Найти в Дзене
ПУТЬ ИСТИННОЙ ЛЮБВИ

О многом

Оглавление

Любое лекарство или целебное действие, убивая болезнь,
убивает немного и здоровья, зато спасает жизнь.
Поэтому не бойся, если моё слово,
избавляя твой разум от лжи,
слегка погрешит против истины,
истина от этого не пострадает, зато ты, наконец-то,
будешь иметь к ней хоть какое-то отношение.

Два общества

Каждый человек принадлежит к какой-то группе людей: мирской или Небесной. Твоё желание соединиться с Небесной группой должно быть равно твоим усилиям освободиться из твоей мирской группы, потому что Небесное не терпит мирского, особенно когда последнее выпячивает себя и величается. Соединение с Небесной Семьёй немыслимо без изучения Её законов и правил, без очищения себя от всего того, что́ мешает их исполнению.

Слёзы видимые и невидимые

Ты говоришь, что расстроился и плакал из-за того, что из-за тебя плакали дети, а кáк от тебя плохо взрослым людям, кáк ты мучаешь тех, кто умеет терпеть и сдерживать слёзы, — ты не видишь. Если ты сокрушаешься только тогда, когда видишь вызванные тобою слёзы, то ты ещё не достиг того уровня, на котором сокрушаются от слёз невидимых или вероятных. Мы не знаем, когдá и чéм можем напрасно огорчить наших ближних, и потому должны лучше беречься, чем потόм искупать вину. Когда Бог через нас причиняет страдания людям — это одно, это нужно для их блага; но когда мы сами своей необузданностью причиняем им страдания — то искупают нашу вину они. Ты хочешь, чтобы тебя искупали другие или чтобы ты искупал других ?

Форма и сущность

Ты — раб форм, за формой не видящий сути, а если ты и видишь суть, то она для тебя не цель, а средство жонглировать формами. Это болезнь городской интеллектуальной элиты, которая за многие века, измучившись от всего готового и в материальном и в духовном отношении, никогда не знала, куда деть силы своего тела и духа и направляла их в искусственные русла, в том числе на создания учений о формах. В результате вычленился целый цех знатоков и специалистов форм, а также любителей и дилетантов, которые никогда не упускали случая щегольнуть своими ”формальными” познаниями и способностями. Для них суть дела — всего лишь повод создать подходящую (по их мнению) форму для изложения этой сути. Для тех, кто изобилует водой, не существует проблем жителей пустыни, которые постоянно мучаются без воды. Для изобилующих водой, ”проблемой” становится уже не вода, а формы сосудов, в которых вода преподносится. Создаётся целая ярмарка, на которой торгуют и тщеславятся сосудами. Сосуды создаются уже не для воды, а для эстетики, украшений, для интерьера, похвал, заработка, соревнований, сумасшествий. Это неизбежно. И вопрос заключается в том, ктό создал такие условия жизни, при которых люди, вместо того, чтобы в поте лица добывать пропитание, имеют это пропитание без пота, что обрекает их на смертную скуку, а значит на постоянные стремления избавиться от неё любой ценой. Одним из средств избавления от скуки и является создание форм и учений о них.

Поэтому, если ты говоришь о формах больше, чем о сути, если твоё внимание постоянно увлекается мыслями и разговорами о конфигурациях, то так и знай — ты ещё раб того мира, который создан вопреки Богу, ты — раб той сытой тюрьмы, в которой люди обречены на поклонение всевозможным глупостям, баловству и безумствам.

Пророк и Мудрец есть тот, чьи слова не заслоняют от слушателей их смысла. — Слову достаточно выражать смысл. — Сосуд должен быть таким, чтобы вода из него не вытекала на землю, но и не заслонялась от детей его краями, иначе дети, находясь рядом с водой, могут умереть от жажды. Скорлупа ореха создана так, чтобы сохранить ядро, но не так, чтобы его не достать вовсе. Чем взрослее человек, тем больше у него способностей добыть пищу из излишне вычурного сосуда, из достаточно крепкой скорлупы. На это нужно время и силы. Но всё дело в том, что в физическом мире люди растут, а в духовно-нравственном остаются чахлыми и трусливыми недорослями. И потому Пророк, зная о духовно-нравственной неразвитости людей, не может злоупотреблять их временем и силами, которых у них не хватит на то, чтобы добыть Божественный Смысл из тех витиеватых форм, какие созданы богословами, философами, поэтами и писаками всякого рода, тем более, что все эти формы и созданы большей частью для того, чтобы скрыть, а не открыть Смысл. Пророк говорит просто и ясно для тех, кто хочет исполнять должное, а не развлекаться формами и названиями.

Смотри же, чтобы за всеми твоими игрушками ты не упустил время и не потерял необходимые силы, данные тебе только для исполнения должного. А должное — только в том, чтобы стать родным Богу.

Если служа человеку, ты не стремишься стать ему родным, ты не станешь родным Богу, ибо стать родным Отцу невозможно, не став родным Его ребёнку.

Отсюда и невольное кощунство и святотатство. Ибо тот, кто так азартно занят формами, не может вникать в смысл. Святое же находится только в смысле. Святого нет в формах. То есть нет святых форм. Есть только святые смыслы. Это особенно касается извращённого, профанированного мира, где уже давно святой смысл на зло всем любителям красивых форм находится в формах уродливых, отталкивающих, неприятных. И до тех пор, пока ты не избавишься от пристрастия к смакованию форм, пока вообще не оторвёшь от них своего внимания, ты не сможешь обращать внимания на смысл, а тем более на святой смысл и невольно будешь кощунствовать над ним, то есть, видя пролитую или проливаемую кровь, будешь не сострадать, плакать и ужасаться, а рассуждать о том, насколько благообразна форма лужица пролитой крови, и насколько её форма соответствует общепринятым канонам. Вместо того, чтобы плакать с плачущими, кровоточить с кровоточащими, потеть с потеющими и молиться с молящимися, ты будешь эстетствовать над живой жизнью, как над мёртвой статуей в художественной галерее.

Всё это плохо потому, что этим ты отделяешься от Истинной Жизни и делаешься не Её участником , а Её зрителем, причём таким зрителем, который раздражает или по меньшей мере огорчает Бога. Смотри, как бы тебе не оказаться за Воротами. Ибо в Истинной Жизни всё делается поистине, а не в шутку.

Предательство

Когда зашла речь о том, что ты можешь невольно выдать меня властям, ты поспешно ответил: «Не бойтесь, я не заложу Вас», вместо того, чтобы обратиться к Богу и сказать: «Господи, умоляю Тебя, сохрани меня от участи Иуды». — Помни, что за каждое твоё самоуверенное слово Бог нарочно сделает всё наоборот, и сделает Он это для того, чтобы ты научился обо всём просить Господа, а не я-кать и сам-кать.

Безмолвие

Очень много болтовни и конца ей не видно. А если и молчишь, то молчание твоё — лишь прелюдия болтовни. Учись быть спокойным в волнении и молчаливым в беседе. Каждодневная цель нашей жизни заключается только в том, чтобы дать возможность высказаться Богу. Поэтому не молчи и не говори, а думай только о том, чтобы не помешать Господу сказать Его Слово через тебя. Это и есть истинное безмолвие. Всё остальное — непотребство и празднословие. Вся жизнь, все вещи, весь быт, суета, заботы о теле и духе даны нам только для того, чтобы мы научились безмолвствовать ради Слόва Господня, ибо только в Нём свет нашей жизни.

Неосуждение

В каждом человеке, которого я встречаю, сидит тот, кто издевается надо мной. Следи же за тем, кáк отражается на людях твоё поведение, справляйся об этом, не забывай, ибо важнее этого нет ничего. Ведь можно так и жизнь прожить и только потόм — в конце или после конца — узнать, кáк от тебя страдали те, кому ты, как ты думал, благотворил. Учись не ”а ты ?-кать”, учись не оправдываться и не прикрываться действительными или очень желанными для тебя сучками в глазу брата твоего. Пусть твой брат виноват и уродлив даже больше тебя, — ты его виной и его уродством на Суде не прикроешься. На Суде никого не сравнивают с ближними, а всех сравнивают с Господом. На Суде вообще не будет никого, кроме тебя и Бога, и если ты здесь не научишься каждодневно поворачивать шею и голову на самого себя, Там тебе её просто свернут в один момент. Молись же не: «Дай мне, Боже, зреть мои согрешения» , а «Дай мне, Боже, зреть только мои согрешения, только мои ! Дай мне ослепнуть для чужих согрешений и несовершенств, а прозреть только для моих, умоляю Тебя, Господи !»

Ценность дел и ценность души

Прежде, чем записывать свои ”ценные” мысли, выясни, ценен ли ты сам. Ибо Бог будет вкушать не твои слова и даже не твои дела, а тебя самого. Все слова и дела нужны только для того, чтобы человек стал приятен Богу, и если ты не станешь приятен Ему, твои слова и дела, может быть, помогут кому-то, но не тебе.

Ты постоянно ищешь совершенные слова для выражения твоих мыслей, и не ищешь сам быть совершенным для проявления Воли Бога.

Человек должен выбирать путь, на котором он должен терпеть других, а не путь, на котором его будут терпеть другие. Чем меньше нас терпят, тем приятней мы Богу; чем больше нас терпят, тем отвратительней мы для Него.

Сотни людей в городах, сидя на шее рабов и машин, благотворят своим ближним и считают себя праведными и ещё кого-то презирают. Отказаться от города — это не значит переехать в деревню, это значит отдать себя в Волю Бога, а это невозможно сделать иначе как только отдав себя в волю боговольного человека.

Пророки живые и мёртвые

Библия — это кладбище для Пророков. Пророк, который не в Библии, подлежит уничтожению. Ты не только Пророка, а и Самого Господа Бога зачеркнёшь, если Он укажет тебе на твои болячки.

Пишешь:

«Жаждем ли мы чтить Пророка днесь в Отечестве своём ?
Нет! Его мы изгоняем, грубо на него орём!»

Вот ты и орёшь на меня — грубо, равнодушно, по-богословски. Всем вам невыгодны живые Пророки, — выгодны только мёртвые. С помощью мёртвых можно тешить своё религиозное тщеславие и мнить себя верующими; мёртвые уже не встанут, не обличат вашу трусость и лживость, не хлестнут вас плёткой по спине и словом — по самолюбию, не упрекнут вас за вашу мелочность и притворство. А если приходит живой, его нужно побыстрей сделать мёртвым — то ли физически, то ли духовно. Вот ты и делаешь меня мёртвым.

Служение человеку

Все силы твоего ума, вся его мощь и энергия уходят на кропание какого-то морфологического бреда, фразёрских стишков, бессердечных схем, ледяных чертежей, площадных каламбуров и прочей ахинеи. Гдé же твоему уму взять силы для Божественного Внимания к людям, не говоря уже об Истинном Служении им ? — Служить человеку, не чувствуя Божьей Воли, невозможно. Человек — дитя Бога, и не зная желаний его Отца, служить ему невозможно. В лучшем случае (если это можно назвать лучшим) будешь обслуживать тело человека, как будто в нём нет души. Человек взвоет от такого обслуживания, он предпочтёт лучше скончаться в холоде и голоде, чем испытывать твоё равнодушие к его душе. Тот, кто в ходе служения человеку, не приближается к его душе, не может приблизиться и к Богу, потому что Бог есть Душа всех душ. Ты не умеешь общаться с душой человека. А общение с телом без общения с душой есть оскорбление души. Тысячи медиков — это просто вскрыватели трупов, коновалы тел, целители плоти, механики праха, вообще не знающие и не представляющие, чтό такое душа. Для блага же души, порой, нужно причинять боль телу, а не облегчать её, порой, ничего не предпринимать, дать человеку возможность отстрадать и настрадаться. Но тот, кому нужны деньги и репутация, занимаются только ”облегчениями”, да ещё и мнят себя благодетелями человечества, профессионалами, специалистами.

Профессионализм

Цивилизация страшна тем, что порождает профессионалов, цеховиков, специалистов. А чтό такое профессионал, цеховик, специалист ? Это существо, у которого один орган развит в ущерб всем остальным, а гордыня своим мастерством надмевает его дух так, будто он есть полноценное и совершенное существо, в то время как он есть урод, обрубок, кусок, непригодный для истинной, полноценной, целостной жизни.

Истинная жизнь — это такие условия бытия, при которых человек имеет возможность упражнять все органы своего тела и души в равной степени, что сохраняет его образом и подобием Бога, Который умеет делать всё необходимое. Первое же, чтό умеет Бог и истинный человек — это быть внимательным к нуждам того, кому он служит и переменять себя ради блага каждого существа. Для всех я сделался всем, — говорит истинный, здоровый человек. — Ты сегодня не способен для всех делаться всем, но это не значит, что ты не должен стремиться к этому. Но я вижу, что ты и не хочешь стремиться к этому, ты застыл в своём профессионализме, задубел в своей специальности, окаменел в своём цеху, обмер в своей отделённости, успокоился в своей изолированности, угрелся в своей особливости. И я обречён терпеть это !

Цивилизация создаёт профессионалов во всех областях для того, чтобы полностью заменить Бога для человека, чтобы человек не нуждался в Боге, мог жить без Него и ещё и чувствовать себя счастливым. Но чтό бы ни давала человеку цивилизация, ему всё приедается, наскучивает, и потому профессионализм постоянно совершенствуется, тем самым постоянно совершенствуя уродование людей, потому что самый высокий профессионализм — это самая высокая на данный момент степень изуродования человека. То есть люди всё меньше и меньше могут всё, а всё больше и больше могут что-то, всё дальше и дальше отдаляясь от истинной жизни, от подлинного бытия, от вечного блага.

Чтό создаёт цивилизация — можно понять. Но ктό создаёт цивилизацию — я не знаю.

Все способности и дарования человека, используемые им для построения и поддержания цивилизации, даны Отцом на тот случай, если человек отказывается от Бога и уходит от Него. Они даются ему для того, чтобы он мог дожить до того дня, в который опомниться и захочет вернуться к Отцу.

Писание и жизнь

Всё время читаешь Писание… Ну что ж, читай, читай. Книжники и фарисеи иудейские тоже читали, и не только читали, но знали Писание наизусть, но это не помогло им узнать Живого Бога, полного благодати и истины. Книжники и фарисеи христианские тоже читают и знают Писания наизусть, но это также не помогает им узнавать приходящих во Имя Господне. Для трусливых и лукавых сердец Писание — преграда. Для сердец бесстрашных и чистых Писание — помощь. Очисти твоё сердце от животного страха, от богословской и философской лжи, прикрывающей этот страх, и тогда Писание станет для тебя светильником. А иначе будешь сидеть во тьме вместе с Писанием.

Тебе легче опустить меня до своего уровня, чем подняться до моего. Тебе легче сказать, что я одержим дьяволом, чем то, что ты не чувствуешь Бога. Тебе легче усомниться во мне, чем подвергнуть сомнению себя. Но тот, кто постоянно делает лёгкое вместо тяжёлого, оканчивает тем, что не может делать вообще ничего.

Жизнь и расписания

Расписания и Воля Бога несовместимы. Привыкая жить по расписанию, человек теряет способность покоряться живым движениям Живого Бога, становится автоматом, машиной, механизмом, который не может служить Благу всего сущего, а может лишь быть средством достижения идиотских целей магнатов мира сего. — Буду ходить свободно, ибо я взыскал повелений Твоих. — Повеления Бога и цифры несовместимы. Кто живёт по часам, графикам, распорядкам, по мирским или монастырским уставам, тот не живой, а мёртвый, тот не ветвь, а доска, не река, а болото. В Природе нет расписаний, и потому Она живая. Цивилизация вся построена на расписаниях, и потому в ней всё мертвό. Находясь в рамках расписания, человек не может полностью отдаться вере, надежде и любви, смысл его жизни исчезает, из горящего факела он превращается в тлеющую тряпку.

Цивилизация вынуждает и заставляет человека с самого младенчества принимать по расписанию пищу, то есть принимать её не тогда, когда он голоден, а когда его матери (а потом и ему самому) нужно бежать на работу. Пища запихивается в организм без голода, без жажды, без потребности, без Воли Бога, а значит разрушает, а не поддерживает организм. Таким образом, у врачей всегда(!) будет заработок, ибо цивилизация всегда(!) с помощью расписаний, не соответствующих природе человеческого организма, будет калечить и уродовать людей.

Посмотри, как взрослые, родив живого и здорового ребёнка, с первых дней его жизни начинают убивать и калечить его, подчиняя его естественные потребности не Воле Бога, а пунктам общепринятых расписаний.

То же самое делают и духовные родители: священники, старцы, настоятели. Получив живого и здорового духовного ребёнка, они втискивают его в клетку церковных и монастырских расписаний, калеча и омертвляя его духовно-нравственное чувство, чтобы он полностью и навсегда потерял способность общаться живым образом с Живым Богом.

Иисуса убили мертвецы. Всех Пророков и Посланников убивают мертвецы. Злые виноградари завели свои порядки и расписания, и когда приходят Слуги Отца и просят их бросить эти глупости и покориться Отцу, они их убивают. Пророки никогда не вмещаются в расписания, потому что Они есть частицы Живого Бога, Который никогда не вмещается в рамки человеческих установлений.

Живая жизнь всё время рвёт препоны,
Поставленные глупыми людьми,
И нарушает мёртвые законы
Ради добра и правды и любви.

Всё истинно доброе в истории человечества и человека было сделано именно вопреки расписаниям, ценой жертв, слёз, разлук, лишений, одиночеств, отверженности.

Расписание не даёт всеохватно служить человеку. Расписанный работник знает только свой участок работы, на остальное ему плевать. Это не служитель, это гайка, винтик, которому безразличны другие гайки и винтики, которому безразлична другая жизнь, который отделывается, а не служит. Самый старательный наёмник не может служить истинному Благу, потому что служение истинному Благу включает в себя хозяйскую заботу о всех сторонах жизни, а не о какой-то одной её части. Бог даёт человеку всё, а человек — так называемый образ и подобие Бога — даёт своему брату что-то и не думает о том, получит ли брат остальное, необходимое для жизни, или нет. Это уже не образ и подобие Бога, это продукт цивилизации, это деталь, которую изготавливают на заводах мира сего.

Когда человек подсчитывает, сколько поклонов и молитв он совершил, он ещё не любит Бога, он ещё вообще никого не любит, кроме своего тщеславия и самоутверждения. Любящие не знают ни времени, ни счёта — им стыдно даже думать об этом. Они не подсчитывают своих жертв и проявлений любви, они ненасытимы в жертвах и проявлениях. Любовь и расписания не дружат меж собой. Расписания ненавидят любовь. Любовь страдает от расписаний, изнывает под ними.

Молитвы по расписанию — это молитвы к идолам, к мертвецам, к стенкам. Живого Отца зовут живым образом — там, где возникает нужда, беда, потребность, боль. Гдé ты видел, чтобы младенец кричал и звал мать по расписанию ? Поэтому, если ты не уподобишься младенцу, то не внидешь в Царство Правды и Истины.

Расписания делают человека трусливым, слабым, бездумным, лживым, не способным к ответственным решениям, к творческому мышлению, к сердечным порывам, к расплате за неправильный шаг. Расписания — это нора, в которую скрываются все те, кто не способен стать один на один с жизнью и смертью и оставаться так до конца своих дней. Расписания — это убежище для тех, кто не хочет зависеть от Бога и каждодневно взывать к Нему: научи меня исполнять Волю Твою, ибо Ты — Бог мой, на Тебя надеюсь всякий день. — Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их . — Он медлит, Он испытывает искренность веры и подлинность упования. А человек, не выдерживая испытаний, машет рукой и отдаёт себя во власть расписаний. Расписания ”надёжней” Бога, расписания никого не испытывают, потому что они никого не любят.

Мир отдался во власть расписаний и потому он мёртв. Хочешь стать живым — уйди от расписаний. Хочешь стать живым — борись с миром, но не вокруг, а внутри себя, то есть борись с привычкой всё делать по расписанию. — Я победил мир — это значит я победил привычку жить по расписаниям и вымолил у Бога способность жить по Его Воле.

Взаимоподдержка

Если ты уверен, что должен поддерживать мою, никому не нужную в этом мире, жизнь, то я тогда должен поддерживать твоё, никому не нужное в этом мире, продвижение к Богу. Если же ты не хочешь продвигаться к Богу, то и я не хочу твоей поддержки.

Книги и очищение

Всё время хочется дать тебе почитать наши книги, или книги других драгоценных Душ. Этого хочется так же, как хочется дать чистую постель бездомному бродяге. Но прежде, чем уложить бродягу в чистую постель, его нужно вымыть, иначе вши, которые кусали его на улице, будут продолжать мучить его и в чистой постели. Мне хочется накормить тебя чистой пищей, но перегруженность твоего умственного желудка интеллектуальными помоями не позволяет этого сделать. Помои смешаются с чистой пищей, и получатся ещё более вредными для тебя.

Тебе ничего нельзя читать, тебе нужно голодать. Ты объедался в течении многих лет, наверное, с самого детства, и никто не следил за твоим умственным питанием, вокруг были безразличные к твоей душе люди. Если твой духовник не сказал тебе об этом, значит ты и ему безразличен, или он не понимает твоих болезней. Никто за тобой не следил, вόт почему тебе известно, чтό было с Пушкиным и Аракчеевым, но не известно, чтό происходит с тобой самим. Тебе много лет позволяли глазеть в книжную реальность, но никто никогда не приказал тебе посмотреть на реальность самого тебя и на реальность твоего ближнего. Равновесие нарушилось и тебя перекосило: ты ничего не видишь, кроме книг, кроме внутрикнижной жизни. И если учесть, что 99 процентов книг есть извращение и фальсификация жизни, а ты веришь в это извращение и в эти фальсификации как в реальность, а реальности вообще не замечаешь, — то и получается… Не знаю даже, чтό получается. Кошмар какой-то.

Так все верующие знают, чтό было с Господом Иисусом и Апостолом Павлом, и не знают, чтό происходит с их соседом за стенкой. Они знают, чтό мыслил и чувствовал Живший 2000 лет назад, и не знают, чтό переживает и от чего мучается стоящий перед ними. Они знают, какому месту из Писания я противоречу, но не видят и не чувствуют, кáк они на каждом шагу противодействуют Воле Бога. Для них мёртвый — живой, а живой — мёртвый.

Это всё последствия перекошенного воспитания, когда ребёнку — то ли телесному, то ли духовному — позволяют увлекаться книгами больше, чем служить живой жизни.

Цивилизованному человеку ничего не остаётся делать, как только читать книги или смотреть фильмы о чьей-то жизни, потому что своей жизни у него нет: у большинства мирских нет своей мирской жизни, у большинства духовных нет своей духовной жизни; первые живут вымышленной жизнью литературно-экранных героев, вторые живут жизнью персонажей Священных Писаний. Это люди, у которых нет своего дома, которые с утра до вечера толкутся под окнами чужих домов, заглядывают в них, ловят вкусные запахи, смотрят на захватывающие сцены, а потом пережёвывают это и сплетничают об этом.

Я желаю тебе, чтобы ты имел свою истинную жизнь, то есть имел чéм жить, а не клянчил, воровал, подглядывал, ждал подаяния у чужих дверей: у дверей мира сего или у дверей Библии. Свою же жизнь ты можешь иметь только в Боге. Вне Бога же — есть только скромные попрошайки и наглые воры.

Ни одно растение и животное в Природе не читает книг о жизни других растений и животных, ибо на это нужно время, а время каждому отпущено только на свой рост и плодоношение. Лишь в тюрьме цивилизованного мира, теряя возможность полноценно расти и плодоносить, человек вынужден питать душу чтением и слушанием рассказов о чужой жизни.

Обращение с книгой

Твоя небрежность в обращении с книгами беспримерна. Так едят свиньи, люди так не едят. Это хамско-потребительское отношение к типографскому труду возникает только в эпохи машинного книгопечатания. Если бы ты сам своей собственной рукой хоть один раз переписал Библию, то сразу узнал бы ей цену, ибо цена своей крови известна каждому. Праведники, Святые и Пророки отличаются от остальных людей именно тем, что знают цену ещё и чужой крови. Неужели ты не поднимешься выше уровня, на котором только плотскую пищу считают святой ? А духовная пища — не святая ? Скольким людям приходилось в течении тысячелетий жертвовать своей жизнью и здоровьем ради написания, переписывания, сохранения и донесения до тебя Священных Писаний. Они Священны уже только потому, что ради их сохранения проливались слёзы, пот и кровь человеческая.

Жить надо так, будто цивилизации — с её повальной облегчённостью и комфортом во всём — не существует. Иначе жизнь твоя будет не истинная, а ложная. Истинным является только то в твоей жизни, чтό ты сделал твоими силами, силами родных тебе людей или людей, за труды которых заплатил муками искупления их отчуждённости от Бога.

Ты — дитя того мира, в котором всё достаётся легко, в том числе и книги. Твои собственные писания достаются тебе легко, потому-то их так много. Посмотри, сколько развелось писак в эпоху книгопечатных машин, будто все они ждали этого изобретения. То никто не писал, а то вдруг все стали писать. Это не Пророки, это торгаши, они поняли, что писанина — новый вид заработка и наживы и пошли писать по чём зря. Книжный потоп. Гдé Ноев ковчег, могущий спасти любящих и правдивых от этого потопа ? — Только в высшей требовательности к себе, только в глубочайшей честности по отношению к книгам: если собираюсь исполнять написанное, то читаю, а если не собираюсь, то и читать незачем: не работающий пусть не ест, не исполняющий пусть не читает.

Книга истинного Пророка — это письмо его души к нашим душам. Книгу истинной любви нужно класть только лицом кверху, читать не мимоходом или на ходу, не на кухне и не в уборной, а там, где ты беседовал бы с самим Пророком, если б уважал Его. Отношение к книге — это отношение к написавшему её.

Жить надо не в эпоху книгопечатания , не в эпоху подлого и безжалостного научно-технического прогресса, когда миллионы машин, построенных на крови миллионов рабов, могут за один час сделать столько книг, сколько в эпохи книгописания можно было сделать только за сто лет. Десять веков назад такому, как ты, никто бы и в руки книгу не дал, увидев, кáк ты с нею обращаешься.

Если я ещё раз увижу какую-либо книгу у тебя в небрежно брошенном положении, то к компьютеру я больше тебя не допущу. Компьютер — это чересчур легко для тебя, печатная машинка — тоже роскошь, попиши-ка деревянной палочкой да на глиняной табличке, чтобы тебе хорошо была видна ценность твоих писаний. Может быть тогда они поубавятся. То, что́ нам диктует Небо, и то, в важность чего мы верим, мы напишем и нашей кровью на стене, ибо зачем нам наша кровь без служения Небу и человечности ? — Так что поразмысли над этими вопросами хорошенько.

Две библии

Ребёнок, доченька моя дорогая, заметила и сказала: «Папа, вы говорите о Библии так, как Лев Григорьевич с ней обращается: Вы говорите о Библии грубо, но она лежит у вас в алтаре; Лев Григорьевич защищает Библию от ваших нападок и при этом швыряет её там, где лежат дохлые мыши, обращается с ней, как с грязным носовым платком» .

И это истинно так. Слово Божие из уст детей нужно принимать как из Уст Самого Бога благословенного. — Дитя видит то, чего ты со всем твоим столичным умищем не видишь в упор.

Я люблю Библию так, как Отелло любил Дездемону: я готов Её задушить, уничтожить, сжечь, только бы её не касались равнодушные к Ней руки, своевольные сердца, наглые умы, корыстолюбивые души. Я люблю Библию больше родной матери, потому что мать дала мне никому не нужную жизнь, а Библия наполнила эту жизнь смыслом.

Библия — невеста для стремящихся к Богу. Вы же превратили её в блудницу, удовлетворяющую вашим прихотям и похотям. Кáк же вам отбить охоту трогать Её прелести, таскать Её под мышкой, носить в карманах, хранить в сумках, прятать в своих надменно-нищенских торбах ? Поэтому не в Ней дело, а в вас. Не к Ней я груб, а к вам ! Когда приходится спасать невесту из рук бандитов, то некогда думать о нежности к ней. Так и я вынужден рвать Библию из ваших рук с грубостью, потому что вы крепко в Неё вцепились. Ещё бы, ведь с Её помощью вы можете оправдывать свои пороки, извинять свою лень, скрывать свою трусость, прикрывать своё корыстолюбие, свои слабости, своё властострастие, свою отгороженность от Бога.

Библия — Любовь моя сокровенная ! Я полюбил Тебя и взыскал от юности моей, и пожелал взять Тебя в невесту себе, и стал любителем красоты Твоей. Ты помогла мне отдать мою жизнь Богу, а они используют Тебя для того, чтобы сохранить подальше и подольше от Бога свою жизнь.

Библия — помощница, а вы превратили Её в идола, и вот этого идола я и ненавижу, как и любого другого идола, — причём, ради вашего же спасения.

Одни веками делали Библию безвыходной обитательницей храмов, содержа Её в таком виде и в таких формах, что к ней страшно было дотрагиваться, невозможно было хранить рядом, а значит руководиться Ею. Другие сделали Её карманным справочником, чтобы она не мешала своей громоздкостью деловому темпу их жизни и погоне за прибылью. Одни Ей поклонялись, другие Её подчиняют, но ни те, ни другие Её не любят, а точнее не любят Того, Кто написал им Её как послание, как напутствие ради возвращения к Нему. У одних нет времени исполнять Её заповеди, потому что они заняты бесконечными ритуалами поклонения Ей; другие просто игнорируют то в Ней, что́ может помешать их коммерческим планам.

Профанаторы создали свою Библию, своё Священное Писание. Это феномен: если любую библейскую цитату говорит правдивый и бескорыстный человек — это цитата из одной книги; если её говорит человек корыстный и лживый — это цитата из другой книги. Любую вещь, любое слово можно осквернить или освятить своим поведением, своими мотивами, своими намерениями и целями. Каждый это знает по себе: если полотенцем, одеялом, посудой, комнатой, книгой пользовался отвратительный нам человек, то, даже тщательно вымыв, выстирав и протерев все эти вещи, мы будем пользоваться ими, ещё долго преодолевая и подавляя в себе отвращение и брезгливость, и то — лишь при крайней нужде.

И поэтому я ненавижу Библию корыстных и лживых людей — это их Библия. Я люблю Библию Сковороды, Толанда, Коменского, Толстого, Лескова, Библию Отцов Добротолюбия, одним словом, Библию бескорыстных, бесстрашных и самоотверженных сердец, Библию благоговейных и послушных Богу умов, Библию правдивых и жертвенных душ. Только из их уст я могу слышать слова Вечной Книги, только их цитаты учили, лечили и поддерживали меня на тяжёлом пути к Вечности.

Библия — лестница, ведущая на гору слияния с Богом. А вы уцепились за эту лестницу, впились в неё, как пиявки, приросли к ней, отягощаете её и никуда не движетесь. Над книгой можно издеваться как угодно: одни её жгли, другие топили, третьи прятали, четвёртые зачитывают до дыр, пятые поклоняются ей, как истукану. Ктό бы вам позволил так обращаться с теми, кто Её писал ? Да, вы могли их убивать и заключать в темницы, но вы не выпросили бы у них позволения считать спасением чтение Библии вместо исполнения её учений.

Гдé ты видел больного, который лечился бы чтением рецептов врача ? — Я видел, но только в доме для умалишённых. Весь ваш мир — это дом умалишённых, вы все здесь лé­чи­тесь чтением, а не исполнением Писаний, Предписаний, Рецептов вашего Небесного Врача.

Зачем Она вам нужна, если Она не помогает вам увидеть Лице Божие и услышать Его Голос. Книжники и фарисеи знали Её наизусть, но это не помогло им узнать своего Господа. Ты понимаешь ? Самое главное в жизни — они пропустили. Они знали наизусть каждое место Писания, могли найти любое слово, привести любую цитату, — но они не узнали Духа Того, Кто диктовал Писания ! Это ли не высшая степень идиотии, это ли не величайшее горе человека: боготворить плоды и не замечать дерева!

Вы скажете, что это были дикие, дремучие, невежественные, злобные иудеи, а вы — просвещённые христиане — не таковы. Ложь ! Книжничество и фарисейство не имеют границ и национальностей, религиозных и расовых принадлежностей. Христианское лицемерие ничуть не лучше лицемерия иудейского, причина лицемерия едина для всех времён и народов, она — горе и пагуба всего человечества. Иудейское лицемерие распинало Христа и забрасывало камнями Стефана. Христианское лицемерие жгло на костре Гуса и Сервета, затравило и казнило сотни других Мучеников и Мучениц.

Богохульство

Все проповеди Иисуса наполнены обличением корыстного лицемерия и профанации, которую книжники и фарисеи устраивали вокруг Писаний. Он постоянно говорил то, что́ их взрывало, шокировало, пугало, оскорбляло, обижало, возмущало, потому что они были рабами привычки, холопами традиции, невольниками представлений, и всё, что не соответствовало их привычкам, традициям и представлениям, воспринималось ими как богохульство. Сделав свои привычки, традиции и представления Богом, они, уже в зависимости от меняющихся выгод, называли богохульником всякого, кто пытался разрушить их тысячелетний богословский бред, а тем более лишить их выгод, которые из него истекали.

Истинного богохульства вообще не существует, ибо тот, кто видит Бога, не может Его хулить; тот же, кто хулит Его, делает это от мучений разлуки с Ним, а значит от любви к Нему, от желания быть с Ним. Нужно различать хуление Бога и хуление догматов, которые кто-то отождествляет с Богом.

Богохульство — относительное понятие. Богохульство 2000-летней давности сегодня воспринимается как святыня. Сегодняшнее богохульство будет святыней спустя определённое время. Богохульник из Назарета сегодня ваш Бог. Богохульник 20 века когда-нибудь также будет чьим-то Богом. Так чтό же такое богохульство ? Да это просто слово, которым кому-то выгодно называть неприятные, неудобные и невыгодные ему явления. Это просто — клеймо, которым в разные эпохи власть имущие помечали неугодных им людей, чтобы разрешить себе избавить общество от их присутствия.

Честный богохульник угодней Богу, чем лукавый праведник. Это ли не истина, постигнутая уже давно ? — Простодушные мытари и сердечные блудницы впереди вас — корыстных лицемеров — идут в Царство Божие. Не потому, что они знатоки Писаний и специалисты по церковным уставам, а потому что они честнее, правдивей, откровенней, добрее, чувствительней вас, они не притворяются праведниками, не прикидываются почитателями святынь, не останавливаются у церквей, чтобы кому-то показаться набожными, не строют памятники Пророкам, не умеют себя правильно вести в храмах, но увидев израненного, перевязывают ему раны и могут поддержать его тёплым словом, а именно это приближает человека к Богу, делает его любезным Отцу.

Они не знают, каким должен быть человек, и не претендуют на это знание и никого не презирают. Вы же знаете, каким должен быть человек, претендуете на это знание, презираете не соответствующих ему, но и сами ему не соответствуете ! Так ктό же впереди: мытари и блудники, которых вы презираете, или вы — церковные мытари и духовные блудники, воровства и блуда которых просто никто не видит ?

Честный богохульник ближе к Богу, чем хитрый праведник. — А ктό порождает богохульников, как не фальшивые праведнички, которых иначе и не осадишь, как только демонстративно плюя на их святыни. Да, именно из-за вас Имя Божие хулится на Земле ! Выйди же из среды их, чтобы Бог не посылал тебе на пути богохульников. Стань искренним праведником, чтобы не встречаться с мнимыми богохульниками, потому что истинных богохульников не существует ! Богохульников порождают фальшивые богославники.

Внешнее и внутреннее

Твоя бытовая захламленность — отражение твоей умственной захламленности.

Духовная микробиология. — Твоя мама научила тебя мыть руки с мылом, пользоваться личной мочалкой, чашкой и ложкой, но она не научила тебя духовной чистоплотности, чтобы ты не шарил глазами по чужим книгам, не обжирался свéдениями, не прелюбодействовал с духом инородных для тебя людей, не смешивал в одно тысячи разных идей и мыслей, следил за чистотой и опрятностью твоего ума, — и потому ты полон духовных микробов, которые мучают тебя с утра до вечера и требуют выхода.

Избавиться от этого микрокошмара можно только послушанием, духовным голоданием и молитвой. Тебе ничего нельзя читать, писать и говорить в течении долгого времени; отвечать на любые вопросы ты должен кратко и однозначно; задавать вопросы должен кратко и ясно, без примесей, без отвлечений и увлечений. Молиться должен: «Господи, умоляю Тебя, очисти меня от духовного месива, чтобы Ты мог вселиться в меня и управлять мною ради Святого Имени Твоего на Благо всего сущего».

Простодушие

Ты льстишь себе, считая себя простодушным человеком. Ты, видимо, слышал, что простодушие — прекрасное качество, но ты не знаешь, чтό такое простодушие и потому сам себе повесил медаль, которой не достоин. Ты спутал простодушие с простодушничаньем, которое лукаво принимает личину простодушия, изображая его.

Простодушный человек, если благодарит, то говорит просто: «Благодарю вас», а не: «Я говорю: благо дарю вам», — нарочито и театрально подчёркивая свою глубокую осведомлённость в вопросах русской этимологии.

Простодушный человек — это Божий ребёнок, он никогда не смеётся, если ему больно, и не плачет, если ему весело. А ты постоянно деланным смехом прикрываешь свою непридуманную боль.

Простодушный человек откровенно осуждает ближних за нарушение любви, и искренно сжаливается над ними, если они каются. Ты же постоянно поминаешь своё милосердие и тем самым говоришь о том, что никого на самом деле не прощаешь, ибо кто милосердствует, тот делает это без бахвальства своим милосердием.

Простодушный человек не защищает себя ни делом, ни словом, ни мыслью, ни чувством, понимая, что если он в Воле Бога, никто и ничем его не повредит, а если он выпал из Воли Бога, то всякое нападение на него только помогает ему вернуться в Волю Отца, и он покоряется ему. Ты же постоянно огрызаешься, защищаешься, прекословишь, ”имеешь сложившееся мнение” и т.д. А когда я всё-таки обезоруживаю твоё сознание, на твою защиту встаёт твоё подсознание и у тебя начинается активная и демонстративная зевота, дающая мне понять, что ты не желаешь слушать моих наставлений.

Простодушный человек прислушивается ко всем, ибо боится пропустить Слово Отца, могущее пройти к нему через кого угодно; ты же слушаешься только своих закостенелых привычек.

Простодушный человек один в себе, а тебя, по меньшей мере, двое. Ты прожил полжизни и не знаешь, что Богу нужны не праведники и не грешники, не святые и не безбожники, не целомудренники и не блудники, не законопослушники и не беззаконники, — Ему нужны простодушники: простодушные праведники и простодушные грешники, простодушные святые и простодушные безбожники, простодушные целомудренники и простодушные блудники, простодушные законники и простодушные беззаконники. Бог любит только простодушие : целизну, целость, цельность, целостность, однородность, непорочность, нераздвоенность, единство, потому что только при наличии в человеке этого качества Он может посредством этого человека делать благо, дарить жизнь, спасать от смерти. Не добродетелей ищи, а целости нравственной, целизны сердца, только она есть совершенство, всё остальное просто более или менее умело замаскированные пороки.

Все хотят иметь дело с простодушием других, редко кто стремится сохранить или восстановить простодушие в себе. Все хотят, чтобы дерево было деревом, а вода — водой, воздух — воздухом, а земля — землёй, человек — человеком, брат — братом, друг — другом, враг — врагом, руководство — руководством, жизнь — жизнью, смерть — смертью. Все хотят, чтобы им было побыстрей хорошо; сами только не хотят быть побыстрей хорошими. Все любят чистое; только сами не любят быть чистыми. Все хотят, чтобы в хлебе им не попадался камень, а в воде — мёртвая муха; только сами преспокойно полны камней и мёртвых мух, да ещё и предлагают себя другим в качестве спутников жизни.

Иисус однажды увидел грудных младенцев и сказал Своим ученикам: «Эти младенцы, сосущие молоко, подобны тем, которые входят в Царствие». — Ученики спросили: «Значит, если мы — младенцы, мы войдём в Царствие ?» — Иисус сказал им: «Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, — тогда вы станете младенцами и войдёте в Царствие».

Нет ничего хуже смешения. Лучше чистая жизнь и чистая смерть, чем жизнь перемешанная со смертью. Лучше чистый друг и истинный враг, чем полудруг и полувраг. Лучше подлинная любовь и неподдельная ненависть, чем злоба под маской благодушия. Лучше искреннее фарисейство, чем лицемерное Христолюбие.

Простодушие — это невозможность не следовать за открывающимися истинами, это неспособность, узнав истину и согласившись с ней, жить так, как будто не знаешь истины или не согласен с нею.

Простодушие — это всеобъемлющая, а не выборочная любовь.

Каждый человек, как и любое растение, растёт. Рост — это движение от тьмы к свету, от себялюбия к любви, от детства к зрелости, от нытья к самообузданию, от лживости к правдивости, от трусости к бесстрашию, от бессмысленных плодов к плодам благим и вечным. И для того, чтобы на пути этого роста всегда оставаться простодушным , нужно не закрываться всевозможными мудрствованиями от невыгодных для твоего сегодняшнего положения истин, нужно всегда держать двери твоей души открытыми для всего нового, ещё неизвестного тебе, нужно двигаться по пути, а не оскотиниваться в загонах, плыть по реке, а не гнить в запрудах, надеяться на Бога, а не на самоё себя, любить Душу Господа, а не свои привычки.

Простодушие ежечасно находится в борьбе со своим прошлым за победу своего будущего. Если человек хотя бы на одно мгновение забывается и позволяет себе отдохнуть от этой борьбы, а когда ему делают замечания, ещё и оправдывается, он тут же теряет бесценное качество простодушия и может вернуть его в себя лишь ценой слёзного покаяния и сокрушающих его тёмное упрямство молитв.

Потерять простодушие просто; восстановить его в себе крайне тяжело. Отступление от Господа проходит путём сладостей и удовольствий; возвращение к Господу проходит через ад и геенну огненную.

В общем тебе ещё далеко до простодушия.

Родной человек

Цель не в том, чтобы вымыть посуду и помыть полы, постирать бельё и поставить клистир, а в том, чтобы стать родными. Родственность же немыслима вне Смысла жизни. Людей делает родными общий для них Смысл жизни. Если выяснится, что у нас разные Смыслы, то мыть посуду тебе придётся в другом месте.

Мне нужен родной человек, а не домработник. Родной — это тот, кто может лежать парализованный, беспомощный, ничего не могущий, но из него будет исходить поддержка и опора для всей семьи. Чужой может носить всех на руках, на шее, на голове, но он — чужой, и потому он будет обессмысливать жизнь всех. Ибо Смысл жизни — в родственности, а не в помощи. Родственность — есть истинная помощь; а помощь без родственности — обуза или кошмар.

Никто не может сразу стать родным. Людей разъединяли веками, учили их бояться и ненавидеть друг друга, защищаться и закрываться друг от друга, и потому стать родными за день невозможно. Сродняться приходится до конца жизни и, как правило, умирать на пути, не достигнув цели. И потому главная задача в том, чтобы умереть на пути к родственности.

Становиться родными можно лишь слушаясь Старших. Послушание же — это не отречение от своей индивидуальности, а подчинение её целям Общего Блага. Индивидуальность дана для работы, но без Начальника она вредит, и потому если у тебя нет Начальника или послушания Ему, твоя индивидуальность никогда не послужит Благу, хоть отречёшься ты от неё, хоть нет.

Родным нужно стать не для блага чьей-то отдельной личности, а для Общей Сущности всех людей — Бога. То есть нужно быть родным Богу в человеке, а не человеческим капризам и глупостям. Нужно быть родным Должному, а не худшему или лучшему. Только тот, кто служит Должному, есть наш истинный родственник.

Палец пальцу родной, нога не бежит от руки, когда рука тонет в воде или горит в огне. Если человек покидает человека в минуту опасности и тягот — он чужой, он не был родным. Многие могут терпеть многое, но только родной выдержит всё. — Можно умереть в один час и в одном месте, но родными нас делает не смерть, а причина или цель смерти.

Вόт такое дело: одно дело, если тебе негде жить; другое дело, если ты хочешь стать родным. Я же твою родственность никогда не употреблю для себя, а раздам её по Воле Бога всем, кто будет в ней нуждаться.

Эмоциональность и сердечность

Ты говоришь: ”Я очень эмоциональный человек”. — Ну и чтό из этого ? Эмоциональность — это ещё не сердечность, это просто неуправляемость чувств. Сердечный человек — это человек способный щадить окружающих, избавляя их от своей чрезмерной эмоциональности или от своей чрезмерной умственности. Эмоциональность — всего лишь ботва, и чем больше этой ботвы на растении твоей души, тем меньше на нём плодов истинной любви и милосердия. Так что нечего хвалиться или оправдываться своей эмоциональностью, стремись лучше к сердечности, без которой никто и никогда не сольётся с Господом.

Цена времени

Жена пришла на кухню и говорит: «Лев Григорьевич позвонил сейчас кому-то по телефону и чётко, ясно, без единого лишнего слова сказал всё, что нужно было. Вот мόжет же человек говорить быстро, когда знает, что нужно платить за каждое слово, за каждую секунду телефонного времени».

Да, ты ценишь время мира сего, но не ценишь время Царства Божия. Пока ты не научишься ценить время Царства, ты не войдёшь в Него.

Если человек ценит время Царства, он старается не говорить ни одного лишнего слова, не делать ни одного лишнего дела, не думать ни одной лишней мысли, не тратить ни секунды на удовлетворение собственных глупостей и переживаний. — Вόт стремление любящих Бога и жалеющих Его Душу людей.

Хамство и благородство

Ты — человек толпы. Ты, как и все люди твоего уровня, ждёшь, когда вселенский собор причислит Пророка к лику святых, а до тех пор ты изо всех своих сил убиваешь Пророка, добавляя ему святости. Общаясь с Пророком, ты не служишь ему, а собираешь камни, которые бросишь в него напоследок. Сколько дней ты здесь пробыл, столько камней собрал, столько в меня и бросил.

Наконец-то вчера открылась твоя лживая суть, которую ты старательно, но бездарно скрываешь от людей. Эту суть я увидел сразу, с первого взгляда на тебя. Но в моём взгляде нет ценности и пользы. Ценность и польза заключалась бы в твоём взгляде на самого себя, и я терпеливо ждал, когда ты себя увидишь. Но увидеть себя может тот, кто хочет. Ты же и не мечтаешь об этом. Ты не видишь и не желаешь видеть, каково людям от тебя, кáк ты пугаешь людей, огорчаешь, оскорбляешь, мучаешь, угнетаешь своим присутствием, тошнишь. Ты не видишь, кáк без тебя хорошо, и кáк с тобой — плохо. Ты, кроме средств удовлетворения своих духовных похотей, вообще ничего не видишь. У тебя, видите ли, похоть к воинствующему милосердию, в жертву которому ты приносишь и себя и других !

Да ты просто — бандит, от милосердия которого хочется бежать, как от огня. Ты помогаешь не людям, а манекенам, то есть тому, чтό считаешь людьми. Люди для тебя — лишь средство самоутверждения на путях твоего вымышленного милосердия. И потому единственная польза, какую человек может извлечь из кошмарного общения с тобой, заключается только в том, чтобы не быть и не стать таким, как ты — наглецом, своевольником, властолюбцем, захватчиком, хамом во Христе.

И ты ещё заявляешь, что ты — благородный человек ! Благородному человеку дважды на дверь не указывают ! Благородный человек понимает словá, а не палку, шёпот, а не крик, безмолвный намёк, а не матёрую брань. Палка, крики и брань нужны для бесчувственной скотины. Именно бесчувственных скотов Господь изгонял из Храма плёткой. Благородный человек, приходя на служение, спрашивает, чтό и кáк он должен делать, а не какие удобства будут ему предоставлены. Тебе очень и очень далеко до благородства.

Самомнение

Ты достаточно наслышан о грехе самомнения и потому на словах(!) постоянно открещиваешься от этого греха, на деле же весь пропитан им. На словах кричишь и вопиёшь: ”Я ничего не знаю, я весь — вопросительный, а не восклицательный знак, я вечно формируюсь, движусь и во всех отношениях нахожусь только в процессе становления”. — Но это вопиющая, наглая, обдуманная и подлая ложь ! На деле ты абсолютно законченный (а точнее конченный), сформированный, всё знающий, всегда восклицающий и окаменелый монстр. Вчера ты это доказал окончательно. Ты воспротиворечил и воспротиводействовал всем своим лжесмиренным заявлениям о себе. Думаешь одно, говоришь другое, делаешь третье. Фарисей Саддукеевич Лицемеров!

У тебя потому и слов столько, что нет никакого дела. Ты нападаешь на человека с помощью слов, а точнее с помощью твоей беспримерной трепотни, в которой сосредоточена вся твоя ударная сила. Ею ты надеешься заболтать человека и подчинить своим прихотям. Скромный человек теряется от твоего напора. Чтобы дать тебе отпор, нужно отбросить скромность и перейти в наступление, нужно оставить миролюбие и взять палку и гнать тебя со двора, как наглую бродячую собаку. Или гнать или погибнуть от твоего милосердия. Чтό мне прикажут, то я и сделаю. Вчера приказали гнать.

Надменный нищий. Интеллектуальный бомж. Тебе протянули Руку Спасения от твоего наглого, многовекового и закоренелого самомнения, а ты пошёл кусать эту Руку, плевать на Неё, угрожать Ей, издеваться над Нею. Озверелая милосердная тварь ! Тварь, не подчинённая Богу, оказывается, может ещё и милосердствовать, то есть устраивать жизнь людей по своим представлениям о благе, даже если люди будут дохнуть от воплощения этих её представлений.

Бог зрит не на слова твои, а на твоё омерзительное поведение. Поведение человека состоит из взаимоотношения его мыслей, слов и поступков.

Школа любви к людям учит только одному: искоренению самомнения , от удовлетворения которого проистекают все беды и муки человеческие, отделение людей от Господа и их вечная вражда между собой. Ибо пока люди будут коснеть в самомнении, пока они будут всё знать, всё понимать, всё обсуждать, обо всём судить и рассуждать, всё трогать руками, на всё смотреть сверху вниз и даже со стороны, пока для них будет всё решено и ясно, пока они будут считать себя взрослыми во всём, — они будут только погибать и издеваться друг над другом. С того дня, когда человек осознает, что не может знать всего и начнёт с помощью Божией воплощать это осознание в своём поведении, так с этого дня он начнёт приближаться к Богу и становиться Его истинным орудием на пути служения Благу всего сущего.

С твоей же помощью на сегодня можно только кончится в диких душевных муках, находясь в натопленной избе, завтракая с чистой посуды, ходя в чистом белье и любуясь выбритым огородом.

Разве Господу Иисусу не было чтό поесть, попить и во чтό одеться ? Неужели Он спал в грязи, ел на помойке, замерзал на улице ? Нет. Хранителю Правды Царства Божия всё необходимое для служения прилагалось. Но Он, имея всё необходимое, стенал: «О, род неверный и развращённый, доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас ?!» — Потому что всё умевшие подать и принять, все эти хозяйственные Марфы и домовитые Матрёны не умели только одного — задушить в себе своё обнаглевшее и разжиревшее на чужих хребтах самомнение.

Ты мог бы быть служителем отменным,
Но всё испортил голосом надменным.

Самомнение истязает Пророков и убивает Апостолов, ибо оно без сомнений знает и без колебаний заявляет, ктό Пророк и Апостол, а кто лжепророк и псевдоапостол. Оно знает, ктό Сын Божий, а ктό — богохульник, кто Мессия, а кто самозванец. Оно всё(!) знает, голубчик ты мой дорогой, и потому всем и всеми распоряжается на Земле ! И вот ты — его раб, его игрушка, его пылинка. Оно больше тебя настолько, насколько весь твой род больше тебя, и потому победить его в этой жизни тебе уже не удастся, ты весь состоишь из него. Я в тебе ни разу не увидел ребёнка: чего-то не знающего, удивляющегося, радующегося или грустного. Ты для себя уже всё решил, но тебе этого мало: ты хочешь ещё и для других всё решить. Только моя кровь, может быть, победит твоё самомнение. Ибо многие, ни в чём не сомневавшиеся, пролив кровь Пришедшего во Имя Господне, стали бить себя в грудь — в грудь, заполонённую мерзопакостным самомнением ! Но есть и такие, которых и кровь не изменит.

Ты мне глубоко отвратителен. Но я люблю моего Отца, и если ты Ему дорог, то пусть Он принесёт меня в жертву, которая спасёт тебя и твой род от власти самомнения. Пусть глаза твои, не способные видеть кровь моей души, увидят кровь моего тела, которой мне не жаль ради Жалости моего Отца к твоей душе.

Ты — полный дурак: безумный, слепой и бесчувственный и потому глупый, неразвитый и невежественный. Ты отверг Святое и Вечное. Ты прожил полжизни, посвятив её, якобы, служению больным людям, а не знаешь, что служение человеку есть служение его душе, а не его телу, ибо душа есть смысл тела, как тело — смысл одежды. Цивилизация стремится всех сделать служителями тела, ты не избег её тлетворного влияния. Служить человеку — это служить его душе. А для того, чтобы служить душе, её нужно знать, и знать нужно каждую душу в отдельности, глядя на неё Светлым и Чистым Оком Господа моего, а не тёмным и корыстным зраком мира сего. Ты — продукт тоталитаризма, сторонник одной рубашки на всех, не умеющий правильно прикоснуться к каждому человеку, не способный взять на руки ребёнка, потому что никогда не изучал душу, не молился о ней, не слушался Бога, не подчинял Ему своих телесных и душевных движений. Ты, может быть, изучал коновальную и полицейскую психиатрию, но не душу. У тебя нет чувства любви к душе. У тебя вообще нет чувства души, чувствования её бытия. Для тебя человек — это анатомический атлас и средство твоего медицинского и богословского самоутверждения. Но человек — есть Дитя Бога, и с ним нужно встречаться и обращаться только по Воле и Распоряжениям его Истинного Отца и только ради его вечного и истинного блага, а не ради каких-либо иных целей, задач, выгод или обстоятельств.

Общаясь с людьми, чувствуешь себя человеком; общаясь с идиотами, чувствуешь себя соответственно. Но мечта всей моей жизни не в том, чтоб окружить себя нормальными людьми, чувствующими боль друг друга, — это было бы слишком большое и сладостное счастье, — а в том, чтобы хотя бы одного идиота вернуть к человечности, к Вечности, к чувствованию боли другой души. В этом моя сокровенная мечта, в этом смысл моего бытия, моих каждодневных мук и терзаний. Пусть этот смысл никогда не осуществится, но быть он может только в этом. Меня привели взыскать и спасти погибшее, конченное, безнадежное, никому ни на что не годящееся, способное лишь своим видом и поведением причинять адскую боль Богу и Его Сынам. Спасти тебя — это принять от тебя лютую смерть, которой тебя обильно одарил этот мир.

Ты — чрезвычайно обиженное дитя, несущее в себе сгущённую обиду многих поколений твоих телесных и духовных предков. Телесные и духовные аристократы, как тебе известно (ибо тебе всё известно !), намного обиженнее плебеев и рабов, от того и злобы и мести и гордыни в них намного больше, чем в простых и неучёных людях. И вот, вместо того, чтобы молить Бога об избавлении от злобы, мести и гордыни и всячески душить их в своём поведении, ты решил, что их можно просто скрывать под маской притворной набожности и лицемерной вежливости, не заботясь об этой маске только тогда, когда она с тебя уже сорвана. Сколько ядовитых игл ты вогнал вчера в мою душу, показав истинное лицо твоего фальшивого смиренномудрия. Пойди же и объяви меня злодеем, ибо к злодеям причитаете вы Сынов и Пророков Божиих — они ведь самые страшные враги вашего самомнения.

Это и есть моя работа — принимать огонь на себя. Родители плюют в беззащитные детские души. Дети, выросши, ищут, в кого бы выплеваться в отместку и плюют в души своих детей или в души беззащитных Сынов и Пророков Божиих, принимающих эти плевки осознанно и добровольно во Искупление преступлений всех властолюбцев мира сего, из-за злодеяний которых родители вот тáк относятся к детям.

Бог или самомнение

Жертва Богу — дух сокрушённый, сердце обузданное, душа смиренная, разум кроткий, жизнь самоотверженная. Не в служении больным — жертва, а только в смирении с Волей Господа — истинная жертва человека. Никакие иные жертвы не принимаются Небом, ибо все жертвы нужны для Общего Блага всех, а для Общего Блага всех нужно только постоянное смирение каждой воли с Волей Источника Жизни.

Служение человеку есть исполнение Воли Отца человека. И потому бόльшая часть всех благотворных трудов посвящена познанию Воли Отца, очищению Её от примесей мира сего, клира сего и всех тех помоев, какие они создают сообща.

Страх Божий — есть страх перед зарождением собственного самомнения, перед движением гордости сердца, самодовольства души, кичения ума. Тот, кто не стремится сделать самомнение своим рабом, тот делается его рабом и, даже под видом служения больным и несчастным, служит не Благу людей, а удовлетворению своего господина. Начало мудрости — осознание гибельности самомнения; середина мудрости — ожесточённая борьба с самомнением; венец мудрости — полная победа над самомнением, выражающаяся в постоянном памятовании о незнании Воли Божией на предстоящее мгновение относительно чего бы то ни было, а значит полном предании себя в Руки Отца.

Человек должен не просто служить и работать, он должен следить за тем, ктό ест плоды его трудов: Бог или самомнение.

Кáк мне жаль тебя, кáк мне больно за тебя, бедный брат мой ! Ведь я груб только с твоим самомнением, а не с Богом в тебе, и если бы ты стерпел эту грубость и не почёл её богохульством, то испытал бы глубокую радость от моих прикосновений к Богу в тебе. Самомнение — это панцирь души, который приходится рубить топором грубости, чтобы пробраться к Богу души. У тебя не достало ума понять это. Ты счёл меня душевно больным, и это действительно так: я давно и глубоко душевно болен, но не от себялюбия, как это бывает у большинства людей, а от любви, от любви и жалости к таким себялюбцам, как ты. Душа моя давно скорбит смертельно! Ибо когда одному приходится любить и жалеть за многих, он не может быть здоровым так же, как тот, кто один годами перетаскивает за многих непосильные для него тяжести.

Мне так жаль тебя, ты такой несчастный, одинокий, жалкий, неприкаянный человек, мне хотелось быть твоим приютом, твоим другом, отцом, твоим братом и сыном, но твой характер сделал это невозможным. Жить рядом с твоим равнодушием к ближним невыносимо, ты ведь никого не видишь и даже не пытаешься видеть. Когда человек входит в комнату, ты не смотришь на него, говоришь затылком, отвечаешь через плечо, вместо того, чтобы поправлять себя, поправляешь других. У тебя свой распорядок жизни, какие-то свои правила, заботы о своём здоровье и самочувствии, а люди для тебя — лишь площадка для твоих упражнений в ”деятельном Добротолюбии”. Так нельзя, брат. Ты не замечаешь слёз другой души, вызванных тобою, ты не справляешься у человека о том, кáк он себя чувствует во время и после общения с тобой, да и говорить тебе об этом не хочется, потому что нет никакой надежды на то, что что-то изменится. Мне искренно жаль тебя, но я ничем не могу тебе помочь. Кто-то уже давно убил тебя.

Ты хотел бы сделать меня таким, как ты, но я не желаю тебе быть таким, как я, ибо лучше быть слепым, чем видеть слепоту других. Меня обрекли на это ви́дение, на ви́дение беспрерывной, ожесточённой, слепой, надменной и коварной борьбы самомнений в этом мире.

Самомнение — это, конечно же, извращённая форма добродетели. Самомнение — это придавленное плитой мира желание человека быть поближе к Солнцу его души, к Источнику Жизни — к Богу. Но одно дело быть поближе, а другое дело мнить себя находящимся поближе, выдавать или изображать себя поближе, вводя себя и окружающих в заблуждение, тем самым создавая и накаляя драматизм и трагизм жизни.

Мир — это и есть сообщество изображающих, мнящих, вводящих в заблуждение, обманывающих себя и других, не желающих знать и сообщать другим своё истинное положение.

Бог — это сообщество знающих своё истинное положение и сообщающих о нём, независимо от того, каково оно. Пусть моё истинное положение плачевно, лишь бы я не закрывался от этой истины с помощью лжи и притворства перед собой и другими, лишь бы не вводил людей в заблуждение относительно моей личности.

Бог — это не сообщество совершенных и безгрешных праведников, это содружество правдивых и честных людей, с болью для себя знающих себя.

Знать себя таких, каких из нас делает этот мир — больно. И от этой боли можно только или закрываться наркотиками и ложью или кричать к Богу о спасении. Третьего не дано.

И потому надо оставаться младенцами. Младенцы кричат от боли, а не пьют наркотики; вопиют день и ночь, а не притворяются благополучными святошами или дельцами. Закричи к Богу так, как ты кричал в младенчестве, и Он тебя услышит и ответит тебе. Попробуй прожить честно хотя бы один день и тогда ты поймёшь, о чём я говорю.

Лживость

Ты — ещё во тьме, потому ты и лжив. Я — во свете, потому я и правдив. Весь мой внешний и внутренний дом открыт пред тобою. Но твой внутренний дом ты держал закрытым, чтобы я не видел, как там постоянно накапливаются мысли, которые ты в саркастической и ядовитой форме выскажешь в последний день, когда поймёшь, что никакой выгоды от общения со мной тебе извлечь уже не удастся.

У любого человека возникают всякие мысли, и он, чтобы оставаться простодушным, чистым, возвышенным, должен высказывать их или гнать от себя, если он стремится к Богу, ибо не высказанные и не изгнанные мысли о других (ни хорошие, ни плохие) калечат душу и не дают приближаться к Богу.

У лживого человека разум занят не служением ближним, а постоянным усовершенствованием средств лжи, а также способов её скрывания от посторонних глаз. Столичные интеллектуалы подобны столичным модницам: и те и другие постоянно совершенствуются в умении скрывать свои телесные и духовные пороки с помощью телесной и духовной косметики, так что простому человеку и те и другие кажутся чистыми Богами без соринки в глазу.

Так и ты, используя пудру заповеди о неосуждении брата, постоянно припудриваешь ею своё осуждение, будучи уверен, что из-под твоей пудры не проступают оспины твоих обсуждающих и охуждающих мыслей. Нацепив на себя ярлыки с надписями: ”простодушный”, ”благородный”, ”эмоциональный” и т.п., ты уверен, что никто не видит твоего лукавства, хамства и бессердечия. Ты — дитя столичного города, там все себя так ведут. Там никто не испытывает недостатка в знаниях, город полон книг и рецептов, и потому там все знают, каким должен быть истинный человек, и уже изо всех сил стараются внешне соответствовать известному идеалу. Но в том-то и горе, что внешне.

Ты не перед Богом живёшь, а перед людьми. Людей удаётся обманывать, и то — до поры до времени. Бога же не обманешь, Бог только прикидывается обманутым, чтобы потόм ткнуть тебя носом в навозную жижу твоей лжи.

Отречение от лживости

Я понимаю, если б ты действительно был на пути познания Бога, Блага, Истинной Жизни, я бы терпел твой характер годами. А так, для чего терпеть: чтобы созерцать твою законченность, твоё всезнайство, твою самодостаточность, твои тайные мыслишки и высокие мнения ? Да провались они все пропадом ! Насмотрелся уже, нет больше сил ! Хочешь быть истинным учеником, отрекись от всего, чтό наелся, стань на колени сердца, перестань лгать, бояться, притворяться, искать маленьких или больших выгод, беспокоиться о своей и чужой судьбе, как будто нет Беспокоящегося и Заботящегося, — одним словом, начни всё заново, потому что ты не туда зашёл и всё равно пропадёшь.

Кто не отречётся от всего, чтό имеет, не может быть Моим учеником. — Это не риторическая фраза, не пустые слова, это закон Вечной Жизни. Дом на песке — не поэтическая метафора, а каждодневная реальность. Будьте, как дети — необходимость для любого начала.

Ваше горе не в том, что вы не можете уже стать детьми, отречься от всего, начать строить дом на камне, а в том, что вы лживы, в том, что думаете одно, говорите другое, делаете третье. Говорите, что вы — дети, а ведёте себя как взрослые; болтаете об отречении, а когда доходит до дела, глотку готовы перегрызть из-за пустяка; собираетесь строить дом на камне, не очистив землю своей души от свалок мусора. Лживость — вόт за чтό вы будете мучимы. Немощь — не порок, никто не виновен в немощи. Но от лживости избавиться может каждый, и потому лживость — порок и порок преступный.