Найти в Дзене
Японский язык(日本語) 

В чем разница между тати и учигатаной/катаной?

Оглавление

Господа, когда вы слышите слово тати какая форма клинка первой приходит на ум? Тати и вакидзаси можно с первого взгляда отличить по длине. Танто клинок короче тридцати сантиметров, вакидзаси—клинок от тридцати до шестидесяти. Но вот тати и учигатану так различить не получится, так как и у того и у другого длинна больше шестидесяти сантиметров, и с первого взгляда их отличить достаточно сложно.
В этой статье я расскажу вам о главных отличиях тати и учигатаны.

Тати Никко Сукэдзане, Сукэдзане, национальное достояние, храм Никко Тосёгу,хранится в токийском национальном музее Фото: Kakidai - 投稿者自身による作品, CC 表示-継承 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=76171722による
Тати Никко Сукэдзане, Сукэдзане, национальное достояние, храм Никко Тосёгу,хранится в токийском национальном музее Фото: Kakidai - 投稿者自身による作品, CC 表示-継承 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=76171722による

Постепенный переход от тати к учигатане, прослеживаемый в форме клинка и "сори" (изгибе).

Общая особенность у учигатаны и тати-это длинна больше двух сяку (≥60,6 см ). С другой стороны, наиболее важным моментом, позволяющим отличать эти мечи — это форма клинка.   Форма клинка состоит из различных деталей и одна из самых важных деталей формы является изгиб. Не будет преувеличением сказать, что в какой-то степени изгиб определяет достоинство и красоту самого меча.

Изгиб. touken-world.jp
Изгиб. touken-world.jp

Если провести линию от острия до мунемачи ( начало обуха), то самая удалённая точка обуха от линии — это и есть сори.

Изгиб — это не только красиво, но также он несет и практическую пользу, увеличивая площадь контакта, что помогает в рубке. Для эффективной рубки нужно ударить и потянуть, а изгиб облегчает этот процесс. Также изгиб поглощает удар и помогает вынуть клинок.

У тати независимо от длинны изгиб глубокий. Тати окончательно сформировался в конце периода Хейан (с 794  по  1185 год ), когда начали поднимать голову самураи. Тогда наиболее распространенной изгибом был “коши дзори ”, когда центр изгиба находится ближе к рукояти. Изгиб глубокий, но ближе к острию почти исчезает. До наших дней дошло много таких клинков.

Тати, без подписи. «особо важный меч». длинна 77.1 см Фонд "Token world"(Token Corporation)
Тати, без подписи. «особо важный меч». длинна 77.1 см Фонд "Token world"(Token Corporation)
Учигатана. Подпись: Оми но ками ходзё дзи тачибана масахиро. «особо оберегаемый меч» длинна 75.5 см Фонд "Token world"(Token Corporation)
Учигатана. Подпись: Оми но ками ходзё дзи тачибана масахиро. «особо оберегаемый меч» длинна 75.5 см Фонд "Token world"(Token Corporation)

Также клинки того периода имели так называемое “ фумбари ”, постепенное сужение клинка от основания к острию, что в свою очередь привносит атмосферу изысканности и элегантности.

Постепенно от эпохи “Камакура”  (1185 по 1333)  к эпохе “ намбоку че”  ( 1336  по  1392 год ) центр изгиба переместилась в верхнюю часть клинка, а изгиб стал мельче. Также разница в ширине нижней и верхней частей клинков стала небольшой.

По мере того, как изгиб становился мельче учигата начала вытеснять тати с позиции основного меча. Именно в период воюющих государств, учигатана достигла пика своего процветания. В эту эпоху, когда ради господства над поднебесной сёгуны по всей стране вели нескончаемые войны,  учигатан было произведено огромное количество.

Изначально первые учигатаны изготавливались без ребра жёсткости синоги , как более длинные версии кинжала танто , но позже ребро синоги стала обычным делом для учигатаны .

Также после периода Муромачи (1336-1573 гг.) Был популярен процесс переделки тати в учигатану , при котором хвостовики первоначально длинных мечей обрезались,  а лезвия укорачивались, чтобы сделать их более удобными в использовании. Это называется " Суриаге ", и Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси , ставшие правителями поднебесной, были особенно активны в этой области. Помимо обрезания хвостовика, при котором обрезалась и подпись мастера, существовал ещё процесс " оосуриаге " при котором хвостовик обрезался по самое лезвие. Такие клинки становились безымянными. Например, Хешикири Хасебе , любимый меч Оды Нобунаги , был передан Тоётоми Хидэёси , а затем передан семье Курода после чего большой оотати был обрезан и превращен в учигатану .

По этой причине существуют два типа учигатан : созданные изначально учигатанами , и переделанные из тати .

Предыстория различий между Тачи и Учигатаной

Ещё один фактор позволяющий отличить тати от учигатаны помимо изгиба и формы клинка — это способ ношения. Основным способом ношения тати является подвешивание меча на левом боку лезвием вниз.
В подвешенном состоянии, внешняя часть клинка, которая смотрит во вне, называется "хаки омоте ". Имя мастера гравируется также на внешней стороне хвостовика.

touken-world.jp
touken-world.jp

Учигата же наоборот носится лезвием вверх и засовывается за пояс. Сторона клинка, смотрящая во вне называется " Саши омоте " и имя мастера, как и в случае с тати гравируется на внешней стороне хвостовика.
Следовательно, один из способов узнать тати это или катана посмотреть, где выгравировано имя мастера, выковавшего клинок.
Также в музеях тати демонстрируется лезвием вниз,  учигатана лезвием вверх. Причина этой разница заключается в том, что стиль боя холодным оружием со временем менялся. Как упоминалось выше, меч тати сформировался в конце  периода Хэйан (794-1185 гг.). Тогда основным методом ведения боя был верховой. Самурая вели огонь из лука на скаку, а меч использовался как вспомогательное вооружения на случай, если пришлось спешился или стрелы закончились.
Однако в 1180 году с началом войны Тайра и Минамото использовать мечи в верховом бою стали чаще.
Поскольку для меча, используемого в конном сражении, выгодно иметь длинное лезвие, считается что у меча, который создавался в том числе и для конного боя, клинок будет длиннее учигатаны , а также у него будет глубже изгиб.
Кроме того, меч подвешивался за поясной ремень, а сторона лезвия была обращена вниз, чтобы металлический кончик ножны не ударял по крупу лошади, как кнут.
Тати использовалось в сражениях до периода Нанбокучо , но во второй половине периода Муромати его заменила Утигатана . Основная причина в том, что конный бой сменился на пеший. В конном бою между противниками есть определенное расстояние, пеший же бой — это более тесный контакт. Поэтому ключом к победе стала возможность как можно быстрее вынуть меч из ножен, как только враг окажется совсем рядом.
Таким образом сделав клинок короче, а изгиб мельче появился клинок, которым проще управлять. И главным мечем на поля боя стала учигатана .

Изменившаяся со временем роль тати и учигатаны

Хотя может показаться, что время тати ушло на самом деле, еще до прихода самураев под влиянием аристократической культуры на торжествах и церемониях использовались богато крашеные " кадзари дати ". Эта практика продолжается даже после того, как роль тати на поле битвы подошла к концу .   Есть записи о том, что тати время от времени дарили на совершеннолетие или по случаю рождения наследников.
Что касается самураев, в отличие от декоративных мечей аристократии
Во времена Эдо  сёгунатом был установлен меч для почетного эскорта и караула. Назывался он " итомаки тати". Меч " итомаки тати" с лакированными золотым или серебряным лаком ножнами создавал яркую и элегантную атмосферу и символизировал власть самураев.

А с другой стороны, в эпоху Эдо, учигатана носилось в комплекте с вакидзаси. Это называлось " дайсё нихон дзаши " и максимальный размер клинков определялся указом сёгуната . Из-за этого в этот период все больше и больше слишком длинных мечей обрезаются и превращаются в учигатаны .
В период Эдо (1603-1868), когда в Японии царил мир, хоть Учигатана больше не использовалась в качестве оружия в боях, комплект из большого и малого меча стал символом самурайского сословия и меч продолжали носить в повседневной жизни.

На поле битвы богато украшенная оправа не требовалась так уж сильно. Но с наступления мирной эпохи Эдо отражая вкусы владельцев и создателей мечей, были созданы различные ранее невиданные изысканные оправы для учигатан , многие из которых дожили до наших дней.

перевод статьи с touken-world.jp