Эрарта — частный и первый музей современного искусства в Санкт-Петербурге, расположенный на Васильевском острове. Название музея расшифровывается как «эра арта» — «эра искусства».
Музей открыт 30 сентября 2010 года и в последние годы стабильно входит в четвёрку самых посещаемых музеев города.
Пятиэтажное здание, в котором располагается Эрарта, было построено в 1951 году для местного райкома. В советское время здесь размещался Всесоюзный НИИ синтетического каучука имени С. В. Лебедева.
Коллекция музея современного искусства Эрарта насчитывает свыше 2800 работ более 300 художников из разных регионов России. Все работы в коллекции относятся к contemporary art, то есть созданы после окончания Второй мировой войны. Для этого искусства характерно разнообразие видов — живопись, коллаж, скульптура, объект, инсталляция, видеоарт, science art, и все они представлены в музейной коллекции Эрарты.
Сначала посмотрим на некоторые пространственные композиции музея.
Это не просто инсталляция для визуального любования, а целый тренажёр. Подключение к объекту позволяет ощутить доминирование одного из полушарий мозга. В случае большей активности правого полушария усиливается звучание в правой экспрессивной части инсталляции. Если активнее левое, то сильнее звучит левая конструктивистская часть. Прибор биологической обратной связи в реальном времени реагирует на кожно-гальваническую реакцию вашей кожи, а специально написанная программа связывает его сигналы со звуковым рядом. Можно попытаться управлять логическим и образным началами, совершая осознанное усилие по их балансировке. Подробнее можно почитать на веб-сайте автора композиции.
В этой работе художник создаёт яркий образ хрупкости и беззащитности человеческой жизни перед лицом исторических катаклизмов.
На первый взгляд очертания придуманной Рыбаковым конструкции напоминают микроскоп: заботливо уложенное в гнездо из колючей проволоки яйцо находится под пристальным наблюдением. В памяти всплывает объясняющая название работы фраза из романа Джорджа Оруэлла «1984»: «СТАРШИЙ БРАТ СМОТРИТ НА ТЕБЯ». В упомянутом романе эта фраза обращается к герою с многочисленных развешанных по всему Лондону портретов тоталитарного лидера вымышленного Оруэллом государства. Но «Большой брат» (чаще всего английское “big brother” переводят именно так) не только наблюдает: он готов к действию. Штатив аккуратно придерживает револьвер. Курок, вероятнее всего, взведен: осознавая всю опасность, которой чревато обладание даже минимальной степенью свободы, обеспечиваемой курком невзведенным, государство не допустит подобного риска. Ответ на вопрос о том, существует ли вообще «Старший брат», всегда остается без ответа: в конечном счете, это оказывается попросту не важным.
Картины, представленные в музее, интересны своей встроенной оценкой современной реальности. Некоторые картины похожи на фото и кажется, что картины просто написаны по натурному образу (картины направления реализма).
На протяжении многих лет художник Максим Каёткин неизменно обращается к теме пути. Несмотря на интерес к теме движения, работы Каёткина кажутся статичными: его не интересует пафос несущихся поездов, ставших символами не только стремительного технического развития, но в некоторой степени и революции в искусстве. Поезда Каёткина лишены свойственных футуризму амбиций: скорее являясь символами прошлого, чем обещаниями славного высокотехнологического будущего, проржавевшие электрички медленно тянутся по затерявшимся в лесу рельсам.
В серии «Подземка» художница Мария Сафронова противопоставляет мир внутри и снаружи тоннелей метро, уподобляемому подземному царству, выхода из которого нет. В работе «Рыбалка» изображение уходящего вглубь бесконечного тоннеля, ярко освещенного и идеально чистого, буквально противопоставляется идиллическому изображению рыбачащих в прекрасную погоду на фоне живописного озера мужчин: холст разделен на две части таким образом, что зритель чувствует себя как бы внутри тоннеля, выходящим на поверхность.
А некоторые картины содержат элементы фантастики или неуместные в основном контексте картины элементы, но настраивающие вдумчивого зрителя на размышления.
Пустынным, населённым загадочными, полумифическими существами предстаёт Петербург на картине «Александро-Невская лавра»: город отражается в воде, из зеркальной глади которой появляется громадное чудовище. Из недр является человек – прекрасный юноша – быстро выбегающий на сушу. Этот деликатно вплетенный, как всегда у Аллы Джигирей, в пейзаж сюжет напоминает о мифе о Нарциссе, сыне речного бога Кефисса и нимфы Лириопы. Сравнение Петербурга, пристально всматривающегося в отражение своих великолепных набережных, с прекрасным юношей, завороженным собственным «повторением» на водной глади, не случайно: эта параллель нередко встречается в творчестве Иосифа Бродского. «…город, чья красота, неповторимость чья была отраженьем своим сыта, как Нарцисс у ручья».
Сюжет картины в стиле поп-арт построен на контрасте мирного голубого неба, цветов и зелёной травы с красным танком, цвет которого подчёркивает агрессивность использования военной техники в деле.
На картине «Родина», представленной в постоянной экспозиции музея, гигантское животное напряженно всматривается вдаль, тяжелой спиной попирая главный пасторальный символ России – берёзку. Перед слоном расстилается прекрасный вид на водную гладь широкой реки, возможно, Волги: впрочем, рядом с ним можно рассмотреть опорожненную бутылку, что заставляет усомниться в естественности «слоновьей» напряженности.
Остальные картины можно виртуально посмотреть на веб-сайте музея, который помог в идентификации картин и составлении описаний к фото поста. Конечно, чтобы прочувствовать настроение, переданное в современных экспонатах, лучше посетить музей лично.
Мои посты про другие, не менее интересные культурные достопримечательности Санкт-Петербурга и Ленинградской области:
Павловский дворец (Санкт-Петербург).
Удивительный мир искусства Эрмитажа (январь 2016).
Большой Гатчинский дворец (январь 2016).