5.1.Общественное мнение как вид социальной информации.
Определение: Общественное мнение представляет собой состояние массового (коллективного) сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям и фактам, определение ими позиции, вынос решения по определенным общественным проблемам. В результате этого общественное мнение способно в значительной степени регулировать поведение индивидов, общностей, социальных учреждений, поддерживая или отвергая те или иные представления, нормы, ценности. Общественное мнение обладает большим регулятивным потенциалом и способностью мощного воздействия на процессы и институты социального управления.
Одним из важнейших факторов управления социальными процессами, является информационный фактор. Ни один орган государственного и муниципального управления не может эффективно функционировать сегодня не располагая соответствующей информацией об объекте своего управления. Воздействия на объект управления при отсутствии необходимой информации существенно снижает качество и результативность управленческой деятельности. Существует много видов социальной информации, на основе которой осуществляется управление общественными процессами. Особое место среди них занимает общественное мнение.
Управленческим органам необходима информация о состоянии общественного мнения по поводу всех актуальных процессов и событий в обществе формируется соответствующее общественное мнение, которое в свою очередь оказывает сильное влияние на дальнейший ход этих процессов. Общественное мнение может быть целенаправленно использовано органами власти в качестве инструмента для осуществления тех или управленческих воздействий и акций. Можно сказать, что общественное мнение является одним из исходных элементов государственного и муниципального управления, действующим во всех отраслях, сферах и уровнях управления. В целом можно сказать, что оптимальное управление осуществимо лишь при условии получения субъектом управления информации о состоянии объекта управления путем использования такого существенного канала социальной информации как общественное мнение. При характеристике общественного мнения выделяются его субъект, объект и ведущие факторы.
5.2. Основные показатели общественного мнения. Мониторинг общественного мнения.
В качестве субъекта общественного мнения может выступать народ и большая его часть, общество в целом и большие социальные группы, любая социальная группа. Объектом общественного мнения могут стать любые факты, события, явления и процессы социальной действительности, которые отличаются общественным интересом, значимостью и дискуссионностью. Поэтому ведущими факторами общественного мнения являются общественный интерес, дискуссионность, а так же регулятивность. Проявляться же общественное мнение может как минимум в двух формах - в форме оценочных суждений и в форме практических действий масс.
В качестве основных показателей общественного мнения, применяются такие его характеристики как направленность общественного мнения, интенсивность общественного мнения, распространенность общественного мнения, стабильность и динамичность общественного мнения, зрелость общественного мнения. При измерении общественного мнения данные показатели преобразуются в систему индикаторов, с помощью которых осуществляется конкретный замер состояния общественного мнения. Социологический мониторинг представляет собой определенную целостную, постоянно действующую систему отслеживания происходящих на определенной территории социальных перемен на основе исследования и анализа массовых представлений о них, организованную специальным образом и нацеленную на обеспечение общества (его заинтересованных структур) целостной оперативной, полной, дифференцированной социологической информацией о происходящих социальных процессах в их динамике.
Принципиальными требования к мониторинговой информации являются: оперативности информации; регулярности, периодичность поступления информации; достоверности, объективность информации; дифференциация информации по различным основаниям - по социальным группам, по проблемам, по отраслям, по группам респондентов; целостность и всесторонность информационной картины - все элементы информации должны быть взаимосвязаны и на выходе давать не разрозненное, а обобщенные представления об изучаемых процессах; сопоставимость используемых методик, для обеспечения сравнимости результатов, единая методологическая и методическая основа; постоянство действия, реализуемая в течение длительного периода. Социологический мониторинг может осуществляться на различных уровнях: в масштабах всей страны; в масштабах отдельной отрасли; в масштабах региона; проблемный мониторинг, осуществляющийся в целях динамического изучения какой-либо одной социальной проблемы.
Функции по организации социологического мониторинга может выполнять либо независимая социологическая организация, группа, либо подразделение органа управления( отдел информации, анализа и прогноза в администрации; отдел анализа рынка труда в службе занятости и т.п. Группа, осуществляющая социологический мониторинг должна иметь определенную внутреннюю структурно-функциональную организацию и состоять из следующих звеньев: методологический, методический и аналитический центр; рабочие подразделения мониторинга; организованная сеть интервьюеров. Периодичность социологических опросов в рамках мониторинга определяется в зависимости от методологических целей, задач, уровня, масштабов мониторинга, а также в зависимости от скорости протекания исследуемых процессов.
Принципиальное требование к мониторингу состоит в обеспечении его методологического единства и целостности. Мониторинг включает множество различных эмпирических социологических исследований, но в рамках мониторингого режима все они должны быть подчинены единой цели и единым задачам, так как весь мониторинг имеет единую исследовательскую стратегию и единую макропрограмму теоретических и практических операций. Мониторинг основывается на единстве, взаимосвязи и сопоставимости используемых методик и инструментария исследования. Основным методом сбора информации в мониторинге является социологический опрос, со всеми его техническими разновидностями. При осуществлении мониторинга исключительное значение имеет проектирование и организация выборки.
5.3.Социальное прогнозирование.
На основе данных социологического мониторинга можно проводить эффективное социального прогнозирования. Предвидеть и прогнозировать - основополагающий принцип управления. Прогнозирование необходимо для выявления количественных и качественных параметров возможных будущих состояний объекта, процесса, их выражения в моделях и сценариях. К основным методам социального прогнозирования относятся следующие методы: экспертных оценок, моделирования, экстраполяции. Реализация прогнозных сценариев в следующих формах деятельности:
- социальном планировании (научно-обоснованном определении целей. Показателей, заданий развития социальных процессов и социальных отношений);
- социальное проектирование (коренное преобразование того что уже имеется);
- социальное программирование (определение приоритетных социальных проблем, таких как здравоохранение, жилье, безработица, качество жизни...).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Изучение общественного мнения в России.
2. Социологический мониторинг рынка труда.
3. Методологические и методические требования к организации социологического мониторинга.
4. Опыт мониторинговых исследований в системе управления.
5. Социального прогнозирования в образовании.
6. Социальное проектирование организаций.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В чем заключается сущность общественного мнения?
2. В чем сущность социологического мониторинга?
3. Каковы методологические и методические требования к организации социологического мониторинга?
4. Как можно применить опыт мониторинговых исследований в системе
управления?
5. Чем ценно социальное прогнозирование для управления?
6.В чем суть социального проектирования?
ЛИТЕРАТУРА
Горшков М.К. Общественное мнение как социологическая категория//Социологические исследования. 1980. N 4
Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. М., 1967
Хвостов В.А. Общественное мнение и политические партии. М., 1906
Кузьмичев В. Организация общественного мнения. М.-Л., 1926
Грушин Б.А. Есть ли у нас общественное мнение?// Новое время. 1988. N 30
Есть мнение / Под ред. Ю.А.Левады, М., 1990
Тощенко Ж.Т. О парадоксах общественного сознания // Социологические исследования 1995 N 11
Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян //Социологические исследования 1996 N 5
Жуков В.И., Прохоров В.Л. Взгляд на Россию первой половины 90-х годов//Социологические исследования 1996 N 6
Мониторинг ВЦИОМА: "Социологический мониторинг (беседа с академиком Т.И.Заславской//Социологические иследования.1994. N1.
Ахмадеев Ал.А., Ахмадеев Ан.А. Организация социологического мониторинга в агропромышленном комплексе//Социологические исследования. 1995. N2.
Комлев Ю.Ю. Опыт мониторинговых исследований в Татарии//Социологические исследования. 1993. N1.
Социальные технологии. Толковый словарь. Москва-Белгород, 1995 .
Шпак Л.Л. Практическая социология: ретроспектива и современность: Спецкурсы лекций: Учеб.пособие.Кемерово,1997.
Кравченко А. И. Социология:Хрестоматия для студентов вузов. М., 1997.351с.
Теория организаций и организационное проектирование (пособие по неклассической методологии): Учеб.пособ/ Фокина Т.П.,Слонов,Н.Н., Корсаков Ю.А., и др.; Под ред. Фокиной Т.П.и др. Саратов,1997.
Плотинский Ю. М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов:Учеб.пособ.для вузов.М.,1998.
Прогнозирование в социологических исследованиях. М. 1978. 418с.
Тощенко Ж.Т.,Ашнов Н.А.,Лапин Н.И. Социальное проектирование. М., 1983.