Момент 1
Другие каналы
В целом, лет 5-10 назад чаще обращались за продвижением сайтов, чем сейчас. И это никак не связано с пандемией коронавируса 2020. Началось такое примерно с 2013-14 годов, когда Яндекс начал активно заявлять об отмене ссылочного ранжирования, а клиенты чаще присматривались в сторону продвижения в соц.сетях без продвижения на поиске. Реклама продвижения в соц.сетях стала более активной. Появилась инста и другие каналы, активно заманивающие к себе предпринимателей, у которых раньше единственным способом заявить о себе был сайт/продвижение/контекст на поиске.
Я со всем этим начал сталкиваться примерно с 2011 года, когда один из предполагаемых клиентов на продвижение сайта заявил, что у него неплохо идут заявки с группы ВК. Тогда я не обращал на это внимание. Потом всё больше и больше клиентов, которые приходили в рекламное агентство (где я работал), стали расспрашивать а не занимаемся ли мы продвижением групп ВК, FaceBook? Были и те, кто хотел только ВК или только FaceBook в то время, как мы предлагали только SEO на поиске.
Момент 2
Возросшая цена
Как я писал ранее в статье "Сколько реально стоит продвинуть сайт в СПб", то тут дела кардинально поменялись примерно в те же годы, начиная с 2013 примерно или 2014, когда начались первые серьезные разговоры относительно адаптивных сайтов. Начиналось всё с отдельного создания мобильной версии сайта на поддомене (напр., m.sait.ru), но вскоре всем стало понятно, что адаптировать надо и под планшеты да и вообще под всё что только можно. Откуда произошел расцвет material design? Ну вот отсюда корни и растут. Не было бы адаптации, вряд ли кому захотелось делать из красивейшего сайта какую-то ерунду с минимальным кол-вом дизайна в стиле минимализм. А иначе в большинстве случаев никак. Очень мало дизайнеров было на тот момент, кто мог бы без ухода в минимализм создать дизайн, хорошо адаптирующийся под разные ширины экранов.
P.s. я даже не говорю уже о том, что на текущий момент появляется уже вертикальное подстраивание элементов сайта под высоту экрана.
Стоимость разработки сайта выросла значительно. Если в 2012 году мы смогли сделать сайт с уникальным дизайном и интеграцией в самописный движок за 50 тыс рублей (25 дизайнеру, 25 программисту/верстальщику), то в 2017 обновление этого же проекта обошлось нам примерно в 280 т.р. (80 дизайнеру, 80 верстальщику, 120 программисту). Конечно, проект вырос значительно, но тем не менее разница колоссальная.
Момент 3
Лохотронщики
На протяжении всего периода, с момента зарождения SEO (я так понимаю примерно с 2000 года) — в сети и наяву... орудует "банда" мошенников. Это может быть как один фрилансер, так и целая SEO контора с громким именем. Им вообще по-барабану сколько там вы платите. Цель одна — брать с вас как можно больше денег и как можно дольше по времени, обещая рост. Некоторые конторы работают на кол-во, т.е. у них цель брать минимальную цену по рынку но с максимального количества лохов предпринимателей. В итоге это приводит к потере доверия ко всей отрасли в целом.
Момент 4
Жадный поисковик монополист
Поисковая система тем временем крупнеет, ей необходимы средства на прокорм своих аппетитов в других сферах деятельности (такси, навигатор, расписания, путеществия, здоровье, недвижимость и т.д. ). Проектов много появилось, но большинство из них убыточны, поэтому весь расчет только на старые каналы получения бабок — поисковая реклама. А еще лучше — сразу получить весь ТОП по самым сочным запросам.
С 2009 года поисковая реклама в данном поисковике стала меняться. Под предлогом "наш аналитические отделы анализируют различные варианты оформления рекламных блоков для увеличения конверсии для рекламодателей" пришли по итогу до почти не отличимого рекламного блока от органической выдачи. Осталось только вместо реклама поставить значок ₽ и сделать его максимально мелким.
Вы знали такой гипермаркет "Метрика"? В те годы он занимал первое место. Не... сейчас важнее сайт покупки.яндекс.маркет, потом по важности сам сервис яндекс.метрика, далее "О сервисе - Метрика. Справка", потом не менее важен "Принципы работы Яндекс.Метрики", потом блок Быстрые ответы, в котором о яндексе не менее инфы, потом Википедия со статьёй о Яндекс Метрике, далее Твиттер про яндекс метрику, потом FaceBook про Яндекс Метрику, потом ресурс vc.ru про работу с Яндекс.Метрикой и только потом идет гипермаркет Метрика! И это один из миллионов примеров запросов, в которых дочерние компании нашего любимого поисковика используют его в своих коммерческих интересах. Реакция ФАС сильно заторможена на этот счет.
P.s. меня лично не интересуют данные компании, но они мешают честным предпринимателям конкурировать на равных правах. Поэтому жадность поисковой системы логично уменьшает возможности SEO, особенно с расширением рекламных объявлений (раньше 4 строчки было максимум, сейчас рекламное объявление может достигать 9 и более строк). Ну и дополнительное введение 4-ой позиции. По итогу, даже находясь на 1 месте по высокочастотному запросу вы не будете показываться на первом экране, а также будете получать не более 50% от трафика.
Выводы
Видишь SEO? — Нет — И я не вижу . А оно есть .
SEO никуда не делось, но оно выросло значительно по стоимости и многие предприниматели либо этого стараются не замечать (живут былыми временами, где SEO стоило 20-30 т.р./мес.), либо понимают это, но не видят других вариантов и это так. Других вариантов, к сожалению, во многих тематиках просто нет. Выбор стратегии рекламной - ответственный шаг и не для каждого бизнеса подходит SEO, поэтому с появлением других каналов они уходят от SEO. Удорожание сайтостроения и реальных расходов на SEO тоже не способствовало росту клиентов в этой нише. Лохотронщики тоже не ждут у моря погоды. А жадность поисковой системы добивает это всё окончательно!