На 1897 год в Пермской губернии родовспомогательные заведения являлись менее масштабным явлением в отличие от сегодняшнего дня. Такие заведения числились в Перми - родильный покой на 5 кроватей; в Екатеринбурге - на 25 кроватей и его уезде три родильных покоя на 15 кроватей; в Ирбите - на 4 кровати; в Верхотурском уезде - 1 родильный покой на 5 кроватей; в Оханском уезде 1 родильный покой на 1 кровать.
Родовспомогательные заведения изначально предназначались исключительно для женщин из беднейших слоёв населения, а также для незамужних рожениц в качестве тайного убежища.
Популярны и востребованы были повивальные бабки, которых в губернии официально насчитывалось 130 человек. Одна из них носила звание старшей губернской повивальной бабки, 12 являлись уездными, 50 - земские и сельские. 22 повивальные бабки трудились в больницах и приемных покоях, 12 - при частных владениях заводах и фабриках, 32 были вольнопрактикующими.
После отмены крепостного права в 1861 году повивальная бабка работала как в системе вновь образованной земской медицины, так и в государственной системе здравоохранения. «Желающая получить звание повивальной бабки должна быть не моложе двадцати и не старше сорока пяти лет» (так гласила статья 479 Свода Законов Российской Империи, издание 1857 года, том XIII). Повивальная бабка должна была иметь примерное поведение, быть честной и уважаемой в обществе.
Подготовкой повивальных бабок занимались Университеты и специализированные Институты. Каждый Университет в государстве имел медицинский факультет, где готовили не только врачей, в частности, акушеров, но и повивальных бабок. Помимо университетов в конце 19 века в России было не менее двух десятков специализированных Повивальных институтов. Каждый крупный город, в котором находился университет, готовил повивальных бабок по шестилетней программе. Помимо латыни, повивальная бабка знала два европейских языка.
Сельская повивальная бабка имела трёхлетнее медицинское образование. Готовили их специализированные Школы в крупных уездных городах. Для получения звания сельской повивальной бабки требовалось удостоверение врача о ведении не менее 5 родов.
Повитуха. «Женщины (повитухи), изучившие практическое повивальное искусство и по установленном испытании найденные способными подавать помощь роженицам, могут заниматься повивальным делом там, где нет повивальных бабок». Повитуха – это свидетельство о заочном образовании, то есть экстернат. При этом от кандидатки на звание повитухи требовалось предоставление паспорта от местного начальства, свидетельство от той повивальной бабки, у которой она училась, с визами городового или уездного врача, под надзором и руководством которых проходило её учение.
В царской России было три многочисленных профессиональных группы женщин, занимавшихся родовспоможением: «повивальная бабка» (запись в дипломе о высшем медицинском образовании), «сельская повивальная бабка» (среднее медицинское образование) и «повитуха» (заочное образование, экстернат). Помимо этих групп женщин, существовало некоторое количество врачей, мужчин, получивших высшее медицинское образование и занимавшихся различной патологией, в том числе и приёмом родов.
На 1897 год учениц при повивальных бабках в Пермской губернии уже не числилось.
Дополнительный материал взят с сайта: https://www.domrebenok.ru/blog/patsient-ili-uchastnik-/