Найти тему
СЛОВО

Торжество Православия

Торжество Православия, которому посвящено первое воскресенье Великого поста – это вполне конкретное событие – окончательное восстановление иконпочитания в Византии (по крайней мере на официальном уровне; рудименты иконоборческого богословия еще долго существовали в среде константинопольско йинтеллигенции). Но у этого события есть два смысловых пласта. Первый пласт – это окончательное, можно сказать, эсхатологическое торжество над всеми ересями. Тогда же в IX веке был создан специальный Синодик в Неделю православия, куда из века в век добавляли имена новых еретиков, однако сам смысл этого праздника как раз в том, что в глубинном смысле Церковь, Истина, уже победила и что сколько бы не появлялось еретиков, они все будут повержены. Точнее сказать, своим отходом от истинной веры они поражают сами себя, лишают сами себя пути к спасению и соединению со Христом.

Второй смысловой пласт, ничуть не менее важный – это наше личное торжество православия, наше личное отвержение любой ереси и любого неверного пути к Богу. Один остроумный церковный писатель как-то сказал, что стать еретиком – это еще нужно заслужить, потому что еретик добирается до таких тонкостей догматики, что начинает совершать ошибки, а большинство христиан не исповедуют ереси, потому что плохо знают собственную веру. По-моему, это не вполне верно. С одной стороны, и ересь, как правило, строится на каких-нибудь стереотипах личностых заблуждениях, а вовсе не на глубоких теоретизированиях. С другой стороны, для каждого уровня церковного самосознания есть свои ереси.

Наше торжество православия должно заключаться в том, чтобы, с одной стороны, очищать душу, и от банальных страстей и от стереотипов, которые мешают пониманию догмата, а с другой, в том, чтобы бесстрашно, всей силой своего разумения пытаться постигать основы веры. В этом нам поможет Церковь, таинства, книги святых отцов и умных церковных ученых. Как говорил святитель Филарет Московский, «жизненно было и будет всегда истинное основание православия. Нужно только глубже входить в дух его; изучать его начала и его разнообразные проявления в истории Церкви, в истории нашего отечества; проникнуться его живительною силою; не умом только, но и сердцем отдаться ему, и быть ему верным до конца».