Найти тему
Мужик из Тайги

Тында: советские ожидания и российская реальность

Оглавление

Большевики с самого начала славились своими нереалистичными планами, и хотели развернуть в тайге бурную деятельность ещё в тридцатых годах, но всё оказалось не так просто, как организация коротких пятилеток в европейской части страны. Рабочих рук не хватало, ехали люди на БАМ не очень охотно, а потом ещё и война ударила по миру, и даже построенные заключенными БАМлага участки разобрали на нужды обороны.

Ожидания правительства СССР

К дальневосточным амбициям партия вернулась лишь через три десятилетия после войны – 8 мая 1975 над Тындой вновь раздался гудок локомотива, возвещая о возрождении стройки. И хотя в первый раз данных о регионе тоже собрано было уже немало, пятьдесят лет спустя подготовка, казалось, была намного лучше. Да и строить стало гораздо легче: наука и промышленность в стране устремились вперёд, составляя фундамент для стройки века.

Посёлок Тындинский
Посёлок Тындинский

На этот раз обошлись без БАМлага – специалистов на востоке хватало, и можно было лишь радоваться грядущим успехам молодого города. Будущее действительно было многообещающим. В книге «БАМ. Панорама освоения» В. Григорьев пишет:

По прогнозам, население города увеличится к 1990 г. до 70 тыс., а к концу века – до 100 тыс. человек. Но подобная «акселерация» неизбежно рождает проблемы.

Как-то привыкло советское правительство к рекордным срокам, к нескончаемому мужеству граждан и всяким другим очень позитивным моментам на всех фронтах. Но, как правильно отмечали даже в советской книге, проблем было немало.

Ожидания Министерства Путей Сообщения

И уже город Тында
И уже город Тында

Пока партия планировала такие быстрые темпы развития, главный заказчик – министерство путей сообщения – планировал возвести на месте бывшего посёлка Тындинский микрорайон всего на 13,5 тысяч человек, из которых четверть должна была остаться холостяками. На такой исход рассчитывались и мощности котельной и других коммунальных объектов. Соответственно, и темпы строительства жилья и детских садов тоже изначально рассчитывали, исходя из этих чисел.

Советская реальность

Макет будущего города – экспонат музея истории БАМа. Тындинцы заметят, что в итоге построили не все жилые многоэтажные дома, да и монумент на улице Школьная тоже в итоге не возвели.
Макет будущего города – экспонат музея истории БАМа. Тындинцы заметят, что в итоге построили не все жилые многоэтажные дома, да и монумент на улице Школьная тоже в итоге не возвели.

Но бюрократический бардак встречался и в СССР. Как говорил первый секретарь Тындинского горкома партии Ю. А. Есаулков, пока согласовывали проект застройки города уже на 30 тысяч жителей, население выросло в полтора раза. А окончательный вариант генерального плана город был утверждён лишь спустя десять лет после начала строительства.

То есть темпы действительно были невероятные и не только в плане притока населения, но и в плане перевозок. Объём перевозок по «малому БАМу» в середине восьмидесятых уже превышал рубеж, первоначально запланированный на конец 12-й пятилетки.

Отсутствие плана при строительстве привело к хаотичной застройке города времянками – в том числе, казавшимися такими романтичными «бочками Диогена». Времянки вскоре стали постоянным жильём для многих граждан, так как очередь на квартиры была огромной.

В итоге пика численность населения достигла в 1991-м году – 65 тысяч горожан. Почти догнали план партии. Правда, с условиями жизни всё было ещё не так радужно, как планировалось. На Москву Тында местами всё же была похожа, но времянки всё ещё оставались в жизни многих людей.

-5

Российская реальность

А потом... мы все знаем, что было потом. Рельсы на этот раз не отправляли на запад, но люди начали массово сбегать из города, и уже через пять лет население уменьшилось до 53 тысяч, а сейчас составляет чуть больше 33 тысяч. Грузопоток к 1997 году сократился вдвое по сравнению с пиковым показателем 1990 года, и тогда же правлением магистрали стали заниматься другие регионы Дальнего Востока.

За тридцать лет в Тынде закрылась каждая вторая школа, стало намного меньше врачей, а нереализованные советские планы так и остались планами. Грузопоток, правда, снова вырос на фоне попыток повысить интерес к Дальнему Востоку со стороны правительства. А вот каких-то особых попыток повысить уровень жизни таких маленьких забытых городов не особо видно. Во всяком случае, сравнивать с темпами восьмидесятых годов нечего.

Тында в 90х
Тында в 90х

К сожалению, Тында – один из примеров, когда ожидание и реальность не совпадают с самого начала, но люди на энтузиазме пытаются исправить ситуацию, пока их старания совсем не потеряют смысл. Очень хочу надеяться, что город не вымрет ещё через тридцать лет и что российская реальность хоть немного приблизит его к амбициозным советским планам.

Читайте также:

Крайняя точка Москвы: московские названия в Тынде

Какая Тында сейчас? Экскурсия по городу

________________________________

Понравилась статья? Поддержите лайком и подписывайтесь на канал!