Найти тему
moltes moltes

Верно ли, что название "Азербайджан" современное?

Тема истории Ирана актуальна по сей день. Для народов же Кавказа данная тематика имеет сакральный смысл , особенно в свете сложных отношений в регионе с пёстрым этно-конфессиональным населением. Но наши посты не являются научными статьями (оставим это академическим историкам).

Мы обращаемся к тем, кто довольствуется не историческими сведениями, а хочет иметь исторические факты и придти к высшей цели, исторической правде. Обратим ваше внимание на то, как модно со времён эпохи Западного Возрождения пользоваться историческими шаблонами. В многочисленных исторических диспутах оппоненты осыпают друг друга дождём шаблонов, выставляя их за неоспоримые исторические факты. При этом все стороны игнорируют неоспоримые исторические факты(порой), путают понятия и определения такие, как государство и союзная республика, колонизация и оккупация, суверенность и подмандатная территория, и т.д.

Важное место в нашем посте отведено тематике названий стран и государств, принявший истерический характер в постсоветском пространстве.

А теперь об Азербайджане, который является ближайшим соседом государства Иран. Уведомляю уважаемых читателей, что мы в курсе, когда появилась республика Азербайджан (хотя со многими наше мнение по поводу становления этого государства расходится). Пост о том, когда и у кого упоминалось название территории «Азербайджан» до становления одноимённого государства.

В основном арабские историки часто упоминают в своих работах как «Иран», так и «Азербайджан». Ниже приведённые источники при адекватном восприятии должны снять с повестки дня, как минимум, вопрос об авторстве то ли Сталина, то ли Ленина, то ли всей партии большевиков, в нарекании страны и придумывании народа. Ещё раз напомню для трафаретно мыслящих, что претензий на название страны «Азербайджан» в средневековье нет. Речь идёт о названии региона в далёком прошлом, совпадающего во многих областях с нынешней одноимённой страной. Думаю, стоит напомнить, что в средневековье подавляющее большинство ныне существующих государств (в том числе и европейских) также назывались совсем иначе.

Итак, находим у историка из Хорасана Аш-Шахрастани («Философия озарения» стр.158), жившего в 12 в. : " Зардуштиты это — приверженцы Зардушта (Заратуштры), сына Порушаспа, который появился во время царя Гуштаспа, сына Лухраспа (Лограспа). Его отец был родом из Азербайджана, а мать — из Рея, имя ее — Дугдуйе . .....Затем Аллах произвел дух Зардушта на дереве, которое Он вырастил в высшей сфере (на седьмом небе) и посадил на вершине одной из гор Азербайджана, известной под названием Асмавандагар." Отметим, что имя Пророка на языке племени Маги звучит как "Зараастра" ("Астра" означает "звезда" на санскрите)

Место и время рождения Зарадушта доподлинно неизвестно. Считается, что он выступил на территории, населенной иранскими племенами (возможно в Хорезме, Бактрии, Согде). Согласно ал-Бируни (11 век), опиравшемуся на более позднюю ирано-сасанидскую традицию, новое учение зародилось в Азербайджане. О самом Зарадуште он говорит как о «родившемся в стране Мидия, по происхождению из Азербайджана». (Произведения, т. I , с. 205–206). В своих работах он упоминает племя Маги и трёх его представителей, посетивших Младенца Иисуса с дарами (в христианской традиции их именуют «маджи», по-русски «волхвы»), которые также, по его мнению, были из "земли Азербайджан".

-2

Согласно трудам ал-Мас‘уди от 10 века (Муруôдж, т. II , с. 127), первым «верховным жрецом» (мобад) после Заратуштры был «ученый Ханас из Азербайджана», которого на эту должность назначил царь Виштаспа .

Налицо факт приверженности к определённой школе, что можно наблюдать во всех областях. Подобные разночтения в исторической науке обусловлены, как правило, несколькими банальными факторами: удобство или простота для летописцев (сведения зачастую получали через третьи руки), политическая составная (летописцы в большинстве случаев были зависимы и находились на содержании). Таким образом мы и получаем разницу между Западной историографией(к ней же и относилась всегда Российская) и трудами восточных историков.