Найти в Дзене

как заработать на киберспорте

Оглавление

Рынок киберспорта в России, по оценкам PWC, составляет $28,6 млн и будет расти на 19,8% ежегодно еще несколько лет. Венчурный фонд Starta Ventures в 2019 году включил esports в топ-три сфер, выгодных для инвестиций.

Вопреки подозрениям пандемия не разрушила индустрию, а только подогрела рынок и увеличила аудиторию зрителей и игроков. Так, из-за самоизоляции на игровой платформе Steam одновременно собралось более 25 млн пользователей в онлайне — это абсолютный рекорд платформы.

Огромное комьюнити и масштабные соревнования на суперсовременных аренах с многотысячными трансляциями породили своих супергероев и настойчиво перетягивают на себя внимание компаний, далеких от esports. Виртуальные матчи комментируют звезды реального спорта, известные музыканты посвящают киберспорту песни, голливудские актеры снимаются в промороликах игр, а в качестве рекламы во время трансляций с турниров и стримов можно встретить что угодно, даже дорогой парфюмерный бренд.

Какие бизнес-модели существуют на киберспортивном рынке

Стать частью этого мира — естественное желание дальновидных инвесторов и предпринимателей. Сегодня в киберспорте существует довольно много бизнес-моделей. Самым простым и наиболее понятным с точки зрения дохода считается запуск киберарены.

  • Кибер-арена. Место, где можно арендовать компьютер, просто поиграть или потренироваться и принять участие в турнире. Его принято также называть киберкафе или киберклубом. По сути это интернет-кафе с мощными компьютерами и специфической ИТ-инфраструктурой. Открыть такой бизнес можно по франшизе, главное правильно выбрать локацию, настроить маркетинг и набрать призовой фонд для соревнований новичков. По оценкам экспертов, запуск клуба обойдется в 4-6 млн рублей.
  • Киберспортивная школа. Более затратным и чуть более рискованным будет запуск школы для игроков, мечтающих повторить головокружительные карьеры киберспортсменов из первой лиги. Главная сложность —  набрать тренерский состав и убедить родителей водить ребенка на эту относительно экзотическую секцию. Стартовый капитал будет зависеть от количества групп, онлайн- или офлайн-формата обучения. В другом варианте образовательный бизнес нацелен на аудиторию постарше и предлагает овладеть профессией будущего. Так, можно стать продюсером киберспортивных событий, менеджером киберспортивной команды, разработчиком платформенных решений, кибераналитиком, скаутом или комментатором турниров. По данным экспертов, опрошенных RB.RU, рынок киберспорта растет на 25-40% в год, и ему отчаянно не хватает маркетологов, менеджеров и управленцев.
  • Собственная команда. Можно собрать и натренировать собственную команду, которая впоследствии сможет участвовать в международных турнирах и выигрывать серьезные призовые. Только на турнирах по игре CS:GO в прошлом году было разыграно около $16 млн призовых. В топе киберспортивных дисциплин по сумме призовых 2020 года есть Dota 2 ($9 млн) и League of Legends (почти $8 млн).  Для работы с командой потребуются серьезные вложения, умение ждать и готовность к большим рискам. Наличие глубоких знаний в киберспорте, горячих контактов и финансовой подушки — обязательно. Инвестиции в первый год состава для одной дисциплины обойдутся минимум в $150 тысяч, а клуб с двумя командами высшей категории в год потребует $1 млн.
  • Другое. Среди других распространенных видов бизнеса лидируют запуск собственных турниров и лиг,  разработка ИТ-сервисов для фанатов, игроков и тренеров, букмекерские конторы, кибержурналистика и медиасопровождение команд. Затраты на студию трансляций и видеопродакшена обойдутся в $300-500 тысяч.

Кибер-арена

Киберспортивные клубы открываются по всей Москве. Одним из драйверов роста стала франшиза от уже существующих сетей: свои предложения есть у Cyber:X Community, Colizeum, True Gamers, FeniiiX.GG, Strike Arena, United Gamers, Black Star Gaming и других. «Гейминг прочно вошёл в привычку горожан, как поход в кафе или в парк, и стал обыденностью», — отмечает Владислав Гречкин, генеральный директор Cyber Legacy.

Экономика интернет-клуба более понятна для инвесторов «со стороны» по сравнению с другими нишами кибербизнеса: здесь доход проекта вполне стабилен и предсказуем. Эксперты назвают открытие кибер-арены одним из самых легких бизнесов в индустрии с точки зрения запуска и администрирования.

Вложения и паушальный взнос (единоразовый платеж, который покупатель франшизы платит владельцу, чтобы работать под его брендом) от франшизы к франшизе разнятся и зависят от стартового пакета. На стоимость влияет бренд, сложность ИТ-периферии, дизайн-пространства, маркетинговая стратегия, условия техподдержки и другие факторы. В среднем показатели такие: на открытие клуба надо потратить от 3 до 7 млн рублей, паушальный взнос может составить от 300 тысяч до 1 млн рублей, а роялти — от 2 до 5% в месяц.

Создатели франшизы «Мята Cyber» уверяют, что рынок так далек от насыщения, что в плюс можно выйти уже через три месяца: такие примеры в сети уже были. Сам формат бизнеса может приносить от 300 тысяч рублей чистой прибыли в месяц.

«На рынке есть распространенный миф, что киберклуб никому не нужен: почти у всех дома уже есть мощные компьютеры, и заниматься можно не выходя из комнаты, — говорит Алексей Локонцев, основатель сети барбершопов Topgun и совладелец сети киберклубов Colizeum. — Это не так. Домашние мешают игроку тренироваться, ему нужна другая атмосфера, хороший интернет и своя команда рядом. Практика показывает, что клубы востребованы: наша франшиза существует два года, на  2021 год запланировано открытие более 200 точек по всей России, 50 из них уже в стадии запуска». Сейчас, по словам предпринимателя,  в сети 122 открытых киберарены и 186 подписанных контрактов.

При запуске кибер-арены предпринимателю не нужны теплые контакты в киберспорте, но точно потребуются знания о том, какое оборудование купить, как привести и удержать клиентов, какое помещение подойдет, каким должен быть средний чек.

Большую часть этих вопросов может решить франшиза. К тому же объединение клубов не только помогает другу другу, но и двигает саму индустрию.

«Да, киберклубы, как и 20 лет назад, сдают компьютеры. Суть бизнеса не в командах и стримах, а в аренде машин и организации турниров. Это переосмысленные компьютерные клубы из прошлого, вышедшие на новый уровень», — говорит Алексей Локонцев.

Открывать арену-одиночку с маленьким призовым фондом не перспективно: клиентов привлекает возможность не только тренироваться, но и участвовать в турнирах как для профи, так и для новичков. Соревнования в этом случае можно сравнивать с показательным концертом для тех, кто учится вокалу. С большой радостью ученики идут туда, где вместо отчетного междусобойчика в актовом зале школа может снять шикарный клуб, пригласить гостей и сделать профессиональный свет и звук.

По словам Алексея Локонцева, 1% от оборота всех клубов его сети скидывается в «общак», который идет на призовые в турнирах. В итоге, чем больше клубов в сети, тем больше призовые, чем больше призовые, тем больше игроков привлекают клубы. Получается замкнутый круг.

Запуск кибер-арены в цифрах:

  • Вложения: от 3 до 7 млн рублей
  • Прибыль: от 300 тысяч рублей в месяц
  • Окупаемость: от 10 до 12 месяцев
  • Паушальный взнос: 300 тысяч до 1 млн рублей
  • Роялти: от 2 до 5% в месяц

«Заходить в нишу киберклубов не поздно, но делать это нужно в составе крупных сетей и франшиз. Выбирая помещения для киберклуба, следите за тем, чтобы в радиусе одного клуба на 40 компьютеров было пять школ. Это обеспечит вам нужный приток посетителей», — советует предприниматель. Он уверен, что в мире будущего у каждой школы в мегаполисе должен быть киберклуб на 20 компьютеров. И уточняет, что даже московский рынок пока не насыщен и находится в зачаточном состоянии.

«Стоимость аренды прежде всего зависит от количества компьютеров и ИТ-периферии. Клуб на 20 машин обойдется в 4,5-6 млн рублей, окупаемость проекта составляет 10 месяцев. Запуск упрощенного формата арены с минимальным оформлением помещения и менее мощными ПК, без буткемпов обойдется в 3,6 млн рублей», — говорит Алексей Локонцев.

Тем, кто будет открываться в одиночку,  придется увеличить затраты на маркетинг, оборудование, зарплату администраторов и проведение турниров. По расчетам Colizeum, срок окупаемости составит около 12 месяцев. Клуб на 20 ПК может приносить около 500 тысяч прибыли в месяц, на 40 компьютеров — уже 1,3 млн рублей.

«В России больше компьютерных клубов, чем в странах Европы. Впрочем, что мы, что США, что Европа будем долго гнаться за Китаем и Южной Кореей, где киберспорт поддерживается на государственном уровне», — говорит менеджер киберспортивных проектов ИТМО и координатор проектов в Gamdev-индустрии Савелий Брага.

Своя команда

Создание команды с нуля — довольно сложный процесс, в котором не обойтись без скаута и тренера. Они понимают игру, могут просчитать потенциал игроков и вовремя сделать трансфер.

«Нужно учитывать огромное количество факторов: уровень игры, возраст, талант, совместимость игроков, умение общаться между собой и социальные навыки, которые в дальнейшем пригодятся для развития медийности», — говорит Сергей Гламазда, генеральный менеджер Virtus.pro.

Процесс формирования состава может длиться до полугода, чем меньше опыта у игроков, тем больше времени им понадобится на то, чтобы сыграться.

Если игроку меньше 18 лет, заключать контракт нужно с родителями, на уговоры которых тоже могут потребоваться дополнительные ресурсы.

Чтобы сэкономить время, можно  подписать готовую команду, выкупив ее у другой киберспортивной организации. Стоимость готового состава, по словам эксперта, может начинаться от $60-70 тысяч и превышать миллион.

Суть бизнеса, основанного на построении команды, состоит не только в том, чтобы получить состав, раз за разом забирающий призовые деньги на соревнованиях. Важно создать армию фанатов и зажечь ее желанием потратиться на продукцию команды или клуба. Это достигается генерацией регулярного и уникального медиаконтента в социальных сетях и на стриминговых площадках.

Создание своей команды в цифрах:

  • Стоимость готового состава — от 4,5 млн рублей
  • Содержание команды среднего уровня в течение года — от 11,4 млн рублей

Прибыль:

  • призовые
  • мерч
  • внутриигровые продажи
  • амбассадорство
  • трансферы
  • спонсоры

Российская команда Virtus.pro заработала $1,3 млн за 2020 год

«Часто предприниматели ждут, что к ним придут спонсоры, как только они подпишут команду, но без медийности и активных продаж проект будет убыточным. Для того чтобы команде среднего уровня функционировать год, потребуется от $150 тысяч. Сюда входит зарплата игрокам, менеджер состава, несколько сборов на буткемпе (тренировочная база), финансовое и юридическое сопровождение и минимальная медиаподдержка», — говорит Сергей Гламазда.

Вложения в фонд заработной платы сильно зависят от стартовой дисциплины, уровня игроков и обслуживающей клуб команды. Например, зарплаты профи в CS:GO, если мы говорим о Бразилии и клубе MIBR, могут доходить до $30 тысяч в месяц, а новички в СНГ получают в шесть раз меньше.

-2

Фото: сайт Astralis (команда #1 в мировом рейтинге по CS:GO)

На начальном этапе клуб может обойтись только менеджером состава, SMM-менеджером и бухгалтерией с юристами на аутсорсе. Но для того, чтобы заинтересовать потенциальных спонсоров, команда должна обладать хорошей медийностью, поэтому в будущем все равно понадобится большой штат специалистов, которые знают, что делать с пиаром, брендом, дизайном и соцсетями.

В мире насчитывается более 40 игр с регулярными турнирами, победитель которых претендует на хороший денежный приз.

Наиболее популярными дисциплинами в России и СНГ считаются Dota 2, CS:GO, Fortnite. Особой любовью пользуется Fifa. У этих игр большая и активная аудитория в регионе, поэтому они наиболее привлекательны для спонсоров. Так что в первую очередь стоит обратить внимание на них.