Фильм «Восемь сотен», КНР, 2020 г.
Цитата из отзывов в сети:
«Как можно так всё извратить? Китаю помогал СССР, а тут китайцы в немецких касках!». Комментарии излишни, как говорится, уровень знаний «эксперт» :-)
Что мы знаем о китайском кинематографе? Не в курсе, как «среднестатистический зритель», но лично я – немного. Практически ничего. Тем более, про «военный» китайский кинематограф. Единственный фильм из этой оперы, что я видел – «Цветы войны». Специфический, мягко говоря.
А тут, под покровом китайской ковидлы, китайцы выпускают свой «батальный эпик». Спартанцев было триста, панфиловцев двадцать восемь, Бакинских комиссаров тоже сколько-то набралось. Китайцев сразу восемьсот. А чего мелочиться? Как в анекдоте, переходим границу мелкими группами по полтора-два миллиона человек. И, между прочим, самый кассовый фильм этого, 2020-го, года. Вот ведь китайцы, чёрт их побери. И тут подсуетились. Ладно, шутки в сторону. «Восемь сотен».
Наконец, приобщился я к этому фильму. Не прошло и полгода, как говорится. В кинотеатрах в наших палестинах его не показывали, нормального перевода субтитрами в сети дождаться отчаялся, ну, хотя бы с нормальной картинкой посмотрел.
Формально «Восемь сотен» поставлен по вполне реальным событиям – финальному аккорду боёв в Шанхае осени 1937 года. Склад Сыхан, напротив европейского сеттльмента, засевшие там китайцы, и штурмующие японцы. В реальности-то это было так, показуха, мелкая завершающая стычка. В фильме же её раздули до эпического противостояния вселенских масштабов. Ну, или если сказать по другому, сконцентрировали три месяца городских боёв в Шанхае в четыре дня боя у склада Сыхан. Преувеличив и героизировав всё, что только можно. Вообще, пафосно и красиво показать поражение – это надо уметь.
Как ни странно, отзывы в сети на фильм весьма положительны. И добро бы один. Нет, многие. То, есть я заранее настроился на, хотя бы, «неплохую кинокартину». Может и зря. Может и сыграл эффект завышенных ожиданий. Потому, как моё главное впечатление: Красиво, но бестолково.
Тут надо заметить вот ещё что. О тех временах, местах и событиях среднестатистический современный россиянин не особенно в курсе. А так как фильм китайский и главным образом для китайцев (хотя некие и намёки и плевки в сторону «Запада» вполне присутствуют, и даже русскую песенку «Соловей мой, соловей» поют), то в фильме особенно не рассусоливают, что, кто, куда и зачем. Китайцы всё это и так знают. Как для нас особенно не надо разъяснять, что за блокада Ленинграда или осада Севастополя. В общем, пришлось мне постфактум немного почитать. (Главным образом про экстерриториальный европейский сеттльмент Шанхая).
История Китая первой половины двадцатого века – тот ещё хаос. (Жалко, не попадалась мне хорошая популярная книжка на эту тему, чтоб простыми словами объясняла сложное). Вялотекущая гражданская война, сепаратизм и анархия. Плюс «наследие колониального прошлого» (вспомните, сколько в девятнадцатом веке Китай жучили и прессовали Опиумными войнами, интервенциями и прочим). Плюс нищета и отсталость. А рядом – голодные хищники. Один из которых, на островках который, сильно борзый и безбашенный. Кто бы что ни говорил, не смотря на свою «Культурную революцию», Мао там, в далёкой китайщине, какой-никакой, но хоть порядок навёл. Правда, сильно позже событий, показанных в кино.
А в кино у нас эдакий «Сталинград». Японские толпы лезут, китайцы обороняются. Правда, в реальности их «Сталинград» был немного наоборот – после очередного «инцидента» в начале тридцатых Шанхай стал демилитаризованной зоной, китайских войск там не было. А японцы наоборот, были. Опять таки, после очередного «инцидента», на мосту Марко Поло, с которого и началась Вторая японо-китайская война, китайцы ломанулись в Шанхай, выбивать оттуда японцев. Но у японцев были укрепления, а у китайцев не было артиллерии. А ещё у японцев был флот, который высадил десант на флангах, который китайцы спихнуть в море не смогли. В итоге, через три месяца, под угрозой окружения, китайские войска из Шанхая ушли. Но, чтобы создать видимость сопротивления и показать мировой общественности, что в этот раз «всё серьёзно», что в этот раз не «инцидент», а прям война-война, генералиссимус Чан Кайши приказал армии в Шанхае оставить в городе одну дивизию для героического сопротивления (и гибели) на глазах европейцев и американцев. Армейское начальство подумало, решило, что целая дивизия это будет жирно, и велело оставить полк. Дивизионное начальство подумало, что полк это жирно, и велело оставить усиленный батальон. Полковое начальство… нет, полковое начальство уже не думало, оставило батальон и свалило в туман над Янцзы, сверкая пятками. Вот этот-то оставленный батальон и засел в эффектной точке – в мощном шестиэтажном железобетонном здании склада, аккурат напротив европейского экстерриториального поселения. (Между ними речушка с каким-то китайским названием и чугунный каменный мост, аккурат от склада на тот берег). Для «имитации бурной деятельности» - самое то. Четыреста китайцев (навешавших всем на уши своей китайской лапши, что их восемьсот, чтоб японцев напугать) просидели там четыре дня, вяло перестреливаясь с японцами, потеряли десяток человек убитыми, подстрелили десяток, ну два, японцев, и тихо свалили к европейцам. Где и были интернированы. (А через четыре года, когда сеттльмент заняли японцы, их статус интернированных сменился на статус военнопленных).
Но, чёрт побери, как это раздуто в кино! Прям смотришь, и радуешься за китайцев. Эпик космических масштабов. Торжество стрелкового оружия и всё такое.
Впрочем, отсутствие артиллерии и бомбардировок, присущее очень многим «фильмам о войне» тут исторически оправдано. У китайцев артиллерии просто не было. Японцы боялись бомбить и использовать корабельную артиллерию, чтобы не задеть европейское поселение. В 1937 году они ещё не вконец оборзели, и совсем уж плевать на мировое сообщество пока не отваживались. Но полевой артиллерией они, не будь дураки, вполне себе пользовались. В фильме же сплошь винтовки и пулемёты. Зато красиво.
Вообще, в Шанхае воевали как раз лучшие регулярные войска Гоминьдана, те самые, обученные немецкими инструкторами, в немецкой форме и с немецким оружием. Там изрядная их часть и полегла, в результате чего китайская армия совсем скатилась. В фильме же, для пущего эффекта, всё подано большей частью глазами ополченцев и дезертиров, которых занесло на этот же склад. Кто-то из них «перевоспитывается» и встаёт в один строй со «штальхельмами», кто-то продолжает трусить и «поравалить».
Тут у меня большая претензия к создателям фильма – героев показали слишком много и слишком поверхностно. И крайне хаотично. Казалось бы, уж за два-то с лишним часа фильма можно толково показать и раскрыть характеры! Но нет.
К тому же, кроме солдат, тут ещё и масса гражданских лиц. Европейских и азиатских. Которые сидят на том берегу речки, в самом развесёлом квартале Шанхая, и ходят на набережную смотреть на бой как в цирк. (Неужто не насмотрелись за три месяца?). Понятно, хотели показать европейцев, для которых это и был цирк, и разобщённость тогдашнего китайского общества (и первые шаги к его солидаризации). Но видеть такое дико. Хотя, возможно, это как раз самый историческо-реалистический момент. Неоновые рекламы, казино, бордели, певички и театрики на одном берегу, и смерть и разрушение на другом. Но героев, повторюсь, слишком много. Это распыление и попытка показать вот прям все слои общества и всех возможных солдат - явно лишнее.
Боевые сцены сняты прекрасно, не скажу, что достоверно или гиперреалистично, но именно красиво. «Пули летят, пули. Пули летят, будто птицы. Взлетают и больно клюются. Солдаты сидят и смеются. Хорошая вещь привычка!». Нет, без всяких слоу-мо, без всяких полётов и беготни по стенам и прочего. Реалистично. Классически, но интенсивно, дорохо-бохато и от души. Если на переднем плане герой что-то делает, на заднем плане разными способами застрелят, заколят и подорвут десяток человек. И не только китайцы японцев валят пачками, но и наоборот. Крошат друг друга по полной программе. Вообще, в фильме полегло народу больше, чем этот склад в реальности обороняло. И всё красиво так, эпично-реалистично.
Но при этом такая масса странных, нелепых и нелогичных сцен… От японского сапёрного «тестудо» и китайских «камикадзе», прыгающих им на голову с гранатами, до перенесения через мост катушки с телефонным кабелем или отступления через этот мост в конце. Но это уж в угоду пафосности и зрелищности.
А некоторые сцены неочевидной реалистичности, но явной кинематографичности, наоборот мне очень понравились. Например, эпизодик на заднем плане, как японцы отрабатывали штыковые приёмы на пленных китайцах. Или сцена как китайцы, чтоб «взбодрить» дезертиров, заставляли их расстреливать пленных японцев. Какие там Женевские конвенции, что вы. Взаимная ненависть к этому времени зашкаливала. Японцы с удовольствием геноцидили китайцев ещё в Первой японо-китайской 1894-1895 гг. И это ещё не случилось Нанкинской резни. (Она как раз после событий в Шанхае, через месяц, вот уж там самурайское отродье порезвилось на гражданском населении). Китайцам любить японцев после такого, понятное дело, не за что.
Ну, или сценка когда китайцы зачищают остатки попавшего в засаду японского отряда, добивают раненых, а один из них хватает ближайшего китайца и с криком «Микадо банзай!» подрывает его вместе с собой гранатой. (Кстати, отчего-то мне всегда казалось, что вопить надо «Тенно хейка банзай!», но тамошнему народу виднее).
Но, как и в общем повествовании, в «боевых» эпизодах (которых в фильме если не три четверти, то две трети), кроме странных и нелогичных эпизодиков, на которые можно закрыть глаза, имеется общая хаотичность, метания и скачки. Где начало, где конец, что к чему привело... Недоработано, н-да.
Вообще, надо сказать, так эпично, пафосно и красиво показать своё поражение и отступление сможет не каждый. Финальный рывок по мосту под градом пуль – словно китайцы кинулись в последнюю атаку и сейчас если не победят, то, хотя бы, все до единого, героически погибнут, наваляв при этом японцам. Эдакое «наступление в обратную сторону». А ведь они просто убегают.
Подводя итоги. События, время и место в фильме – однозначный плюс, где такое ещё увидишь. Посмотреть на китайцев в немецких касках и с чешскими пулемётами интересно. Тоже плюс. Тем более, сделано всё качественно. Чисто технически бои сняты симпатично. Но раскрытие героев, общая сценарная линия – какая-то никакая.
Не могу сказать, что фильм мне не понравился. Но и не могу сказать, что он мне понравился. Технический плюс нивелируется повествовательным минусом. Ни то, ни сё.
Разве что, за незаезженность темы и страну-производителя (о, мол, и они тоже могут, не только Голливуд), можно засчитать, что итоговое мнение, в общем и целом, скорее более положительное.