«Русские сезоны» сколько великих имен связано с ними! Фёдор Шаляпин, Михаил Фокин, Александр Бенуа, Николай Рерих, Дмитрий Стеллецкий, Вацлав Нижинский, Михаил Ларионов и ещё десятки имён из мира искусства.
Первый раз русские взяли Париж в 1814 с помощью оружия, а спустя сотню лет взяли его с помощью балета и оперы.
Среди всех имен выдающихся деятелей искусства отдельного представления заслуживает тот, без кого бы не было «Русских сезонов» - Сергей Павлович Дягилев.
Сергей Павлович был тем стержнем, которого не хватало миру искусства. Человек взглянувший на этот мир не только с юношеским азартом, но и пониманием как всё должно быть устроено. Не зря Мариус Петипа говорил, что успех «Русских сезонов» — это успех рекламы, а не искусства.
«Русские сезоны» рождали полубогов от мира искусства. Чего стоит только Вацлав Нижинский, чей талант затмил даже прима-балерин! Дягилев же, подобно Кроносу, поедал своих «детей». Доведя, например, Нижинского до сумасшествия в 28 лет.
Но сегодня мы не будем затрагивать межличностные отношения в мире искусства того времени, некоторые вещи не меняются и понять их удаётся лишь тем, кто имел удовольствие в них участвовать.
Успех «Русских сезонов» произошёл 19 мая 1908 года, когда в Парижской опере была поставлена опера «Борис Годунов». Опера с Фёдором Шаляпиным в главной роли имела колоссальный успех и любовь зрителей.
«Её называли шедевром и находили ей аналогию лишь в созданиях Шекспира».
Успех, полученный от «Бориса Годунова», окрылил Дягилева и разогрел публику для организации ежегодных «Русских сезонов» в Париже. В сезон 1909 года Сергей Павлович планировал показать антологию русской оперной классики «Руслана и Людмилу» Глинки, «Юдифь» Серова, «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянку» Римского-Корсакова, переименованную в «Ивана Грозного», и снова «Бориса Годунова».
Подавшись на уговоры друзей, Дягилев решил предоставить французам новый русский балет. Хотя сам Дягилев к балету относился с пренебрежением:
«Смотреть его с одинаковым успехом могут как умные, так и глупые — всё равно никакого содержания и смысла в нём нет; да и для исполнения его не требуется напрягать даже маленькие умственные способности»
Однако, его планам не суждено было сбыться, в субсидиях было отказано. Оперный репертуар был сильно сокращен и полностью была поставлена лишь «Псковитянка» с Фёдором Шаляпиным в роли Ивана Грозного.
Первый балетный показ «Русских сезонов» состоялся в 19 мая 1909 года на сцене парижского театра «Шатле». В 1910 году антрепризой Дягилева были представлены исключительно балеты, при этом сам Сергей Павлович сохранял своей снобизм по отношению к балету на протяжении всей жизни.
Через год, в 1911, он принял решение организовать постоянно действующую труппу – «Русский балет Дягилева». За два года до этого Дягилев лишился своего покровителя князя Владимира Александровича, умершего в 1909 году. Затем произошла ссора с Кшесинской, любовницей цесаревича Николая. В разгар подготовки правительство резко прекратило поддержку, отняло субсидию, запретило репетировать в Эрмитаже и отказало в предоставлении костюмов и декораций Мариинского театра. Дягилев понимал веяния и не забывал обид, отчасти поэтому свет увидел «Русский балет Дягилева», оказавший влияние на развитие мирового искусства.
Оперные «сезоны» продолжались вплоть до начала Первой мировой войны летом 1914 года, последняя премьера – «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова. Последний спектакль Дягилевской антрепризы состоялся 25 июля 1914 года.