Я спотыкаюсь при входе о чемодан. Старомодный такой, потёртый, у меня у дедушки такой был.
Мы несколько раз переносили встречу, и в итоге я попала к ним в гости в самый переезд - чемоданы, ремонт, суета.
Но несмотря ни на что директор Марина встречает меня радушно, говорит:
- Пойдёмте, я вас познакомлю со всеми в мастерской...
У входа мычит Оля. Оля - сложная девочка, живёт в социальном доме. Взъерошенная, нахохленная, с поцарапанным ухом, Оля пытается льняным маслом смазать декоративную менажницу. У нее не получается, она мычит от злости на непослушные пальчики.
Сопровождающая ее женщина ласково гладит Олю по плечу, говорит: "Давай еще раз попробуем? Давай?"
Оля приходит сюда, в мастерскую, на социальную реабилитацию. Другими словами, никто не ждет от Оли гениальных менажниц, можно для начала научиться не бояться людей, позволять им гладить себя по плечу...
За стеной кто-то тяжело дышит.
- Кто там? - испуганно спрашиваю я.
- Там Миша.
Я заглядываю за стену. Там Миша. В черных очках. С собакой-поводырем по имени Кэсси. Тяжело дышит Кэсси, а не Миша.
Миша - улыбается. Улыбается мне, хоть и не видит меня. Миша - один из лучших мастеров. Делает бомбические кружки, ёжики-кашпо, «хрустальные» рюмочки. Уже 6 лет делает. Наощупь.
Когда Миша пришел, он не умел ничего. Совсем. Первая кружка была такая несимметричная, что все боялись, что из Миши ничего путного не выйдет. Да и действительно - незрячий же мастер, глупо рассчитывать на шедевры. Но Миша из тех азартных перфекционистов, которые хотят доказать всему миру: "Я могу! Еще как могу!"
И ведь доказал. Он теперь - один из лучших мастеров, даёт уроки ученикам. Я тискаю Кэсси. Она старенькая, но такая ласковая.
– Кэсси - женщина продажная, она разрешает себя погладить только за вкусняшки, - смеётся Марина.
Вкусняшек у меня нет, но Кэсси милостиво разрешила потрепать себя по холке, потому что у меня блат в виде благосклонности Миши.
Мы с Мариной идем по мастерской дальше. За длинным столом сидят парни, что-то мастерят.
- Это столярная мастерская "Артель блаженных", - говорит Марина.
Я смущаюсь и пугливо оглядываюсь: не слышал ли кто из ребят.
- Марина, разве это не обидно? - спрашиваю я.
- Нет, почему обидно? В русской духовной традиции юродивый – блаженный. Так называли исстари людей с разными, как мы теперь говорим, ментальными нарушениями.
Они же Богом поцелованы.
- Ну, в этом смысле действительно не обидно, - соглашаюсь я.
- Эти ребята домашние, не интернатские. Они шлифуют заготовки для менажниц. Простое дело, но такое важное для людей, которых общество почти списало со счетов. Найти работу, повод выходить из дома...
- А это Саша. Он из психоневрологического интерната. Сейчас живет в квартире сопровождаемого проживания. Благодаря пандемии его выпустили к нам, несмотря на то, что несколько лет назад лишили дееспособности. А он оказался способнее многих дееспособных. Работает менеджером. Отслеживает интернет-заказы. Доставляет их. Ответственный, добрый, интеллигентный. Мы очень надеемся на то, что дееспособность ему восстановят, и он сможет вернуться к нормальной жизни.
- А это Людмила, - представляет мне Марина симпатичную женщину.
- Добрый день, Людмила, - здороваюсь я.
- Она не слышит. Но она гениально расписывает керамику. Смотри...
Здесь у нас керамическая мастерская, шоу-рум.
Я смотрю работы Людмилы. Действительно гениально.
Я никак не могу поймать слово, которые характеризует их работы.
Ммммм... О! Поймала!! Конкурентноспособные! Вот!
Их работы и правда крутые. Менажницы, фонарики, чашки, кружки. Красивейшие, яркие, со смыслом и символикой. Никаких скидок на то, что их делали люди с инвалидностью, не надо. Их хочется трогать, смотреть, купить.
Благотворительный фонд "ТОК" занимается социальным производством. Это такое производство, которое создаёт рабочие места для людей с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья.
Есть люди, которые не могут найти себе работу на открытом рынке труда. Ну кто возьмет себе работника с психиатрическим диагнозом, с сильновыраженным аутизмом, умственной отсталостью? Да никому такие проблемные сотрудники не нужны. А Марине нужны. И Андрею, который создал 15 лет назад эту самую "Артель Блаженных", нужны.
- Сейчас я познакомлю тебя с нашим самым главным вдохновителем Андреем, - Марина показывает мне лохматого и бородатого мужчину в шикарном вязаном свитере.
- Вот он.
Андрей смущается. Он что-то ремонтировал, что-то переносил, весь измазался в извёстке. А в руках у него - коробочка с надписью "Дюбель-гвоздь".
- Это для плинтусов... Напутали... Вот, исправляю, - смущенно поясняет он.
- Андрей, какой же вы... колоритный. Кто вам связал такой свитер?
- Это мне в Абхазии женщина одна...
- Вообще человеку нужен один свитер на зиму и одна футболка на лето, и всё, да, Андрей?- комментирует Марина.
Он вздыхает и кивает.
- У Андрея пятеро детей. Дочка вторая - с очень тяжелой формой ДЦП . Но выходили девчонку. Сейчас ей 23 года. Она у нас тут звезда. Ну а Андрей у нас такой... Гордый... Не любит просить. Благотворительной помощи не хочет. Мы, говорит, сами заработаем. А я ведь знаю, чего стоит "Артели" свести концы с концами. Прям хочется схватить его за бороду и... прям не знаю, что с ним сделать!!! - шутит Марина.
Видно, что они не просто хорошие друзья. Люди, совпавшие миссиями.
Мы присели с Мариной на диван.
- Марин, можно я честно? Первые минут 20 я смотрела на эту вашу движуху и думала: "Боже, что я тут делаю?" Ничего не понимала. Впечатление, будто это другая планета. Марин, а вы здесь что делаете? На этой другой планете?
- Хороший вопрос. Думаю, это характер. Я еще в конце 80-х пробовала себя в роли волонтера. Выучила дактильную азбуку, помогала слепоглухим. Но тогда это ничем не кончилось. А когда 10 лет назад умер мой муж, выросла дочь, оказалось, что у меня накопились ресурсы, чтобы помогать по-настоящему. И предпринимательская хватка проявилась, о которой я не подоздевала в своей советской юности...
В общем, #АрмияВолшебников, история такая. Одна большая шведская компания (да-да, та самая, о которой все подумали сейчас, но называть ее нельзя пока) заказала артели огромное количество продукции. Это большая, масштабная, ежемесячная партия, и произвести ее вручную, без станка, немыслимо.
А компания хочет уже к лету - готовую продукцию. А станок где взять? Не отказываться же от заказа!
Договор с мега-крутой компанией заключили, бросились к государству, меценатам, инвесторам...
Помогите, ребятушки, станок купить.
Но никто не может помочь социальным предпринимателям - нет возможности.
Вот и крутятся сами. Марина сказала: "Ну давайте сами заработаем!" У нее же предпринимательская хватка.
И придумала она краудфандинговый сбор на станок. Это когда вы, покупая их продукцию, произведенную особенными людьми, помогаете заработать на станок.
А Андрей только рад, что сами. Не любит просить.
Это правда какие-то другие люди. Не объяснить словами. Просто другие. Другой мир, другая планета.
Сбор на платформе "Планета" на станок для другой планеты под ссылкой.
Там не надо просто деньги переводить - купите их чудесные поделки, пожалуйста.
Ну правда чудесные!
Я вот купила себе тарелочку с велосипедиком.
Милота такая, невозможная!