Что получится, если соединить усилия двух неплохих писателей, один из которых специализируется на военной фантастике и фэнтези, а второй — на альтернативной истории? Правильно, получится отличная боевая фантастика на исторической закваске.
Цикл о византийском полководце Велизарии американских писателей Эрика Флинта и Дэвида Дрейка появился на свет именно благодаря этому рецепту. Кстати, имена писателей настоящие, уж не знаю, было ли сочетание двух фамилий великих пиратов стартовой точкой для соавторства, но получилось забавно. Эрик Флинт преимущественно специализируется на альтернативной истории, Дэвид Дрейк — на разнообразных вариациях военной фантастики (включая фэнтези). Итог — масштабный (рискну даже назвать его эпическим) цикл из шести частей. К сожалению, на русский переведены почему-то только пять, до последней у издателей руки так и не дошли, увы.
1. Окольный путь
2. В сердце тьмы
3. Щит судьбы
4. Удар судьбы
5. Прилив победы
6. The Dance of Time
Итак, Византия, шестой век, правление императора Юстиниана. Весь необходимый антураж в наличии — персы, катафракты, сражения, интриги, епископы и шпионы. В качестве фантастического допущения — некая сущность, именующая себя Эйд и засланная из будущего, чтобы найти человека, которому при помощи Эйда удастся противостоять другой сущности, уже вовсю окучивающей в далекой Индии великую империю Малва. Понятно, наша сущность хорошая, а которая в Индии — плохая. Прием, прямо скажем, незатейливый, эдакий ближайший родственник самого обычного «попаданчества», только вместо живого человека тут проводники определенных технических и тактических идей.
И вот самое главное — вовремя сообразить, что именно вы читаете. Потому что если вы хоть немного знакомы с исторической эпохой, в которую авторы поместили своих героев, то сначала вы подымете одну бровь, от удивления, потом вторую, а потом у вас все лицо уедет на затылок. Потому что Византия из цикла на реальную историческую Византию похожа не больше, чем Астерикс и Обеликс на реальных галлов.
Нет, формально все на месте — в географии и в именах (в тех, которые имеют реальных исторических прототипов) авторы, конечно не путаются. Однако, во-первых, цикл наполнен огромным количеством анахронизмом, и я не имею виду «технические подсказки», подбрасываемые «компьютером-попаданцем». Речь о другом: и в речи персонажей и вообще в тексте постоянно используются слова, понятия и термины, которых в шестом веке просто не существовало. Ну не измеряли ромеи расстояние в футах, а время в секундах (это только первые два примера, пришедшие мне в голову). Но дело даже не в этом, главное — это что все главные герои ведут себя, и, главное, думают не как люди из шестого века нашей эры, а как самые обычные наши современники. Ну, хорошо, может, не обычные, а выдающиеся, но именно как современные люди. Велизарий из цикла — это не Flavius Belisarius из византийской провинции, а толковый современный генерал, обряженный в доспехи катафракта. То же касается и большинства остальных сквозных персонажей цикла.
И вот что удивительно — как только ты это сознаешь, в голове щелкает: «Да Эйд с ней, с исторической достоверностью, это же просто фэнтези», и читаешь с искренним удовольствием. Как и положено в фэнтези, герои тут чисты и прекрасны (несмотря на некоторую позаимствованную из «темной стороны» жанра свирепость), а негодяи — ужасны, подлы и отвратительны. Классика — силы добра ведут титаническую борьбу против армий тьмы, чтобы всеобщими усилиями одержать верх. Что с того, что вместо магических файерболлов и драконов, они используют (благодаря контрабанде технических идей из будущего) аркебузы и пароходы? Суть та же.
Оговорюсь специально для любителей движняка — этого добра в цикле предостаточно. Большинство главных действующих лиц с обеих сторон — профессионалы экстра-класса по боевой расчлененке, каковая регулярно описывается авторами с почти анатомической достоверностью, время от времени переходя в массовые (иногда почти эсхатологических масштабов) побоища.
В целом, конечно, основное направление сюжета угадывается еще с середины первой книги цикла, но читается все равно с удовольствием — повествование достаточно гармонично переходит от одного грандиозного сражения к другому посредством разнообразных квестов для героев книги и кружева интриг, которое все это связывает воедино.
Суммируя все написанное, можно сказать, что цикл о Велизарии - отличное чтиво в стиле «боевого фэнтези», слегка припудренного историческим антуражем. А еще хочу поблагодарить моего хорошего знакомого по Дзену — его канал Мельник стоит того, чтобы подписаться — который мне об этом цикле напомнил и уже неоднократно просил, чтобы я сделал обзор. Дружище, это для тебя!
Ну а если вам обзор понравился — поддержите меня лайком, комментарием и подпиской! И обязательно заходите еще — будет интересно!