Найти тему
Ближе к делу

Юридические ошибки, которые чаще всего допускает малый бизнес

Оглавление

Согласно статистике аналитической компании CB Insights, проблемы с законодательством — одна из ТОП-16 причин, из-за которых погибают стартапы. При этом предприниматели, в большинстве своем, часто совершают сходные ошибки.

В этом материале Алексей Шевердяков, адвокат, член Адвокатской палаты города Москвы, рассказывает об основных юридических ошибках малого бизнеса и о том, как их не допустить.

Ошибка 1: неправильная организационно-правовая форма

В России ИП зарегистрировано в два раза больше, чем ООО и АО вместе взятых. И это объяснимо: ИП платят меньше налогов, заполняют не так много бумаг и ведут упрощенный бухучёт.

Однако наряду с преимуществами у формы ИП есть ряд недостатков, которые стоит учитывать, если вы собираетесь регистрироваться индивидуальным предпринимателем:

Есть ограничения по виду экономической деятельности. ИП не могут создавать СМИ, производить алкогольную и фармацевтическую продукцию, продавать оружие, открывать ЧОП и др.

ИП труднее масштабировать. В ООО или АО гораздо легче привлечь внешнее финансирование и наладить связи с инвесторами.

Управлять может только один. Форма ИП предполагает, что основной выгодополучатель от бизнеса – его основатель. Если предпринимателей двое или больше, то в дальнейшем могут появиться сложности в управлении компанией.

Ошибка 2: проблемы с налогообложением

Малый бизнес чаще всего останавливается на упрощённой системе налогообложения (УСН), потому что это выгоднее. Но у УСН есть и свои минусы.

Во-первых, бизнес на УСН не может открывать отделения и филиалы в других городах и регионах. Во-вторых, ИП на «упрощёнке» могут заниматься только разрешёнными видами экономической деятельности. И, в-третьих, с бизнесом на УСН редко работают крупные партнёры на ОСНО: им нужно платить НДС, и они требуют того же от контрагентов, чтобы потом не разбираться с налоговой.

Ещё одна проблема с налогами — неправильное распределение налоговой нагрузки. Правильно и законно сэкономить на налогах вам поможет опытный бухгалтер. Если нет возможности его нанять, можно попытаться справиться своими силами, хотя это довольно рискованно.

Ошибка 3: невнимательность

Начинающие предприниматели часто небрежно относятся к документам и редко проверяют контрагентов. В итоге — договоры с фирмами-однодневками, скандалы, штрафы и подпорченная репутация.

Чтобы убедиться в надёжности партнёра, перед началом сотрудничества убедитесь в том, что:

Партнёр не банкрот

Узнать об экономической состоятельности партнёра можно через «Федресурс» бесплатно. Также полезно будет узнать об экономическом состоянии компании в целом. Сделать это можно через платные сервисы.

Партнёр выполняет обязательства

Посмотрите данные о судебных претензиях в адрес партнёра через «Картотеку арбитражных дел». Выясните, насколько добросовестно он работает. Действующие задолженности можно посмотреть в «Банке данных исполнительных производств».

Партнер платит налоги

Чтобы не разбираться с ФНС, посмотрите заранее, платит ли ваш потенциальный партнёр налоги. Сделать это можно через сервис автоматической проверки контрагентов по официальным источникам.

Ошибка 4: неправильно оформленные договоры

Ошибок, связанных с договорами, может быть множество. Разделим их условно на три группы:

Договоры между владельцами бизнеса и менеджментом

В подобных договорах можно неправильно выстроить систему корпоративного управления. А это — прямая дорога к разбирательствам и судам. Распределяйте обязанности и права честно, уделяйте больше внимания уставу компании, корпоративному договору и т.д.

Договоры между владельцами и инвесторами

Проблема с инвестициями — разные планы владельцев бизнеса на привлечённые деньги. Часто это приводит к конфликтам: одному владельцу приходится продавать свою долю другому, потому что у них различаются взгляды на будущее компании.

Договоры между предпринимателями и партнёрами

В таких договорах значимую роль играют детали, на которые никто обычно не смотрит. Например, помещение не подходит арендатору по техническим параметрам, хотя на бумаге у арендодателя всё хорошо.

Заранее перепроверяйте всю информацию и будьте внимательнее.

Вместо вывода: чек-лист, чтобы избежать ошибок

  1. Подумайте о будущем. Если бизнес будет стремительно масштабироваться, ИП и упрощенное налогообложение – не лучший выбор.
  2. Проверяйте добросовестность партнёров и контрагентов.
  3. Следите за изменениями в законах.
  4. Периодически проводите независимый аудит, чтобы выявить проблемы ещё в зародыше.
  5. Детальнее работайте с документами. Без юриста это может быть сложно, поэтому, возможно, его стоит нанять.

Дарим клиентам Банка ВТБ персональную консультацию от ведущих экспертов рынка. Узнайте, как организовать бухгалтерский и налоговый учет для вашего бизнеса.