,не густо...-он понимал ,что девчонка чего-то не договаривает,а может и скрывает , но не убивать же её за это...

-Знаешь,Тося, я вот думаю :ты на самом деле такая дурочка или просто прикидываешься? Разве тебе в детстве не говорили, что с незнакомыми дяденьками связываться опасно? А когда тебя просили забрать спрятанную записку, ты не подумала почему он сам за ней не пошёл? А если это шпион? Ты что, как глупая овечка отнесла бы ему эту записку?

-Вот ещё! Он же не видел от ворот что я за киоском делаю: конечно я бы её прочитала если бы меня ваш Петрович не схватил! Да и мужик этот на шпиона немецкого не очень-то похож...

-Ну ты прямо эксперт по фашистским шпионам! Ты хоть одного из них живьём-то видела? Думаешь,они по площади в фашисткой форме строевым шагом вышагивают? Нет, вот такими неприметными они и бывают, чтобы из толпы не выделяться и чтобы их труднее было запомнить. Вот ты же ничего приметного мне не сказала, а кирзовые сапоги и серые плащи у нас каждый третий мужик в городе носит. А в записке этой написано:"Три в субботу ночным" Ты не догадываешься чтобы, это означало?

Тонька недоуменно пожала плечами, а про себя подумала: "Всё я поняла-это значит, что в Горьком в субботу будут ждать ночным поездом три мешка лука. Ну не могу я сдать Серёгу и Толика, не могу! Так что пусть я буду глупой овцой или даже козой дарноглазой -лишь бы побыстрее ты меня от сюда выпустил!" а в слух сказала: " Не ,не знаю ! Отпустите меня ,пожалуйста, я же все равно ничего не сделала,записку не передала,ну отпустите, а то очередь за хлебом у меня пройдёт и голодными останемся... Меня дома баба Зина и мальчишки с хлебом ждут! "

-А мужика того не боишься? Ведь он тебя и прикончить может. Те , которые, спекуляцию в своих руках держит, люди серьёзные.

-Не, не боюсь! Он же видел как меня загребли.Не думаю ,что он стоит на рынке и ждёт пока вы за ним явитесь-его уж след простыл наверное...

-Ладно, будем считать, что тебе сегодня повезло. Собирай фасоль и дуй в свою очередь! - и выглянув в коридор крикнул : Петрович, проводи девушку!

Петрович, с недовольным видом ,повёл Тоньку к выходу и напоследок отвесил ей хороший подзатыльник. "Ну это ты зря!" услышал он у себя за спиной голос Павла Васильевича. "А вот проследить за нашей красоткой будет не лишнем. Что-то она темнит, эта девчонка..."

Продолжение здесь