В экспозиции военно-исторических музеев нередко присутствуют материалы о медицинской службе, дополняющие и раскрывающие основную тему. В то же время, существуют и самостоятельные экспозиции и отдельные музеи военно-медицинской тематики. В чем их особенности? Чем отличается тема военной медицины в российских и зарубежных музеях?
В нашей стране еще во многом сохраняется советский подход к формированию военных экспозиций. Нужно показать героическую сторону профессии. Это применимо и к тематике военной медицины: наши достижения, выдающиеся врачи, герои войны, участие врачей, медсестер и санитаров в войне.
С одной стороны, это логично и вполне оправдано. С другой стороны, мы восхищаемся работой военных врачей, не совсем представляя, с чем именно им приходилось ежедневно сталкиваться на войне. А ведь это тяжелейшие ранения, нехватка медикаментов, работа в полевых условиях. Всё это либо скрыто, либо завуалировано от посетителей. Ужасающие последствия войны, которые видит врач, посетителю недоступны.
Правилен ли такой подход? Здесь включается своеобразная «цензура»: не всё, что видит врач ежедневно в ходе своей работы, должно быть показано рядовому посетителю. Психика у всех разная, далеко не каждый выдержит вид ужасающих ранений.
Однако, зарубежные музеи все больше отказываются о героизации войны, допуская в своих экспозициях темы страданий, увечий, смерти. Делается это, естественно, не в форме «шок-контента», но с привлечением соответствующих материалов. Так, например, в ряде военно-исторических музеев можно увидеть целые коллекции протезов.
Выглядят они жутковато и очень контрастируют с плакатными образами солдат-победителей. Такая экспозиция более эмоциональна и выразительна. Может быть, поэтому ни один француз не додумается до слогана типа «1914-1918 можем повторить!». Они знают, что война это ужас, страдания и трагедия.
Стоит ли нам перенимать этот опыт? Не пришло ли время рассказывать не только о мужестве и героизме, но и о страшных трагедиях? Думаю, сейчас это очень актуально. И здесь, конечно же, тема военной медицины должна стать основной.
Замечу, что сама по себе медицинская тематика может выступать и в другой роли: показ того необходимого, что делается в тылу для солдат. Этот подход был на выставках протезов 1914-16 гг. Едва ли во время войны кто-то задумывался о том, чтобы показать все её ужасы и страдания. А вот рассказать о современных технических достижениях для помощи раненым – это вполне подходящий сюжет в патриотическом ключе.
Впрочем, и тема ужасов тоже не нова. В 1920-е годы в Европе были так называемые «антивоенные музеи», да и в СССР любили рассказывать о многочисленных жертвах «империалистической войны».
Так что в современных военно-исторических экспозициях допускается возвращение к хорошо забытому старому и новое его осмысление.