Ведущая подкаста Social Distance Кэтрин Уэлс получила результаты своих тестов на коронавирус и на антитела. У нее возник ряд вопросов по теме, которые она, совместно с Джеймсом Хамбли, задала иммунологу-онкологу Лизе Баттерфилд.
Уэлс: Сейчас ученые делятся на два типа: те, кто всегда считали, что пандемия не за горами, и те, кто никогда не предполагал, что проблема может разрастись до таких масштабов. К какому типу относитесь вы?
Баттерфилд: Я не удивлена, что это произошло, учитывая наблюдаемые нами сигналы со всех уголков планеты. Люди все чаще вторгались в нетронутые ранее природные владения, подвергая себя неизвестной опасности. Я смотрю много фильмов о зомби-апокалипсисах, так что, думаю, мы еще легко отделались.
Хамблин: В некоторых фильмах выдвигались предположения о том, как может выглядеть пандемия, например, в «Заражении» и «Эпидемии». Вопрос по части иммунологии: COVID-19 влияет на людей совершенно по-разному, это потому что наш иммунитет реагирует на него по-разному?
Б: Безусловно. У вас, например, может быть в пять раз больше белых кровяных телец, чем у меня. Все люди очень разные в этом плане.
У: Не могли бы вы максимально просто объяснить мне, как работает иммунная система?
Б: Конечно. Иммунная система прекрасна своей сложностью и специфичностью, и это затрудняет обсуждение некоторых деталей ее работы. Плюс мы часто используем иммунологический жаргон.
Иммунная система защищает нас от инфекций и любых других угроз из окружающей среды. В крови есть клетки и молекулы, которые немедленно реагируют при обнаружении опасности. Затем другая часть иммунной системы начинает свою работу. Чтобы максимально разогнаться, ей требуется около недели. Поэтому часто бывает так, что мы заболеваем, а через время организм самостоятельно справляется с болезнью.
Х: Моя любимая метафора по теме: когда деревне угрожает опасность, жители хватают вилы и факелы и немедленно отправляются на защиту. И где-то через неделю прибывает отряд морских котиков, которые действуют с гораздо большей эффективностью.
У: Антитела возникают примерно через неделю, правильно?
Б: Реакция морских котиков проявляется через неделю, когда иммунная система окончательно разбирается, в чем состоит угроза. На первоначальном этапе важны Т-клетки и В-клетки. В-клетки вырабатывают белки, которые мы и называем антителами. Они плавают в крови в поисках специфических угроз, на нейтрализации которых они специализируются. Когда угроза найдена, антитела прилипают к внешней стороне, например, вируса и блокируют ту его часть, что отвечает за взаимодействие с оккупированным организмом. Антитела нейтрализуют вирус, после чего он теряет способность проникать в другие клетки организма.
Х: Похоже на тот самый иммунологический жаргон. Очень важно понять, что антитела имеют четкую специализацию и способны блокировать только определенные вирусы. А иногда антитела и вовсе не могу победить вирус, как с ВИЧ. Представьте, что у вируса пуленепробиваемая броня, и даже морские котики не могут его нейтрализовать.
Б: Да, хоть все пули расстреляй, иногда это просто бесполезно.
У: Недавно я сдала тест на антитела и получила отрицательный результат. Это значит, что в моем организме нет антител?
Б: Если тест хорошего качества и процедура была проведена без нарушений, то у вас действительно нет антител. Тест может задавать общий вопрос: видел ли организм вирус, и если да, то отреагировал ли он созданием антител? Или же вопрос мог быть вполне конкретный: если организм видел вирус, то были ли созданы эффективные антитела, которые смогли дать ему отпор? Большинство тестов, насколько мне известно, задают общий вопрос.
Х: Как вы думаете, насколько вероятно, что найденные антитела будут способны нейтрализовать вирус?
Б: Если у вас вообще есть антитела, определенная их часть будет действовать эффективно. Но мы пока не можем определять их точное количество, достаточно ли этого количества и какое время они будут активны.
У: Сколько примерно антител должно быть в крепкой иммунной системе?
Б: Больницы, университеты и частные компании постоянно занимаются этим вопросом. Мы надеемся, что прививка от гриппа способна защитить среднестатистического человека в течение года. На протяжении этого года собираются данные, и затем выводится примерная цифра.
У: Я как-то читала, что со временем антитела исчезают. Что это значит?
Б: Это нормальный процесс саморегулировки иммунной системы. Возвращаясь к примеру с защитой деревни: когда морские котики справятся с врагом, смысл в их пребывании пропадет, они уйдут, оставив жителей с вилами и факелами жить обычной жизнью. Но, конечно, есть смысл оставить парочку элитных солдат на всякий случай.
У: В чем заключается главная загадка коронавируса? Вы наверняка часто думаете об этом.
Б: Больше всего я беспокоюсь о долгосрочных последствиях пандемии, которые мы начинаем замечать только сейчас. Мы надеялись, что коронавирус — это нечто похожее на обычную простуду, но в чуть более тяжелой форме — эти надежды не оправдались. Уже сейчас понятно, что вирус пагубно влияет на различные системы органов и провоцирует возникновение остаточных эффектов после выздоровления.
Х: Развивая метафору, размещение военных в небольшой деревушке — это безусловно необходимая мера, но она может иметь и негативные последствия.
Б: Да. Возможно, морские котики посчитают необходимым взорвать несколько зданий, их потом нужно будет восстанавливать, а это займет немало времени и ресурсов. А через десять лет вы поймете, что бомбы были токсичными и отравили всю почву в деревне.
Х: И окажется, что жители превратились в зомби.
У: Какой ужас! Хотелось бы прояснить вот еще что: тест на антитела не подтверждает наличие Т-клеток, которые также обладают защитными функциями?
Б: Да, это так. Сначала мы должны научиться находить конкретную вирус-ориентированную Т-клетку. Пока мы не всегда можем этого добиться, но активно развиваемся в этом направлении.
Х: Это хорошие новости. Многие начали переживать, когда узнали, что антитела со временем исчезают. Но сейчас вы подтверждаете, что есть и другие клетки, которые смогут защитить организм, когда антитела ослабнут.
Б: Разрабатываемые вакцины предназначены как для создания антител, так и Т-клеток. Таким образом, будет происходить двойной иммунный ответ. Пока мы не знаем, насколько эффективно это будет осуществляться, но то, что будет задействовано два механизма сразу, — безусловно, хорошая новость. Вероятно, токсичных боеприпасов и взорванных зданий не будет вовсе. Возможно, придется пожертвовать малым, чтобы победить врага, но морских котиков точно можно будет отпустить домой пораньше.