Продолжение. Начало здесь
2. Донован, Миа Фэрроу и Майк Лав были всего лишь тремя достойными внимания гостями The Beatles в ашраме.
В феврале 1968 года в Индию прибыли участники The Beatles и их близкие – сначала Джордж Харрисон и Джон Леннон, а затем Пол Маккартни и Ринго Старр. Помимо The Beatles, певицы Донован, актрисы Мии Фэрроу и Майка Лава из Beach Boys, в ашраме в этот период останавливались и другие западные люди. Среди известных были Пол Хорн, американский джазовый флейтист, которого "Нью-Йорк Таймс" позже описала как отца-основателя музыки Нью-эйдж; Пруденс и Джон Фэрроу, братья и сестры Мии Фэрроу; Нэнси Кук де Эррера, американская светская львица которая была одной из первых западных сторонниц трансцендентальной медитации; Тим Симкокс, американский актер, который появился во многих телесериалах, таких как «Золотое дно» и «Дымок из ствола» (Синтия Леннон вспоминала в своей книге 2005 года «John», что Джон Леннон обвинил ее в любовной связи с Симкоксом); модель Дженни Бойд, сестра Пэтти Бойд и будущая жена барабанщика Мика Флитвуда; Льюис Kэфем, единственный допущенный журналист, командированный от The Saturday Evening Post; Мэл Эванс, давний роуди и личный помощник The Beatles, еще с первых дней группы в клубе Cavern; Алексис “Волшебный Алекс” Мардас, греческий изобретатель и сотрудник Apple Corps; и фотограф Зальцман. «Недели, проведенные The Beatles в ашраме», — писал позднее Зальцман, — «были для них уникальным спокойным и творческим оазисом: медитация, вегетарианская еда и нежная красота предгорий Гималаев. Не было ни фанатов, ни прессы, ни суеты с напряженными графиками, и в этой свободе, в этой единственной капсуле времени они создали больше великой музыки, чем в любой другой подобный период их славной карьеры».
3. Жизнь в ашраме была похожа на летний лагерь.
Ашрам Махариши был построен в 1963 году на пожертвование в размере 100 000 долларов от американской наследницы Дорис Дьюк и занимал 14 акров леса. Дом, по словам Зальцмана, состоял из шести длинных бунгало, каждое из которых содержало пять или шесть двухместных номеров, а также клумбы с красными цветами гибискуса и несколько огородов. Помимо собственного бунгало Махариши, здесь были почта, лекционный зал и бассейн. Нэнси Кук де Эррера руководила подготовкой комнат The Beatles до их прибытия. «The Beatles никогда не понимали, что было сделано, когда они вошли в свои комнаты», — сказала она позже. — «У них на кроватях были матрасы. Мы повесили занавески, повесили зеркала. У нас даже была сантехника, которая работали». Синтия Леннон вспоминала свою с Джоном комнату в ашраме, где стояли кровать с балдахином, электрический камин и несколько стульев.
В «The Beatles Anthology» Маккартни сравнил опыт пребывания в ришикешском ретрите с летним лагерем: «Ты вставал утром и спускался к общему завтраку», — сказал он. «Еда была вегетарианской... И я думаю, что мы, вероятно, ели кукурузные хлопья на завтрак. После завтрака вы возвращаетесь в свое шале, немного медитируете, обедаете, а затем, возможно, состоится беседа или небольшое музыкальное мероприятие. В основном это была просто еда, сон и медитация — с редкими небольшими лекциями от Махариши». Майк Лав вспоминал в своих мемуарах «Good Vibrations», что окружающая животная жизнь проникала в ашрам: «Пауки, бродячие собаки и даже случайный тигр бродили по территории. Ночные звуки были пронзительным хором диких животных — павлинов, ворон и попугаев. Вопли и кудахтанье, может быть, и нервировали кого-то, но я чувствовал себя умиротворенным».
По словам Донована, в конце дня музыканты играли музыку вместе. «Сочинять песни было легко», — написал он в автобиографии. — «Пол Мак никогда не выпускал из рук гитару. Однако он позволил нам всем записать несколько песен, и вы можете услышать результаты на следующих пластинках: «Белый альбом» The Beatles и мой собственный «The Hurdy Gurdy Man»».
4. У Махариши были некоторые уникальные причуды.
Махариши оказался более подкованным в бизнесе и средствах массовой информации, чем могли предположить его последователи. Согласно книге бывшего соратника The Beatles Питера Брауна «Love You Make», перед поездкой The Beatles в Индию Махариши вел переговоры с юристами ABC о специальном телевизионном выпуске, который включал бы выступление группы. Несмотря на то, что Браун предупредил Махариши, что такая договоренность невозможна, Махариши продолжал говорить адвокатам ABC, что он все еще может осуществить сделку. Наконец, Браун в сопровождении Харрисона и Маккартни посетил Махариши в Швеции и сказал ему, чтобы он не использовал The Beatles в своих деловых целях, на что Махариши кивнул и хихикнул. «Он не современный человек», — сказал Харрисон, цитируемый в книге Брауна, на обратном пути. — «Он просто не понимает этих вещей».
В своей книге «With The Beatles» Льюис Лэфем рассказал о том времени, когда Махариши организовал групповое фото своих учеников, в том числе The Beatles. «Он назначил себя режиссером на съемочной площадке», — писал Лэфем о Махариши. Готовясь к фотосессии, Махариши наблюдал за строительством яруса трибун, а также за размещением сидячих мест. Он указывал фотографу: «Прежде чем сделать снимок, вы должны прокричать 1, 2, 3... любой снимок, и вы должны кричать» Затем Махариши говорил своим ученикам: «Теперь давайте все вместе, космические улыбки... и смотрим в объектив».
Лэфем также писал, что Махариши, по-видимому, любил вертолеты, и вспоминал, как гуру смотрел на вертолет, «как ребенок смотрит на огромную сложную игрушку». Маккартни вспомнил, как Махариши однажды взял его с собой в Нью-Дели. В вертолете нашлось место еще для одного человека, который мог бы сопровождать Махариши, и Леннон принял приглашение. «Позже я спросил [Джона]: «Почему ты так стремился встать рядом с Махариши?» — сказал Маккартни в «The Beatles Anthology». — «По правде говоря, — сказал он, — я подумал, что он может подкинуть мне ответ». Это очень похоже на Джона!» Маккартни также вспомнил разговор с Махариши, когда тот спросил, какую машину купить. «Мы сказали: «Ну, Мерс, Махариши. Мерседес, очень хорошая машина» – «Практичная? Долго едет? Хорошо работает?» — «Да». — «Ну, тогда нам надо купить "Мерседес"».