100-мм корабельная, пушка Б-24 советское артиллерийское оружие разработанное в 1932 году в КБ завода "Большевик". Б-24 имело длинну ствола 45 калибров и предназначалось для установки на подводные лодки. Недостатки конструкции 102-мм артиллерийской установки Б-2 послужили причиной разработки нового 100-мм орудия.
В 1932 года был представлен проект нового 100-мм орудия Б-24 с длиной ствола в 45 калибров, предназначенного специально для подводных лодок. Однако в ходе рассмотрения возникла идея "в порядке стандартизации" устройство ствола и внутреннюю баллистику новой пушки сделать аналогичными разрабатываемому для надводных кораблей зенитному орудию Б-14. При этом длина ствола у Б-24 возросла до 51 калибра, а Б-14 так и не появилась на вооружении советского ВМФ.
В 1935 году, а затем в 1936 году произвели испытания опытного образца, и с 1936 на флот начали поступать серийные Б-24. В это же время было принято решение о создании аналогичного орудия для надводных кораблей для замены дореволюционной "четырехдюймовки". Первое испытание новой пушки, получившей обозначение Б-24-БМ, провели в 1938 и почти сразу запустили ее в серийное производство. После принятия на вооружение в 1939 "сотки" в надводном варианте, базовый вариант орудия для подводных лодок стали обозначать Б-24-ПЛ. Модификация БМ отличалась от ПЛ длиной ствола в 56 калибров и броневым щитом, а также наличием так называемой свободной трубы, то есть легкосъемного ствола-моноблока, замена которого предусматривалась в корабельных условиях.
После принятия на вооружение Б-24-ПЛ ими стали заменять Б-2 на подводных лодках. Однако до начала Великой Отечественной войны сделать это не успели, и в 1943 все еще воевали с Б-2.
Всего в СССР карабельных пушек Б-24 было произведено 391 еденица.
На 1 января 1941 году в ВМФ имелось 76 установок Б-24ПЛ и 187 Б-24БМ. В первой половине 1941 года сдано ещё 60 шт. Б-24БМ. Б-24ПЛ за годы войны было сдано всего 5шт. В 1946-50 годах для вооружения подводных лодок на заводе № 4 выпущено 63 артиллерийские установки Б-24ПЛ.
Орудиями Б-24ПЛ были перевооружены почти все подводные лодки, а также и часть эскадренных тральщиков. А в годы Великой Отечественной войны Б-24 вооружались и бронеплощадки некоторых бронепоездов.
Орудия этого типа устанавливались на береговых батареях Дальнего Востока, Прибалтики, черноморского побережья Кавказа, а также Крыма. Во время обороны Севастополя весной 1942 года Б-24 в полубашнях, изготовленных на севастопольских заводах, устанавливались в дотах на сухопутном обводе обороны города.
Тральщик Груз
Тральщик «Груз» всю войну вплоть до своей гибели был скромной рабочей лошадкой Черноморского флота. Но ту работу, которую эти корабли сделали трудно переоценить, особенно, когда кригсмарине заваливали морские глубины минами. А, если учесть, что на плечи этих неприметных кораблей во время войны легли и несвойственные им задачи, они стоят более чем просто упоминания.
Будущий тральщик «Груз» был заложен на Севастопольском морском заводе в марте 1934 года. Он строился по проекту 3 (тип «Фугас»), первому советскому проекту базовых тральщиков, берущему начало в 1930 году. Над будущим базовым тральщиком работала целая команда конструкторов – Г. Вераксо, Л. Дикович, Ф. Мурагин. Большой вклад в его создание, а затем модификации внесли: В.С. Авдеев, А.Т. Ильичёв, И.С. Савицкий.
Постройка тральщиков была начата на Севастопольском заводе в 1932 году, а в 1934 к строительству серийных кораблей привлекли Северную судостроительную верфь в Ленинграде. Первые тральщики вошли в состав флота в 1937 году. Из них 4 тральщика в состав Балтийского флота и 4 – Черноморского.
Работы велись с учётом опыта создания тральщиков "Клюз" ещё дореволюционной постройки, как говорится, чтобы первый блин не вышел комом. Но, по сравнению со старшим коллегой по классу проект 3 тип «Фугас» имел более совершенное тральное вооружение (два параван-трала, 1 трал Шульца, 1 змейковый трал) и усиленную артиллерию (100-мм орудие Б-24, 2 или 3 12,7-мм пулемёта, 45-мм орудие 21-К, 37-мм зенитное орудие), было установлено и противолодочное вооружение в виде глубинных бомб (около 20) и бомбосбрасывателей, а также были установлены устройства приёма и установки мин (от 27 до 30).
Двигателями служили два дизеля общей мощностью в 3000 лошадиных сил. Скорость полного хода доходила до 18 узлов. Водоизмещение – 500 тонн. Длина – 62 метра, ширина – 7,2 м, осадка – 2,2 м.
Позже проект 3 стал прототипом для создания целой серии базовых тральщиков ВМФ СССР. Именно на Севастопольском заводе всего построили 4 тральщика проекта 3 (Т-401 – Т-404).
Тральщик «Груз» спустили на воду 21 сентября 1935 года, флаг был поднят в 37-м году, а в 1939-м тральщику присвоили тактический номер Т-403 (БТЩ-403). С июля 1940-го года "Груз" использовался как опытный корабль для испытания новых способов и систем минного дела.
С первых же дней войны БТЩ-403 «Груз», как и все его братья проекта 3, «Трал», «Минреп» и «Щит», принимал активное участие в постановках минных заграждений у Одессы, Анапы, Новороссийска, в дельте Дуная и так далее. Кроме этого тральщики использовались для прикрытия операций крупных сил, не считая их основной функции траления мин и несения дозора у Севастополя. Более того тральщикам поставили новую задачу – конвоирование транспортов.
Но вслед за Одессой пал и Севастополь, не смотря на все усилия красной армии и ВМФ. Флот ушёл в порты Кавказа, где исполнял прежние и более возрастающее количество новых задач. Противника удалось остановить на рубежах Новороссийска, где вскоре и образовался легендарный плацдарм «Малая Земля», доказавший нацистам, что о продвижении по черноморскому побережью на юг теперь остаётся только мечтать.
Истрия кораблекрушения:
Вся тяжесть и опасность эвакуации раненных, переброски войск и боеприпасов легла на Черноморский флот.
В первый же месяц существования «Малой Земли» в состав группы кораблей, связующих «континент» и плацдарм, был включён и Т-403 «Груз». 27 февраля 1943 года очередная группа кораблей отправилась в сторону Мысхако. Тральщик "Груз" был загружен боеприпасами и продовольствием, а также имел на своём борту 250-270 вооружённых бойцов. Корабль встал на якорь в 3,5 кабельтовых от мысхакского берега на глубине 15 метров.
А в 23 ч. 25 мин. корабль подвергся нападению со стороны немецких торпедных катеров. После попадания торпеды с немецкого торпедного катера, возник крен до 30° на левый борт и дифферент на корму, началось поступление воды в кормовые помещения. Отдельные листы настила были задраны вверх. Листы при этом разошлись на 80-150 мм и были загнуты вверх. 37-мм автомат вместе с банкетом и фундаментом, 45-мм полуавтомат, тральная лебедка и кран взрывом были сорваны с мест и выброшены за борт.
Чтобы выровнять крен, командир приказал группе бойцов с грузом перейти на правый борт. Но несмотря на все усилия, вода все таки продолжала поступать в кормовые помещения. Для переброски оставшихся на погибающем корабле бойцов подошли десантный бот и шхуна. В результате эвакуации личного состава крен начал быстро увеличиваться.
В 23 ч. 40 м. с корабля был дан последний сигнал: "Немедленно выслать буксиры, тральщик тонет". Борьба за непотопляемость продолжалась еще 10 минут, после чего "Груз" опрокинулся на левый борт и затонул с креном на левый борт. Форштевень был виден из воды еще 20 минут, затем исчез под водой и он.
В 70-х годах обломки тральщика были обнаружены аквалангистами из Новороссийска. Тогда на поверхность подняли 37-мм зенитное орудие, которое сейчас находится на открытой площадке в районе Малой земли, большое количество боеприпасов и стрелкового оружия. Среди объектов была найдена и рында с надписью «Груз», что дало полное право считать судно именно Т-403.
Затонувший тральщик оставался до конца не изученным, несмотря на многочисленные попытки многих экспедиций, установить его точное местонахождение так не удалось, поскольку фрагменты его разбросаны на большой территории морского дна. Последняя попытка была предпринята в 2002 году, при проведении экспедиции «Мемориал-2002» тольятинским клубом «Нептун-Про». По координатам, указанным, как место затопления, обломков тральщика тоже не обнаружили.
В 2017 году ко Дню города Новороссийска для жителей и гостей города-героя на всеобщее обозрение представлены новые исторические экспонаты с тральщика Т-403 «Груз». Фрагменты судна разбросаны на большой площади морского дна и многое со временем разрушилось, однако то, что уцелело и удалось найти новороссийцам, стало настоящим достоянием. 100-мм орудие Б-24 с затонувшего Т-403 «Груз» и установили его напротив памятника «Неизвестному матросу» в Новороссийске.
Имя тральщика увековечено также на "Мемориале героической обороны Севастополя 1941-1942 гг.", сооруженном на площади Нахимова в Севастополе в 1967 г.