Граждане Регии — формально одного из главных союзников афинян в этой области — отказались впустить их в свой город и предоставить им продовольствие, даже завышенным ценам. Многие другие полисы, ранее обещавшие поддержку, в том числе богатый и влиятельный Акрагант, объявили о своём категорическом нейтралитете.
Совершив долгое и трудное плавание (море есть море, сами понимаете) по Ионическому морю, афинский флот осенью 415 года до н.э. наконец пристал к берегу от Эгесты. Вступив этот город, афиняне с тревогой обнаружили, что эмиссары Эгесты ввели их в заблуждение. Это был не большой и богатый полис, а крошечный городок. Афинянам обещали по меньшей мере 60 талантов серебра (около 1,5 тонны) на финансирование их похода, однако во время переговоров с правителями Эгесты выяснилось, что в городской есть только около 30 талантов серебра, да и с ними главы города не очень-то стремились расстаться, хотя серебро охраняло лишь 22 воина. Афиняне слишком поздно поняли, что их использовали в игре против Сиракуз, их неосведомленность становилась для них критической. И всё потому что афиняне не перепроверяли свои источники, не думая, что среди них могли завестись двойные агенты и люди, маниакально преследующие свои цели (прекрасно понимавшие, что их обман рано или поздно вскроется). Афиняне обманулись, потому что сами сильно верили в то, что может способствовать их торжеству над Сиракузами.
Столкнувшись с этими печальными обстоятельствами, три афинских стратега, собрались на совет, чтобы обсудить дальнейшие планы действий. Старый и опытный солдат Ламах приводил доводы в пользу немедленного внезапного многостороннего штурма Сиракуз — если противник узнает, что они остались без существенной помощи и поддержки местных городов, то самым лучшим вариантом будет нанести упреждающий удар повышенной мощности по тем силам, которые представляют наибольшую угрозу для их армии. Никий же настаивал на проведении лишь ограниченных операция, мол, эффект кто тут главный будет достигнут, и Сиракузы пойдут на уступки Афинам. Он полагал, что афиняне должны атаковать лишь ближайшего противника Эгесты и союзника Сиракуз — Селинус. После того, как с этим неприятелем будет покончено, флоту следует обойти остров, чтобы оказать психологическое давление на потенциальных союзников Спарты, а затем вернуться домой.