Как говорил Марк Твен: «Есть три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». Я бы сделал оговорку: статистика, которая собирает факты, не так уж часто и врет. А вот социология, построенная на опросах, слишком субъективна. Тут многое зависит от того, как ставится вопрос, от того, где опрос проходит, даже от времени суток: уверен, человек, которого застали врасплох с утра и человек, пришедший с работы — это два разных человека. Можно легко на пару процентов уменьшить долю горожан и увеличить долю сельского населения, увеличить число людей с высшим образованием, уменьшить численность выпускников техникумов — и вот данные уже совсем другие. А уж если речь идет о религиозных предпочтениях, то здесь роль всех этих факторов удесятеряется: слишком уж тонкая вещь вера, Бог и дьявол постоянно борются за сердце человека, и мы не знаем, в какой момент этой борьбы человека застал звонок из социологической службы. И уж, конечно, мы не знаем, что имел в виду человек, когда отвечал, что не верит в Бога. Был ли он равнодушен, ожесточен или обижен на Бога — это очень разные состояния, и если являются формами неверия, то обладают вовсе не одинаковым «религиозным потенциалом». Наконец, нельзя совсем уж упускать факт манипуляции — мы не знаем, с какой целью и по какому заказу составляются такие социологические опросы. Доверять им и делать на их основании какие-то далеко идущие выводы я бы не стал.
Потому очень печально наблюдать как многие верующие люди, прикрываясь «заботой о Церкви», используют вот такие опросы — мягко говоря, очень спорные опросы — для грубой критики Церкви, для нападок на нее, для обличения дел Церкви. Посмотрите, чего стоят ваши Основы православной культуры, ваша миссия, ваши социальные служения, ваша работа с молодежью — все это бесполезно. Посмотрите, люди все равно уходят от Церкви…. Хочется спросить: а что, если все это ложь? Вы будете готовы попросить прощения у Церкви? Признать, что она действует правильно? Хочется на это надеяться, ведь «Церковь устроена не для того, чтобы собирающиеся в ней разделялись, но чтобы разделенные соединялись, как показывает и самое слово собрание» (Иоанн Златоуст).