17 марта музей Академии художеств открыл выставку «художницы» Евгении Васильевой «Весна»: она посвящена «искусству как необходимости развития моральных ценностей и обеспечению прав и свобод человек».
Привет, это Пётр Иванов и сегодня я побуду в роле художественного критика (нет).
Глядя на картины, не совсем понятно, при чем тут права и свободы людей, но можно понять, чья свобода волнует людей, знакомых с делом «Оборонсервиса». Художница Евгения Васильева, если её можно так назвать, занялась живописью в 2012 году. Тогда её обвинили в краже картин Шишкина и Левитана из запасников Минобороны. 25 октября 2012 года в ходе обыска у неё изъяли более трёх миллионов рублей, предметы антиквариата, несколько десятков картин, большое количество драгоценностей и ювелирных изделий. 23 ноября того же года ей предъявили обвинения по статье «Мошенничество в особо крупном размере» и посадили под домашний арест. Тогда-то она начала создавать собственные картины.
С Минобороны Васильеву связывало две вещи: членство в совете директоров ОАО «Оборонсервис» и любовные отношения с министром обороны Анатолием Сердюковым. Что касается первого, то именно находясь в совете директоров ОАО «Оборонсервис» наша художница смогла добыть 647 миллионов рублей.
“Для реализации преступного замысла Васильева Е. Н. привлекла свою знакомую Сметанову Е. Ф., которой надлежало учредить коммерческую организацию и под видом оказания агентских услуг подыскивать «нужного» покупателя реализуемого имущества, а кроме того, через подконтрольные ей фирмы приобретать по заниженным ценам наиболее ликвидные объекты и предприятия в пользу Васильевой Е. Н. и иных лиц .” – выдержка из постановления о привлечении в качестве обвиняемого по уголовному делу.
Что касается второго, то именно Сердюков был инициатором назначения Васильевой на должность и выступал в её защиту на протяжении всего следствия. Это в принципе неудивительно: ради Васильевой он даже ушел от своей жены Юлии Зубковой. Кстати, под домашним арестом Васильева находилась в квартире тогдашнего министра обороны. Напомним, что потерпевшим в деле «Оборонсервиса» было именно Министерство обороны. Преданность своей любовнице и вера до последнего в неё невиновность стала причиной отставки Анатолия Сердюкова. Отставка оказалась не простой, а золотой. Из военных Анатолий переквалифицировался в бизнесмены. В 2013 году, через год после отставки, Сердюков был назначен на пост генерального директора Федерального исследовательского испытательного центра машиностроения. На сегодняшний день экс-министр обороны, замешанный в коррупционном скандале, является главным авиастроителем в стране. Он занимает три должности в крупных авиастроительных организациях: 1) председатель совета директоров ПАО “Росвертолёт” 2) председатель Совета директоров ПАО “Объединённая авиастроительная корпорация” 3) вице-президент Союза машиностроителей России.
Васильева тоже не осталась в накладе. Не прерывать свою творческую детальность она смогла благодаря гуманному решению суда. В 2015 суд по месту нахождения колонии, в поселке Головино, принял решение об условно-досрочном освобождении Васильевой. За причинённый государству ущерб на сумму 647 млн рублей Васильева пробыла под заключением всего 34 дня (по неофициальным данным, до колонии она так и не доехала: СМИ публиковали, предположительно, ее фото на улицах Москвы во время якобы заключения).
Выставку своих первых картин Васильева смогла провести ещё под домашним арестом, в 2014 году, а сегодня она выставляется в одном из старейших музеев России. Выставка в Академии художеств и сама персона Васильевой в мире искусства вызывают ряд вопросов.
За какие заслуги?
В 2014 году Васильева получила членство в Международном художественном фонде, хотя не имела на это права. Членство в МФХ невозможно без наличия высшего художественного образования. На тот момент у Васильевой его не было.
В 2020 году её творчество было признано Российской Академией художеств, а она была избрана академиком. Такой поступок Академии непонятен, так как в 2016 году Русский Музей отказался принимать в дар картины Васильевой. Причины вручения звания почетного академика не знает и сама Васильева. В ответ на вопрос журналистов о её заслугах, признанных Академией Художеств, Васильева предложила обратиться непосредственно в академию.
Это не искусство. Академия против Академии
Выставка Васильевой в Музее Академии художеств вызвала большой скандал. Студенты Академии за несколько дней собрали 350 подписей против открытия выставки, а в день открытия устроили импровизированную акцию на входе в Академию. Они встали с портретами известных художников, статус которых, по их мнению, позорит Васильева.
«Мы выступили против выставки Евгении Васильевой поскольку считаем, что в здании нашего учебного заведения нет места работам экс-чиновницы, которая не по заслугам получила звание академика и тем самым обесценивает это звание. Она была фигуранткой коррупционного скандала. Критиковать ее работы с художественной точки зрения бессмысленно, так как это было бы подобно критике рисунков ребенка. Пусть она выставляется в частных галереях, а не в высшем учебном заведении, через которое прошла плеяда великих русских художников», – сообщила корреспонденту SOTA участница акции Полина Пахомова.
Позицию студентов поддерживает и ректор академии. Он сравнил выставку Васильевой с рассказом Светония о Калигуле, который пообещал ввести в сенат любимого коня.
«Всерьез обсуждать художества Васильевой, давать оценки ее работам – вообще нелепое занятие. Я категорически против подобных проектов с участием одиозных персонажей, дискредитирующих как современное искусство, так и уважаемые институции. Это, конечно, безобразие», – заявил «Фонтанке» Семен Михайловский, ректор Петербургской Академии художеств.
Руководство вуза бессильно в этой ситуации. Музей — самостоятельное юридическое лицо, его учредитель — Министерство культуры, Академии он не подчиняется и лишь размещается в ее историческом здании на Университетской набережной. Руководство вуза не вправе формировать повестку экспозиций музея. Ректор и студенты академии уверены, что Васильева смогла получить признание своих «заслуг» благодаря хорошим связям во власти.
«Это учебное заведение, студенты тут с утра до вечера, работают в этих залах и воспитываются на том, что искусство — это большой серьезный труд, а не такое вот… что они сейчас тут видят», – цитирует «Новая Газета» руководителя учебного заведения.
Рядовые сотрудники музея Академии от комментариев отказываются, но своим видом показывают, что эту экспозицию за искусство не считают. Во время посещения зала слепков, где располагается основная часть экспозиции, фотограф SotaVision отошел к краю комнаты, чтобы сделать фотографию одной из картин. В том углу на подставке стояла скульптура, изготовленная Васильевой, и висел слепок на стене из постоянной экспозиции музея. От сотрудницы музея последовало замечание, но не потому, что он мог опрокинуть скульптуру Васильевой, а потому что близко подошёл к слепку постоянной экспозиции.
Критерии искусства
Выставку я посетил в день официального открытия, вечером, но людей там было очень мало. Гости музея, которых я встречал, изучали постоянную композицию музея, а не выставку «Весна». Подождав на втором этаже музея, я все же смог встретить посетителя выставки: моим собеседником стала искусствовед Надежда Астапова.
«Тут вопрос к академии художеств: какую планку она ставит для художников. То, что здесь представлено, – это очень низкая планка. Художники, которые здесь обучаются, могут подумать: «А зачем учиться?» У изобразительного искусства должны быть критерии. Предыдущие залы показывают нам, что есть критерии рисунка, композиции, сочетания цветов в живописи. Здесь [на выставке Васильевой] этого нет. Здесь человек от скуки взял краску, кисть и начал что-то мазать», - рассказала Астапова.
Рисовать Васильева, и правда, начала от скуки во время домашнего ареста, но теперь её творчество стоит дорого: картины приправлены историей о коррупционном скандале, парой сотен украденных миллионов и безнаказанностью, каждое полотно художницы EVA (творческий псевдоним Васильевой) оценивается в 5-6 тысяч долларов. Коррупция и безнаказанность порождают таланты!
Текст: Петр Иванов.
Фото: Андрей Макашов.